План – конспект урока по истории на тему
«Рост и укрепление древнерусских городов» (7 класс)
Цель: дать учащимся общее представление о древнерусских городах.
Задачи:
-формировать у учащихся знания об укреплении древнерусского города, о жителях города;
-способствовать развитию познавательных способностей, внимания; продолжать развивать навыки самостоятельной работы
с учебником, извлекать новые знания и применять их на уроке;
- воспитывать чувство уважения к людям труда;
Основные знания: древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли.
Основные термины и понятия: кремль, торг, посад, корчма.
Оборудование и материалы: иллюстрации, слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент. Дыхательная гимнастика:
Встать прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. Делать короткие, как укол, вдохи и выдохи, громко шмыгая носом.
- приветствие;
- проверка учебных принадлежностей;
II. Повторение пройденного материала.
- Много добрых и славных дел совершил Ярослав Мудрый для Руси. О них вы узнали на прошлых занятиях. Русь при Ярославе стала могучим и крепким государством. Что же стало с русской землей после смерти Ярослава Мудрого?
Ответы на вопросы
1)Как жила Русь при сыновьях Ярослава Мудрого?
2)Когда стал княжить в Киеве Владимир Мономах?
3)Что полезного сделал Владимир Мономах для Руси?
4)Какие поучения давал Владимир Мономах детям?
« Историческая уха» 1 человек у доски
- запишите год и определите век.
879 г – образование Киевской Руси ( 9в), 988 г – Крещение Руси(10 в), 1019г – правление Ярослава Мудрого(11 в), 1113г –начало правления Владимира Мономаха (12в)
-в каком году начал править Владимир Мономах?
Индивидуальное задание: раскрасить древний город
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
- С приходом к власти Владимира Мономаха на русской земле наступил мир и спокойствие. Люди стали заниматься мирными делами: земледелием, ремеслами, торговлей. Древнерусские города развивались и становились центрами культуры, ремесла, торговли. Рассмотрим, как росли и укрепились древнерусские города.
- Сообщение темы урока: «Рост и укрепление древнерусских городов». (письменно число, тему урока)
IV. Изучение нового материала. Слайд I (тема, план урока)
- Сообщение плана урока:
1) укрепление древнерусского города;
2) внутреннее расположение города;
3) жители древнерусского города;
4) посад – часть города, вне крепостных стен;
1) Работа по плану первого вопроса. Слайд II, III(древнерусские города)
- Рассказ учителя об укрепление древнерусского города; по ходу рассказа отвечают на вопросы.
а) Из какого материала строили стены городов? (просмотр иллюстраций в учебнике стр.176,177)
б) Для чего строили башни?
в) Что строилось вдоль стен?
г) Как можно было попасть в город?
2) Работа по плану второго вопроса. Слайд IV (кремль)
- Используя вспомогательные слова (на карточках) найти ответы на вопросы.
а) Что находилось в центре города?
(вспомогательные слова: кремль – центр, храмы, дворцы; двух и трехэтажные дома богатых горожан, огороженные крепостью; бояре, князья, купцы). Работа с иллюстрацией в учебнике.
Словарная работа: кремль (находят объяснение слова в учебнике)
б) Кто такие ремесленники? Чем отличались дома ремесленников? (вспомогательные слова: плотники, кузнецы, оружейники, золотых дел мастера, кожевенники; на первом этаже мастерская, на втором этаже жила семья).
-Чем объяснить, что в городе были улицы с названиями: Гончарная, Кузнечная, Оружейная? На правом берегу реки Зилаир есть маленький поселок, которую по старому называют Кожевня. В 1850 году существовало 9 кожевенных заводов. Производственный процесс сводился к очистке, смягчению и дублению кожи, которая после этого была пригодна для пошива обуви.
Карточки с заданием:
Задание. Соотнеси занятия ремесленников с названиями московских улиц.
Кузнецы | Кожевническая улица |
Гончары | Кузнецкий мост |
Оружейники | Улица Хамовнический вал |
Хамовники (ткачи) | Гончарная набережная |
Кожевники | Оружейный переулок |
Физминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты и закрывают глаза на минутку)
В это время учитель переодевается в торговца, включает фоном Звук Базара
в) Центром торговли в городе была торговая площадь, которую горожане называли торг.
Закличка: Подходи, народ честной! Покупай товар простой!
Кому ткань? Кому меха? Кому рыбьи потроха?
Дети подходят к торговому ряду, рассматривают товары.
- Чем же торговали в Древней Руси? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и опишите городской торг. стр. 179
- Что проходило на торговой площади? (веселые представления, городские собрание, вершился суд, разбирались споры, наказывали виновных стр. 180)
Словарная работа: торг (находят объяснение в учебнике)
- Какие существовали деньги на Руси? Слайд V,VI, VII (обмен товарами, гривны - слитки серебра, меховые деньги)
1) Одна шкурка называлась кун. Одна гривна = 25 кунам. Если просили на торгу за хорошего скакуна – 3 гривны, сколько можно отдать шкурками?
2) За хорошую лодку просили 2 гривны. Сколько можно отдать шкурками?
3)Работа по плану третьего вопроса (работа в группе).
- Мы узнали о внутреннем расположение города, о домах богатых людей, о торговли. Как же одевались в Древней Руси. Каждой группе задание с описанием одежды жителей Древней Руси, вы должны определить кто это, найти соответствующую картинку и вклеить ее в тетрадь.
Задание 1. Эти люди одевались в богатые одежды, украшенные драгоценными камнями, золотом, серебром. На ногах надеты шитые золотом и серебром кожаные сапожки. Зимой носили богатые шубы из меха соболя или лисицы, высокие шапки из меха. (князья и бояре)
Задание 2. Этих людей всегда можно узнать по одежде. Они носили порты (штаны) и рубаху из простой полотняной ткани. Порты заправляли в кожаные сапоги. На голову надевали матерчатые (тканевые) шапки с заостренным верхом, а на плечи накидывали короткий плащ. (ремесленники)
Задание 3. Эти люди одевались побогаче: шапки у них были отделаны мехом и сапоги из более мягкой кожи. Одевались в вышитые кафтаны из дорогой ткани. Пояса носили широкие, за поясом спрятали кошель – мешочек с монетами. Зимой носили шубы из дорогих мехов. (купцы)
Задание 4. Эти люди одежду носили свободную, чтобы она не мешала работать в поле и дома. Мужчины носили широкие штаны и длинную рубаху. Рубаху подпоясывали веревкой или широким поясом, на ногах лапти. Женщины тоже носили широкие рубахи до самой земли. (крестьяне, земледельцы)
Гимнастика для глаз:
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1- 4, широко
раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6 Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд
вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо),делать медленно круговые
движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону:
вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
4) Работа по плану четвертого вопроса. Слайд VIII
- Как вы думаете, где жили крестьяне, земледельцы? Рассказ учителя о посаде.
Словарная работа: посад, корчма (находят объяснение в учебнике)
- Краткое обобщение изученного материала и вывод, что древнерусские города были центром культуры, ремесла и торговли.
V. Закрепление нового материала. Ответы на вопросы.
- Как укреплялся древнерусский город?
- Какие постройки находились внутри города?
- Как вы считаете, какое место в городе было главным? Почему?
- Кто жил в городе?
- Почему корчмы строились вне крепостной стены?
VI. Подведение итогов.
- Оценка знаний, комментарии
- Домашнее задание: 176-181 читать, ответить на вопросы
Индивидуальное задание: стр.182 (как торговали в древней Руси)
Индивидуальное задание: раскрасить костюм князя и княгини.