муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / Т.С. Батурина / Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
Рабочая программа
по ВУД «Чтение с увлечением»
для 3 -х классов
базовый уровень обучения
Разработчик: Карабаджак В.В.
2022 год
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по ВУД «Чтение с увлечением» для третьего класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО/НОО, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.
Программа разработана на основе авторского курса «Чтение с увлечением» О. Н. Крыловой.
Программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» имеет комплексную направленность (социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направление развития личности)
Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития, в контексте национального воспитательного идеала. Программа данного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС, социальному заказу родителей и пожеланиями детей на основе проведенного анкетирования.
Цель данного курса: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, элективный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
1. формировать у детей интерес к книге,
2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
3. учить отвечать на вопросы по содержанию,
4. учить пересказу,
5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
6. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
Общая характеристика учебного курса.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста; развивать умение от чтения вслух к чтению про себя; совершенствовать звуковую культуру речи; обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; обучать чтению художественных произведений по ролям; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; размышлять над содержанием произведения, уметь выразить своё отношение к прочитанному.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса в начальной школе отводится 102 часа. Во 2—4 классах по 34 часа (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели.)
Ценностные ориентиры
Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языка и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы обучающиеся:
определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
определять главную мысль текста;
озаглавливают текст;
определяют последовательность пунктов плана текста;
различают абзацы;
подбирают антонимы и синонимы к словам;
определяют сравнения.
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, обучающиеся используют ранее полученные знания на уроках русского и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целыми текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивает внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «В МИРЕ КНИГ»
Личностными результатами курса являются следующие умения:
• проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
• формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Предметными результатами курса является сформированность следующих умений:
• определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
• различать текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста;
• различать абзацы; составлять план текста; работать с иллюстративным материалом;
• подбирать антонимы и синонимы к словам; определять приемы сравнения и олицетворения;
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
• понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
• делить текст на части, озаглавливать части;
• выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
• подробно и выборочно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
• размышлять о характере и поступках героя;
• относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
• находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
• относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Метапредметными результатами курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на занятиях курса с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на занятиях;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией тетради;
• учиться работать по предложенному учителем плану
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в тетради (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
• способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного;
• быстро находить нужную часть текста, а в выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание).
Средством формирования познавательных УУД служат тексты в рабочей тетради, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
3 класс
Работа с разными видами текста (13) Вводное занятие. Работа с текстом «Синица». Работа с текстом «Грызуны». Работа с текстом «Ответ». Работа по восстановлению текста. Работа с текстом «Змеи». Работа с текстом «Дрессировка». Работа с текстом. Работа с текстом «И так бывает». Текст с продолжением. Работа по восстановлению текста.
Работа с текстом художественного произведения. (10) Работа с текстом «Сосновый бор». Работа с текстом «Дельфины». Работа с текстом «Башмачки». Работа с текстом «Немецкая овчарка». Работа с текстом «Осёл и бобр». Работа с текстом «Оленёнок». Работа с текстом «На катке». Текст с продолжением. Работа с текстом «Калина».
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстам (11) Работа с текстом «Бактерии». Работа с текстом «Растения». Работа с текстом «Солнечный свет», и
Комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста. Итоговое занятие.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие | 1 | Ориентироваться в тетради. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание текста. Пользоваться словарём. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2 | Работа с текстом «Синица» по Г. Скребицкому. | 1 | Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом. |
3 | Работа с текстом «Птицы» по А. Тихонову. | 1 | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения. Тему текста, делить предложенный текст на части, озаглавливать их, определять тип текста, находить в тексте сравнения, подбирать к словам синонимы, проверочные слова, выписывать из текста вопросительные и восклицательные предложения, находить в предложениях грамматические основы. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
4 | Работа с текстом « Фламинго» по Э. Бауэру. | 1 | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном пересказывать делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Подбирать проверочные слова. Восстанавливать порядок пунктов плана. Выписывать из текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы. |
5 | Работа с текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии. | 1 | Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте. Определение различных средств выразительности. |
6 | Работа с текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии. | 1 | Определение стиля текста. Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять над содержанием произведений Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы. |
7 | Работа с текстом «Волчиха» по А. Чехову. | 1 | Определение темы текста, типа речи. Работа с иллюстративным материалом. Сравнение. Орфографическая работа. |
8 | Работа с текстом «Ответ» С. Михалкова. | 1 | Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Осмысление содержания прочитанного. |
9 | Работа с текстом «Диковинное дерево» по А. Солженицыну. | 1 | Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь словарём. |
10 | Работа с научно- популярным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии. | 1 | Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
11 | Комплексный анализ текста (продолжение). | 1 | Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса, умение слушать других, формировать свои мысли вслух. |
12 | Работа с текстом «Олени» А. Старостина | 1 | Определение характеристик героев с опорой на текст, иллюстрации. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём |
13 | Работа с текстом «Змеи» по материалам энциклопедии. | 1 | Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Умение размышлять над содержанием произведений. |
14 | Работа с текстом «Синички» по Э. Шиму | 1 | Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
15 | Работа с текстом «Дрессировка» по материалам энциклопедии. | 1 | Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. Работа со словарём. |
16 | Работа с текстом «И так бывает» по Л. Киселёвой. | 1 | Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Составление предложений по схеме. |
17 | Работа с научно- популярным текстом «Радуга» по материалам энциклопедии. | 1 | Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос |
18 | Комплексный анализ текста (продолжение) по материалам энциклопедии. | 1 | Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
19 | Работа с текстом «Конец лета» по А. Тихонову. | 1 | Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. |
20 | Работа с текстом «Сосновый бор» по И. Соколову-Микитову. | 1 | Нахождение предложения, с помощью которого можно дать ответ на вопрос. Понимать информацию представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение). |
21 | Комплексный анализ текста (продолжение) | 1 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. |
22 | Работа с текстом «Дельфины» по материалам энциклопедии. | 1 | Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным. Описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
23 | Работа с текстом «Башмачки» по Л. Киселёвой. | 1 | Определение последовательности рисунков согласно содержанию текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и сопоставлять их с иллюстративным материалом. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём. |
24 | Работа с текстом «Немецкая овчарка» по Э. Бауэру. | 1 | Осмысление замысла и главной мысли произведения. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. |
25 | Работа с текстом « Осёл и бобр» С. Михалкова. | 1 | Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. |
26 | Работа с текстом «Весна» по записям В. Васильева. | 1 | Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. |
27 | Комплексный анализ текста (продолжение) | 1 | Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. |
28 | Работа с текстом «На катке» В. Осеевой. | 1 | Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию. Группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
29 | Работа с научно- популярным текстом «Растения» по материалам энциклопедии. | 1 | Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п. |
30 | Комплексный анализ текста (продолжение) | 1 | Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. |
31 | Работа с текстом «Калина» по И.Соколову-Микитову. | 1 | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение. |
32 | Комплексный анализ текста (продолжение) | 1 | Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. |
33 | Контрольная работа по итоговой аттестации. | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
34 | Итоговое занятие. | 1 | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
11