СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП "Чтение с увлечнием" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП "Чтение с увлечнием" 3 класс»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 50




Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________


«Утверждаю»

__________ / Т.С. Батурина /

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________











Рабочая программа

по ВУД «Чтение с увлечением»

для 3 -х классов

базовый уровень обучения









Разработчик: Карабаджак В.В.
















2022 год

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ВУД «Чтение с увлечением» для третьего класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ООО/НОО, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 50. Реализуется в рамках плана внеурочной деятельности.

Программа разработана на основе авторского курса «Чтение с увлечением» О. Н. Крыловой.

Программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» имеет комплексную направленность (социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направление развития личности)

Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития, в контексте национального воспитательного идеала. Программа данного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям ФГОС, социальному заказу родителей и пожеланиями детей на основе проведенного анкетирования.

Цель данного курса: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, элективный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

 Основными задачами для курса являются:

1.        формировать у детей интерес к книге,

2.        уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,

3.        учить отвечать на вопросы по содержанию,

4.        учить пересказу,

5.        развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

6.        учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

Общая характеристика учебного курса.

     Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста; развивать умение от чтения вслух к чтению про себя; совершенствовать звуковую культуру речи; обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; обучать чтению художественных произведений по ролям; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; размышлять над содержанием произведения, уметь выразить своё отношение к прочитанному.

Место учебного курса в учебном плане

На изучение курса в начальной школе отводится 102 часа. Во 24 классах по 34 часа (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели.)

Ценностные ориентиры

Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

 При работе с текстом прослеживается слияние обучения языка и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. В ходе работы обучающиеся:

 определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;

 определять главную мысль текста;

 озаглавливают текст;

 определяют последовательность пунктов плана текста;

 различают абзацы;

 подбирают антонимы и синонимы к словам;

 определяют сравнения.

Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, обучающиеся используют ранее полученные знания на уроках русского и литературного чтения.

Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целыми текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивает внимание к языковой стороне текста, к деталям.

С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «В МИРЕ КНИГ»

Личностными результатами курса являются следующие умения:

• проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

• формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

•        оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

•        эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

•        понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•        высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Предметными результатами курса является сформированность следующих умений:

• определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;

• различать текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста;

• различать абзацы; составлять план текста; работать с иллюстративным материалом;

• подбирать антонимы и синонимы к словам; определять приемы сравнения и олицетворения;

•        воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

•        осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

•        понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

•        делить текст на части, озаглавливать части;

•        выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

•        подробно и выборочно пересказывать текст;

•        составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

•        размышлять о характере и поступках героя;

•        относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

•        находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

•        относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

•        соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Метапредметными результатами курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности на занятиях курса с помощью учителя;

•        проговаривать последовательность действий на занятиях;

•        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией тетради;

•        учиться работать по предложенному учителем плану

•   осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

•        ориентироваться в тетради (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

•        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•        преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

•  способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного;

•       быстро находить нужную часть текста, а в выделенных разделах нужную информацию;

•     работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание).

Средством формирования познавательных УУД служат тексты в рабочей тетради, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        слушать и понимать речь других;

•        выразительно читать и пересказывать текст;

•        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);

•   работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;

•     понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.


3 класс


Работа с разными видами текста (13) Вводное занятие. Работа с текстом «Синица». Работа с текстом «Грызуны». Работа с текстом «Ответ». Работа по восстановлению текста. Работа с текстом «Змеи». Работа с текстом «Дрессировка». Работа с текстом. Работа с текстом «И так бывает». Текст с продолжением. Работа по восстановлению текста.

 Работа с текстом художественного произведения. (10)  Работа с текстом «Сосновый бор». Работа с текстом «Дельфины». Работа с текстом «Башмачки». Работа с текстом «Немецкая овчарка». Работа с текстом «Осёл и бобр». Работа с текстом «Оленёнок». Работа с текстом «На катке». Текст с продолжением. Работа с текстом «Калина».

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстам (11) Работа с текстом «Бактерии». Работа с текстом «Растения». Работа с текстом «Солнечный свет», и

Комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста. Итоговое занятие.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



Раздел

Кол-во часов


Характеристика деятельности

обучающихся

1

Вводное занятие

1

Ориентироваться в тетради. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание текста. Пользоваться словарём. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2

Работа с текстом «Синица» по Г. Скребицкому.

1

Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте. Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом.

3

Работа с текстом «Птицы» по А. Тихонову.

1

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения. Тему текста, делить предложенный текст на части, озаглавливать их, определять тип текста, находить в тексте сравнения, подбирать к словам синонимы, проверочные слова, выписывать из текста вопросительные и восклицательные предложения, находить в предложениях грамматические основы. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

4

Работа с текстом « Фламинго» по Э. Бауэру.

1

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном пересказывать делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Подбирать проверочные слова. Восстанавливать порядок пунктов плана. Выписывать из текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы.

5

Работа с текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии.

1

Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте. Определение различных средств выразительности.

6

Работа с текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии.


1

Определение стиля текста. Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять над содержанием произведений Делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы.

7

Работа с текстом «Волчиха» по А. Чехову.

1

Определение темы текста, типа речи. Работа с иллюстративным материалом. Сравнение. Орфографическая работа.

8

Работа с текстом «Ответ» С. Михалкова.

1

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Осмысление содержания прочитанного.

9

Работа с текстом «Диковинное дерево» по А. Солженицыну.

1

Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь словарём.

10

Работа с научно- популярным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии.

1

Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

11

Комплексный анализ текста (продолжение).

1

Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса, умение слушать других, формировать свои мысли вслух.

12

Работа с текстом «Олени» А. Старостина

1

Определение характеристик героев с опорой на текст, иллюстрации. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём

13

Работа с текстом «Змеи» по материалам энциклопедии.

1

Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Умение размышлять над содержанием произведений.

14

Работа с текстом «Синички» по Э. Шиму

1

Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

15

Работа с текстом «Дрессировка» по материалам энциклопедии.

1

Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. Работа со словарём.

16

Работа с текстом «И так бывает» по Л. Киселёвой.

1

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Составление предложений по схеме.

17

Работа с научно- популярным текстом «Радуга» по материалам энциклопедии.

1

Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

18

Комплексный анализ текста (продолжение) по материалам энциклопедии.

1

Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

19

Работа с текстом «Конец лета» по А. Тихонову.

1

Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.

20

Работа с текстом «Сосновый бор» по И. Соколову-Микитову.

1

Нахождение предложения, с помощью которого можно дать ответ на вопрос. Понимать информацию представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение).

21

Комплексный анализ текста (продолжение)

1

Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

22

Работа с текстом

«Дельфины» по материалам энциклопедии.

1

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным. Описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

23

Работа с текстом «Башмачки» по Л. Киселёвой.

1

Определение последовательности рисунков согласно содержанию текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и сопоставлять их с иллюстративным материалом. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём.

24

Работа с текстом «Немецкая овчарка» по Э. Бауэру.

1

Осмысление замысла и главной мысли произведения. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

25


Работа с текстом « Осёл и бобр» С. Михалкова.

1

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

26

Работа с текстом «Весна» по записям В. Васильева.

1

Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

27

Комплексный анализ текста (продолжение)

1

Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом.

28

Работа с текстом «На катке» В. Осеевой.

1

Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию.

Группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

29

Работа с научно- популярным текстом «Растения» по материалам энциклопедии.

1

Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.

30

Комплексный анализ текста (продолжение)

1

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

31

Работа с текстом «Калина» по И.Соколову-Микитову.

1

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение.

32

Комплексный анализ текста (продолжение)

1

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

33

Контрольная работа по итоговой аттестации.

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

34

Итоговое занятие.

1

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.




11