СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП электив 10-11 Сочинения разных жанров

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа электива для подготовки к сочинениям.

Просмотр содержимого документа
«РП электив 10-11 Сочинения разных жанров»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

Директор школы

учителей-предметников

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _____________

Руководитель МО



________________________


от «___» _____________20____ г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по элективному курсу


«Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»


для 10-11 классов


(ФГОС СОО)











Разработана

учителем русского языка и литературы

Волковой О.В.






2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»для 10 - 11 классов составлена на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г. (с изменении и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.);

2. ООП СОО (ФГОС) МКОУ «Бодеевская СОШ»

в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».


Объем часов: - В неделю - 1 час

- Общий объем - 35 часов -10 класс, 34 -11 класс.


Основная цель курса: помочь учащимся развивать способности написания текстов разных жанров, завершить формирование умений работать с текстом; совершенствовать умения оперировать теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.


Задачи курса:

  • формирование у учащихся научно—лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

    • формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;

    • овладение нормами русского литературного языка;

    • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.

Особенности организации учебного процесса по предмету

Форма организации образовательного процесса: лекции, практикумы.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития творческих способностей, здоровьесбережения и др.

Методы и приёмы обучения:

Лекционный (теоретический материал), упражнения практического характера, самостоятельная работа: написание учащимися сочинений, письменных работ, их редактирование.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фонохрестоматия, презентации, аудиокниги, видеоуроки.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются творческие задания. Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

- наблюдение за активностью на занятиях;

- результаты выполнения предложенных заданий;

- анализ работ;

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: написание сочинения, соответствующего требованиям.

Используемый учебно – методический комплект: Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., - М.: Просвещение, 2017.

Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова, электронная версия).

Сроки реализации программы: два учебных года.











Планируемые результаты освоения элективного курса Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • воспитание чувства долга перед Родиной;

-проявлять стремление к речевому самосовершенствованию;

-оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач);

  • проявлять готовность к самообразованию.

-использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

-оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;

-применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

Метапредметные результаты:

- сформированность целеполагания учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;

- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность

или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- строить логическое рассуждение, включая установление причинно- следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами;

-овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая'! умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, идею; текста, выстраивать последовательность описываемых событий;


- овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;

— умение работать в группе,

- умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

- умение эффективно использовать речевые обороты для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- владение устной и письменной речью;

-умение строить монологическое контекстное высказывание;

—использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную

и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

-передавать содержание прочитанного текста публицистического, художественного в форме плана, тезисов;

-понимать содержание прочитанных публицистических, художественных текстов;

- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;

- создавать тексты различной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;

- соблюдать в практике письма основные языковые нормы;

- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов;

- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

-писать сочинения текстам публицистического стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;


Выпускник получит возможность научиться


- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной и письменной форме (сочинение—рассуждение в формате ЕГЭ);

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы;

-составлять тезисы выступления.
















Содержание программы

10 класс

Введение (2 ч.) Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению итогового сочинения и государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку и литературе. Спецификация экзаменационных работ. Критерии и нормы оценки сочинения в экзаменационных работах.

Языковые нормы (1 ч.) Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Текст (3 ч.) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико—смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

Функциональные стили речи (2 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.)

Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.

Коммуникативная компетенция (22 ч.)

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.

Жанровое многообразие сочинений. Проблема текста.

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст Типовые конструкции для

комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции.

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.

11 класс

Итоговое сочинение и его особенности (12 ч.). Итоговое сочинение: особенности и подготовка к написанию. Направления и темы итоговых сочинений. Особенности тем.

Требования к итоговому сочинению. Критерии проверки итогового сочинения.

Соответствие теме. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Композиция и логика рассуждения. Качество письменной речи и грамотность.

Вступление в сочинении. Отражение в нем будущей идеи. Виды вступлений.

Основная часть сочинения: тезисы, доказательства, микровыводы, логические переходы.

Заключение в сочинении. Практикум по написанию сочинений. Анализ работ.


Сочинения в формате заданий ЕГЭ по литературе (5 ч.)

Аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему.

Сопоставление литературных произведений в сочинении.

Теоретико-литературные понятия в сочинениях.

Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе.

Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе.

Сочинение в формате задания ЕГЭ по русскому языку. Рецензирование и редактирование текстов сочинений. (18 ч.)

Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения.

Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе.

Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.

Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования.

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения. Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование. Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование.

Практическая работа с текстами сочинений различных жанров. Выявление авторской позиции в творческой работе. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении. Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.

Зачетная работа. Итоговое занятие. Анализ работы.




























Тематическое планирование


10 класс


№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

1

Введение

2

2

Языковые нормы

1

3

Текст

3

4

Функционально-смысловые типы речи

2

5

Функциональные стили речи

2

6

Изобразительно—выразительные средства языка

3

7

Коммуникативная компетенция.

22

Итого

35


11 класс

№ п/п

Наименование раздела и тeм

Количество часов

1

Итоговое сочинение и его особенности

12

2

Сочинения в формате заданий ЕГЭ по литературе

5

3

Сочинение в формате задания ЕГЭ по русскому языку. Рецензирование и редактирование текстов сочинений.

18


Итого


34




















Календарно-тематическое планирование

10 класс


п/п

Дата план

Дата

факт

Тема урока

Примечание

  1. 1



Введение. Цели и задачи курса.


  1. 2



Критерии и нормы оценки сочинения в экзаменационных работах.


  1. 3



Языковые нормы



  1. 4



Литературный язык. Нормы речи.


  1. 5



Словари русского языка.


  1. 6



Текст.


  1. 7



Функционально-смысловые типы речи. Описание и повествование.




Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение.


  1. 8



Функциональные стили речи: разговорный и книжный стили.


  1. 9



Функциональные стили речи: художественный и публицистический стили.


  1. 10



Изобразительно—выразительные средства языка в тексте художественного стиля.


  1. 11



Изобразительно—выразительные средства языка в тексте публицистического стиля.


  1. 12



Практикум по теме «Изобразительно—выразительные средства языка»


  1. 13



Виды информации в тексте. Информационная обработка текста.


  1. 14



Употребление языковых средств. Работа с текстами.



  1. 15



Жанровое многообразие сочинений.


  1. 16



Проблема текста. Комментарий к проблеме текста. Типовые конструкции для


  1. 17



Введение цитат в текст при комментировании проблемы.


  1. 18



Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типовые конструкции для


  1. 19



Типичные ошибки при комментарии проблемы.


  1. 20



Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.


  1. 21



Средства выражения позиции автора.


  1. 22



Автор и рассказчик.


  1. 23



Типовые конструкции для выражения авторской позиции.


  1. 24



Типичные ошибки при формулировании авторской позиции.


  1. 25



Практикум по определению проблемы и авторской позиции в тексте.


  1. 26



Обоснование выраженной позиции по проблеме текста.


  1. 27



Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.


  1. 28



Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.


  1. 29



Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте.


  1. 30



Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.


  1. 31



Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.


  1. 32



Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.




Практикум. Работа с текстами.


  1. 33



Зачетная работа. Итоговое занятие.

Анализ работы.




Календарно-тематическое планирование

11 класс


п/п

Дата план

Дата

факт

Тема урока

Примечание

  1. 1



Итоговое сочинение: особенности и подготовка к написанию.


  1. 2



Направления и темы итоговых сочинений. Особенности тем.


  1. 3



Требования к итоговому сочинению.



  1. 4



Критерии проверки итогового сочинения.


  1. 5



Соответствие теме. Аргументация. Привлечение литературного материала.


  1. 6



Композиция и логика рассуждения.


  1. 7



Качество письменной речи и грамотность.




Вступление в сочинении. Отражение в нем будущей идеи. Виды вступлений


  1. 8



Основная часть сочинения: тезисы, доказательства, микровыводы, логические переходы.


  1. 9



Заключение в сочинении.


  1. 10



Практикум по написанию сочинений.


  1. 11



Анализ работ.


  1. 12



Аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему.


  1. 13



Сопоставление литературных произведений в сочинении.


  1. 14



Теоретико-литературные понятия в сочинениях.


  1. 15



Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе.


  1. 16



Практикум по написанию сочинений в формате заданий ЕГЭ по литературе.


  1. 17



Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения.


  1. 18



Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе.


  1. 19



Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.


  1. 20



Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.


  1. 21



Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.


  1. 22



Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования.


  1. 23



Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.


  1. 24



Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование.


  1. 25



Практикум. Работа над сочинением и его рецензирование.


  1. 26



Практическая работа с текстами сочинений различных жанров.


  1. 27



Выявление авторской позиции в творческой работе.


  1. 28



Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.


  1. 29



Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.


  1. 30



Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.


  1. 31



Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования.


  1. 32



Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.


  1. 33



Зачетная работа. Итоговое занятие.

Анализ работы.