МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Челябинской области
Троицкий городской округ
МБОУ «СОШ № 3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука профессий»
для 2 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ванзина Анастасия Дмитриевна
Учитель начальных классов
Тел.: +7 (951) 118-47-51
Эл. адрес: [email protected]
Г. Троицк, 2023-2024
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка 3
Актуальность 8
Планируемые результаты 11
Методы, приемы и формы профориентации в начальной школе 16
Тематическое планирование 19
Календарно-тематическое планирование 21
Результативность 30
Приложение А 34
Приложение Б 37
Приложение В 38
Пояснительная записка Рабочая программа курса для 2 класса начального общего образования «Азбука профессий» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Азбука профессий», автор Ванзина Анастасия Дмитриевна, учитель начальных классов.
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребёнка 7-8 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.
Что же такое профориентационная работа для начальной школы?
Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.
Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.
Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профориентационной работы в школе может быть более эффективной, если:
•Изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;
•Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;
• Будет создана пропедевтическая профориентационная педагогическая система начальной школы;
•В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;
•Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
• Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы «Азбука профессий» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Данная программа курса предполагает реализацию через:
•Внеурочную деятельность детей – программа «Азбука профессий» (социальное направление внеурочной деятельности);
• Внеклассную работу.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Рабочая программа курса «Азбука профессий» реализует направление духовно-нравственное во внеурочной деятельности в рамках обновленного ФГОС начального общего образования.
Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда; а также функциональную грамотность Рабочая программа рассчитана на 1 год (2 класс).
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, а также применяются дистанционные технологии и электронное обучение. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности, участие в проектно-исследовательских работах.
На реализацию рабочей программы курса «Азбука профессий» во втором классе отводится 68 часов (2 раза в неделю).
Актуальность В свете модернизации российского образования, сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить обучающихся учиться, на языке психологии это означает — научить их хотеть учиться.
В школе многое делается для формирования у обучающихся положительного отношения к учению. На это направлено использование всех видов проблемно-развивающего, личностно - ориентированного обучения, применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной и групповой работы, учет возрастных особенностей школьников и многое другое. Так личностно - ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и удовлетворенности ею.
Трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Не редкость случаи, когда обучающиеся, обладающие объективно меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям и усердию добиваются лучших результатов в учебе.
Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе младшего школьника. Когда ребёнок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы. Но в ходе обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами способствуют включению ребёнка в учебную деятельность.
На ряду существования множества мотивационных программ и методик, в предлагаемой программе обучение детей строится на основе игровой мотивации, которая перерастает в учебную. Здесь ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей и умений.
Данная программа построена таким образом, что с одной стороны учащиеся младших классов знакомятся с профессиями взрослых, а с другой — школьники тренируют различные виды своих учебных способностей и умений. Также достоинствами предлагаемой программы являются: преобладающее количество интересного и увлекательного учебно-игрового материала (обучение через игры), применение информационно-коммуникационных технологий с целью дистанционного и/или электронного обучения, активное взаимодействие с родителями детей, широкий адаптационный спектр в работе с младшими школьниками разного уровня развития.
Обучающиеся 2 класса еще далеки от выбора профессии, но проведенная с ними работа по данной программе должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах.
Цель программы
Формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка, а также возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Расширение знаний о мире профессий, приобщение к ним с помощью дистанционных, виртуальных и игровых технологий.
Задачи
- Знакомить младших школьников с миром профессий;
- Учить логически мыслить, делать выбор и принимать решения;
- Предоставить возможность учащимся тренировать различные виды способностей;
- Исследовать свои способности применительно к изучаемым профессиям;
- Повышать заинтересованность учащихся в тематике занятий;
- Развивать творческие и умственные возможности детей;
- Создавать условия эффективного взаимодействия и общения;
- Создавать условия дистанционного, виртуального облучения;
- Обучить основным приемы выполнения учебных проектов.
Планируемые результаты Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к саморазвитию, используя информационно-коммуникативные технологии дистанционного обучения;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- осуществлять поиск информации в дистанционно-электронном пространстве;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках занятия.
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения программы «Азбука профессий» младший школьник должен
Знать:
- Основные сферы профессиональной деятельности человека;
- Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- Основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- Оперировать основными понятиями и категориями;
- Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- Выполнять учебные проекты.
Методы, приемы и формы профориентации в начальной школе В 2 классе у ребенка формируются умения и навыки общего труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека. На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. В городе, например, встретив продавца в магазине, поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. На стройке обратить внимание детей на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в школьный сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. Также можно проводить виртуальные экскурсии, используя дистанционные и эллектронные технологии обучения. На классных часах преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе» и др.
Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся что-то сотворить своими руками. Информационная поддержка в виде викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа - это следующий ресурс, который надо развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессиями – это неоценимый вклад в расширение представлений ребёнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно, должен быть игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, раздаточный материал, виртуальный кабинет по профориентации. На сегодняшний день проводится работа по профориентации в основном за счёт интеграции в различные предметы, но в соответствии с новыми стандартами необходимо развивать практическую деятельность детей по этому направлению, подключая интернет – ресурсы. Заканчивая начальную школу, дети должны иметь начальное представление о поиске сведений о профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и исследовательской деятельности.
Методы игровой коррекции: развивающие, дидактические, ролевые и подвижные игры психогимнастика; АРТ-терапия: рисуночная, музыкотерапия, элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание; упражнения, беседы, примеры из жизни и биографий, диалоги, загадывание загадок; дискуссии, обсуждения; сюрпризный момент; работа в парах и в малых группах; чтение художественной литературы; работа с раздаточным материалом; тестирование; рассматривание картин, альбомов и иллюстраций; физкультурные разминки; конструирование из спичек и бумаги; пантомима; метод модификации поведения: тренинг поведения; головоломки и ребусы; приёмы релаксации.
Метод проблемного обучения (основной метод), позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в проводимых занятиях.
На занятиях используются следующие формы работы:
Классные часы и беседы о профессиях.
Тренинговые и тематические занятия.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии.
Виртуальные экскурсии с применением ИКТ.
Игры-викторины.
Встречи с людьми разных профессий.
Описание профессий.
Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
Реклама профессий.
Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
Лекция.
Дискуссия.
Творческая работа.
Практикум. Мастер-классы.
Материально-методическое обеспечение программы:
1 Разработки занятий «Азбука профессий»,
2 Банк презентаций «Азбука профессий»,
3 Ноутбук,
4 Проектор,
5 Сборник игр и упражнений для проведения тренингов.
Продукт: альбом «Азбука профессий». (Приложение Б)
Тематическое планирование № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы |
1 | «Истоки трудолюбия» | 2 ч | Игровой час |
2 | «Домашний помощник» | 2 ч | Игра-конкурс, рассказы |
3 | Люди творческих профессий Южного Урала | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
4 | Библиотеки моего города. Профессия – библиотекарь | 5 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия встреча с интересными людьми |
5 | «Внимание, главные новости…». Профессии вещания. | 5 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
6 | Кто нас лечит? | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
7 | Профессия красоты | 5 ч | Сюжетно-ролевая игра, беседа, встреча с интересными людьми |
8 | Человек рабочей профессии | 9 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
9 | Куда уходят поезда? | 2 ч | Сюжетно-ролевая игра, беседа, встреча с интересными людьми |
10 | Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 10 ч | Занятие с элементами игры беседа, экскурсия, встреча с интересными людьми |
11 | О профессии продавца | 2 ч | Беседа-тренинг |
12 | Профессии моей семьи | 2 ч | Беседа, рассказы |
13 | Угадай профессии | 2 ч | Занятие с элементами игры беседа |
14 | «Умею сам, научу другого» | 2 ч | Практикум, мастер-класс |
| Итого: | 68 ч | |
Календарно-тематическое планирование № | Тема занятия | Кол-во часов | Ссылки на дистанционно-электронные ресурсы |
| «Истоки трудолюбия» | 1 ч | |
| Игра «Истоки трудолюбия» | 1 ч | |
| «Домашний помощник». Моя работа | 1 ч | |
| Игра-конкурс «Домашний помощник» | 1 ч | |
| Игра «Творческие профессии Южного Урала» | 1 ч | |
| Этическая беседа «Как правильно вести диалог-беседу со взрослым человеком?» | 1 ч | |
| Подготовка к встрече госте | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми творческой профессии (писатель, художник, актёр, музыкант, художник и др.) | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми творческой профессии (писатель, художник, актёр, музыкант, художник и др.) | 1 ч | |
| Этическая беседа «Как вести себя на экскурсии?» | 1 ч | |
| Экскурсия в ГДК | 1 ч | |
| Экскурсия в ГДК | 1 ч | |
| Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Подведение итогов встречи. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Игра «Кто хорошо знает много литературных произведений?» | 1 ч | |
| Профессия «Библиотекарь» | 1 ч | |
| Экскурсия в школьную библиотеку | 1 ч | |
| Игра «Секрет библиотекаря» | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в городскую библиотеку. Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Профессия вещания. Кто сообщает нам новости? | 1 ч | |
| Экскурсия на телерадиостанцию города | 1 ч | |
| Экскурсия на телерадиостанцию города | 1 ч | |
| Мое первое интервью | 1 ч | |
| Подведение итогов. Создание своей газеты «Внимание, главные новости…» | 1 ч | |
| Корней Чуковский «Доктор Айболит» | 1 ч | |
| Кто нас лечит? Профессия «Врач» | 1 ч | https://rupano.com/virtualniye-tury-primeri/krasota-i-zdorove/lider-dent |
| Я тоже могу быть врачом. Техника безопасности | 1 ч | |
| Я тоже могу быть врачом. Техника безопасности | 1 ч | |
| Экскурсия в медицинский колледж | 1 ч | |
| Экскурсия в медицинский колледж | 1 ч | |
| Викторина «Здорово быть здоровым» | 1 ч | |
| Интерактивная игра «Ассистент доктора» | 1 ч | https://learningapps.org/view37030453 |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Магия внешности. Кто способен на нее? | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в места, где творят чудеса | 1 ч | https://3dpanorama.spb.ru/portfolio/virtualnyj-tur-po-salonu-krasoty/ https://www.interphoto.studio/3d/bliss/ |
| Почувствуй себя стилистом | 1 ч | |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Человек рабочей профессии. Кто это? | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в профессию автомеханика | 1 ч | https://automd.ru/3d-tur https://sites.google.com/view/startproff68/виртуальные-экскурсии |
| Виртуальная экскурсия в профессию водитель. Правила дорожного движения | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в профессии токарь и плотник | 1 ч | http://pkp.r21.spb.ru/professiogram/chelovek-tehnika/tokar/ https://www.adhmt.com/ru/виртуальный-тур-по-заводу/ |
| Беседа-тренинг по профессии строитель | 1 ч | |
| Виртуальная экскурсия в профессии сельского хозяйства | 1 ч | https://virtualland.ru/russkoe-pole/ https://learningapps.org/watch?v=pfbv12ps519 https://360media.myqnapcloud.com:91/doronichi/megaferma/ |
| Виртуальная экскурсия в профессию шахтера | 1 ч | https://rutube.ru/video/ae4e63c03fb59367a0f7f516ea40e758/ https://learningapps.org/watch?v=pw67fyesc24 |
| Викторина «Рабочие профессии важны» | 1 ч | |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Куда уходят поезда? Встречи с интересными людьми | 1 ч | https://www.tutu.ru/poezda/3d_tour/tks/coupe/ https://central-ppk.ru/new/express/360/ |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 1 ч | |
| Тот, кто сохраняет порядок в обществе | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми. Кто работает в полиции? | 1 ч | |
| Встречи с интересными людьми. Кто работает в администрации нашего города? | 1 ч | |
| Экскурсия в полицейском участке | 1 ч | |
| Экскурсия в полицейском участке | 1 ч | |
| Экскурсия в администрации города | 1 ч | |
| Экскурсия в администрации города | 1 ч | |
| Викторина «Тот, кто сохраняет порядок в обществе» | 1 ч | |
| Подведение итогов. Составление фотоальбома | 1 ч | |
| О профессии продавца | 1 ч | |
| Сюжетно-ролевая игра «Постарайся купить» | 1 ч | |
| Профессии моей семьи | 1 ч | |
| Профессии моей семьи | 1 ч | |
| Викторина «Угадай профессии» | 1 ч | |
| Викторина «Угадай профессии» | 1 ч | |
| Мастер классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч | |
| Мастер классы «Умею сам, научу другого» | 1 ч | |
| Итого: | 68 ч | |
Результативность Перед осуществлением программы было проведено диагностирование имеющихся знаний у учащихся 2 классов по профессиям. (Приложение А)
Результаты в начале года показали преобладающий средний уровень развития, но у некоторых детей проявлялся и низкий уровень. Только у двух человек прослеживался высокий уровень. Данная работа доказала, что профориентационные занятия у младших школьников актуальны в своем включении в курс дополнительного образования на 2023-2024 учебный год. Все свои «приключения» мы вносили в альбом «Азбука профессий». (Приложение Б)
Занятия по данной программе тесно связаны со взаимодействием с родителями и родственниками.
Как всё это было? Увлекательно запоминающе для учащихся.
К примеру, детям запомнилось занятие «Встречи с интересными людьми творческой профессии (писатель, художник, актёр, музыкант, художник и др.)» тем, что мы посетили выставку художника-реставратора Артуша Карапетян – дедушку моей ученицы. Дети были увлечены его работами, и ни раз ещё посещали мастер-классы, которые он организовывал.
А на фабрике сумок Арлион мама школьницы продемонстрировала учащимся, как создаются их ранцы, пеналы и сумки троичан в цехах. Дети узнали о множестве профессий: закройщик, портной, швея и технолог. Изучили вспомогательные механизмы и узрели «волшебство» создания изделий. (https://vk.com/wall-158967757_7023)
Рабочая программа «Азбука профессий» активно используются потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка.
Поэтому родители всегда являются желанными гостями на занятиях. И они с удовольствием на них приходят, беседуют с ребятами, с интересом слушают и отвечают на их вопросы.
Так наше занятие посетил отец ребенка – мастер по ремонту электроприборов. Дети с удовольствием слушали историю гостя о его становлении человеком данной профессии. Гость также продемонстрировал инструменты, используемые в работе, позволил ученикам изучить «внутренний мир» смартфонов, рассказал о том, как его сын помогает ему в работе. Они вместе устроили зрителям небольшое шоу, в котором все отметили их слаженное взаимодействие. (https://vk.com/wall-158967757_9213)
А что касается правил поведения в обществе и правопорядке? Занятия «Тот, кто сохраняет порядок в обществе» нас посетили сотрудники министерство внутренних дел: следователь и оперативный дежурный. Они провели беседу с учащимися о правонарушениях и их последствиях. Сотрудники в форме вызвали огромный интерес детей, и они активно задавали вопросы, связанными с законом страны, и с удовольствием рассказывали свои истории. А их дочь стремится следить за тем, чтобы правопорядок в классе не нарушался. (https://vk.com/wall-158967757_9299)
Отправлялись на экскурсию к учителю ОБЖ Кораблеву Александру Владимировичу - папе ученицы Кораблевой Софьи. Во время экскурсии ребята узнали об истории возникновения службы ГО и ЧС, о том какие специалисты работают в этих службах, познакомились с техникой и оборудованием. (https://vk.com/wall-158967757_9208)
Ни раз мы с учащимися посещали городской дом культуры, наслаждались спектаклями, стремились пообщаться, «взять интервью» у актеров, анализировали деятельность актеров и сценаристов. Используя эти знания, ребята каждый год готовят тематический осенний праздник для одноклассников и родителей, в котором каждый может показать свои таланты. Родители также принимают участие в празднике, не остаются в стороне. Так уже прошли «Поэтический вечер» и «Театральные посиделки», и уже идет подготовка к празднику этого года, многие ребята применяют писательские таланты. (https://vk.com/wall-158967757_9358)
Подводя к итогу, хочу сказать, что вся программа внеурочных занятий в большей степени основана на профессиях родственников детей, в первую очередь, родителей. С полным согласованием деятельности программы с родителями и администрацией школы, работа по ней идет полным ходом.
Ознакомление с практикой путем общения с уже состоявшимися близкими людьми-профессионалами, позволяет расширить кругозор ребенка и дает возможность ему еще раз сопоставить, чем он хочет заниматься с тем, что на самом деле представляет та или иная профессия.
Учащемуся младших классов при формировании профориентационных интересов необходима поддержка, так как любой человек склонен сомневаться в правильности принимаемых им решений, тем более ребенок. Важно быть терпеливым, предлагая ему на выбор несколько точек зрения.
Если родители относятся к своей профессиональной деятельности, как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как способ самореализации и самовыражения, то школьник младшего возраста усваивает, что удовлетворение жизнью взаимосвязана с работой, и наоборот.
Дети всегда с интересом посещали занятия по профориентации. И ведь это не просто так… Один раз мы даже посетили кондитерскую фабрику, где дети не только получили новые знания, но и сами «приложили руку» к некоторому процессу создания сладостей и их дегустации.
В рамках актуальности программы «Азбука профессий» в нашем классе появилась ежегодная традиция. Каждый год ко Дню учителя ученики моего класса выбирают учителей на день самоуправления среди одноклассников. Так у младших школьников появляется возможность почувствовать себя учителем, проявить себя. Удивительно, но дети очень ответственно подходят к этому мероприятию, тщательно готовятся, и образцово проводят урок. А одноклассники с уважением обращаются к своим «новым учителям», только по имени и отчеству, активно работают на уроках, слушают задания и рекомендации и получают заслуженные отметки.
Активно применялись дистанционные технологии и/или электронное обучение. Чуть меньше половины курса рассчитаны на виртуальные прогулки по предприятиям и недоступным для изучения младшими школьниками местам.
Информационно-коммуникативные технологии позволили, не выходя из класса и/или дома, исследовать рабочие места многих технических, сельскохозяйственных и других профессий. Дети с увлечением осуществляли «путешествие» по виртуальным «коридорам» зданий и знаний, практически вживую рассматривали процесс труда людей. А некоторые электронные ресурсы позволяли применить знания на практике, и даже «примерить» какую-либо детям должность на себя.
В современных реалиях детей активно завлекают электронные технологии, что вызвало у них неподдельный интерес к процессу обучения и принесло большие результаты. Некоторые ребята даже разрабатывали проекты, в которых использовались инновационные технологии. Например, проект по робототехнике с помощью конструктора LeGo - «Разработка и изготовление модели робота-манипулятора». Ученик принял участие с данным проектом в 2 городских конкурсах, и занял 2 и 3 места. (Приложение В)
Результативность доказала повторная диагностика в конце года, по итогам которой выявилось, что у большинства обучающихся уровень поднялся к отметке «высокий», и только у двух показатель «средний уровень». (Приложение А)
Рабочая программа показала положительные результаты. Работа по профориентации младших школьников на этом не останавливается. Она продолжится во время учебных занятий, во внеурочное время, на классных часах, экскурсиях и в дистанционных технологиях.
Приложение А
Диагностика по теме «Профессии»
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
1.Перечисли, какие профессии, ты знаешь? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какая профессия у твоей мамы? ______________________________________________
Твоего папы?_________________________________________________________________
3.
Профессии (30) | «Кто это?» | «Что делает?» | «Орудия труда» | Какими качествами должен обладать… |
актив | пас. |
Учитель | | | | | |
Воспитатель | | | | | |
Логопед | | | | | |
Медсестра | | | | | |
Повар | | | | | |
Помощник воспитателя | | | | | |
Уборщица | | | | | |
Пастух | | | | | |
Хлебороб, фермер | | | | | |
Врач | | | | | |
Водитель | | | | | |
Столяр | | | | | |
Портниха | | | | | |
Музыкант | | | | | |
Продавец | | | | | |
Кассир | | | | | |
Строитель | | | | | |
Маляр | | | | | |
Спортсмен | | | | | |
Военный | | | | | |
Библиотекарь | | | | | |
Писатель | | | | | |
Космонавт | | | | | |
Художник | | | | | |
Пожарный | | | | | |
Полицейский | | | | | |
Фотограф | | | | | |
Актриса | | | | | |
Парикмахер | | | | | |
Почтальон | | | | | |
Итого баллов, %, уровень | | | | | |
| | | | |
4. Кем бы ты хотел стать? Почему? _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ; не отвечает
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ; отвечает не точно, делает грамматические ошибки.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
Баллы переводятся в проценты, которые являются показателем уровня усвоенных знаний:
90- 100%- высокий уровень
75-89 %- средний уровень
50-74% - низкий уровень
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь-октябрь, апрель-май.
Приложение Б
Приложение В