СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ Новоангарская СОШ
РАССМОТРЕНО Методическим объединением Руководитель МО __________(Фёдорова А.Ю.) Протокол №____ от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________(Испирян А.С.) от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________(Турий Е.А.) Приказ №_______ от «30» августа 2024 г. |
Рабочая учебная программа
факультативных занятий по физике
«ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»
п. Новоангарск 2024-2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа курса факультатива «Основы физического эксперимента» (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) и направлена на организацию обучения в физико-математическом профиле в соответствии с требованиями федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО).
Реализация программы может содействовать достижению обучающимися планируемых результатов освоения ФОП СОО, развитию личности обучающихся, формированию и удовлетворению их социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через участие во внеурочной деятельности. Одной из возможных форм реализации программы является кружок. Программа может реализовываться образовательной организацией самостоятельно либо на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Программа курса «Основы физического эксперимента» предназначена для реализации в 10-11 классах и направлена на достижение в соответствующих результатов, сформулированных федеральной рабочей программе по учебному предмету «Физика» (углубленный уровень).
При изучении физики на углубленном уровне реализация этих принципов базируется на использовании самостоятельного ученического эксперимента, включающего, в том числе, работы физического практикума. При этом под работами практикума понимается самостоятельное исследование, которое проводится по руководству свернутого, обобщенного вида без пошаговой инструкции. В результате обеспечивается овладение обучающимися умениями проводить прямые и косвенные измерения, исследовать взаимные зависимости двух физических величин и осуществлять постановку опытов по проверке предложенных гипотез. Все это способствует достижению одной из основных целей изучения физики на уровне среднего общего образования – овладению обучающимися методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности полученного результата.
Актуальность реализации данной программы определяется тем, что ее освоение позволяет обучающимся на практике ознакомиться с различными физическими явлениями, экспериментально изучить различные физические закономерности, углубить свои теоретические знания, развить имеющиеся и приобрести новые практические умения и навыки в области планирования, подготовки, проведения, анализа и интерпретации физического эксперимента.
Программа дает обучающимся возможность приобрести практический опыт работы с лабораторным оборудованием, овладеть конкретными приемами исследовательской деятельности начинающего физика-экспериментатора, сформировать навыки оценки погрешностей результатов измерения физических величин. Реализация программы создает условия для формирования у обучающихся нестандартного креативного мышления, содействует развитию индивидуальности суждений, формированию культуры обоснования собственного мнения и свободы его выражения.
Программа может быть востребована обучающимися, которые имеют интерес и мотивацию к углубленному изучению физики и математики, готовятся к участию в олимпиадах школьников по физике, в рамках которых предусмотрен практический тур.
Программа преследует не только образовательные, но и воспитательные цели, поскольку соответствует идее экологизации и идее прикладной направленности, которые, в числе других идей, положены в основу курса физики, изучаемого на ступени СОО.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Реализация программы предполагает сочетание различных форм групповой работы (слушание лекций, дискуссия, монтаж экспериментальных установок, проведение физических измерений под руководством учителя) и индивидуальной работы (выполнение самостоятельных работ и работ практикума, обработка и интерпретация результатов физических измерений). Использование таких форм работы помогает развивать у обучающихся, с одной стороны, навыки восприятия новой информации при различных формах ее подачи, а с другой стороны – активность, самостоятельность и творческое начало. В целом реализация данной программы должна положительно сказываться как на актуализации знаний, умений и навыков обучающихся в рамках их предпрофессиональной технологической (инженерной) подготовки, так и на социальном формировании личности обучающихся.
Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы работ, как лекции, самостоятельные работы и работы практикума. В ходе самостоятельных работ обучающиеся под контролем преподавателя закрепляют новые знания, отрабатывают определенные умения и навыки. Работы практикума подразумевают самостоятельное решение обучающимися экспериментальных физических задач. Тематика работ практикума и порядок их следования соответствуют структуре тематического планирования федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физика» (углубленный уровень).
Программа рассчитана на реализацию в течение двух лет обучения в 10–11 классах при проведении занятий один раз в неделю объемом 1 час каждое. По усмотрению учителя порядок следования занятий может быть изменен, а некоторые могут быть исключены.
Допускается реализация части программы в течение одного учебного года – для обучающихся только 10-го или только 11-го класса. Однако в этом случае при работе с обучающимися 11-го класса рекомендуется начинать изложение учебного материала с проведения занятий, направленных на освоение обучающимися основных приемов и методов обработки результатов физических измерений и оценки погрешностей. Для этого рекомендуется: 1) провести в классе занятия № 1, № 3 и № 5 из программы 10-го класса; 2) задать на дом выполнение заданий № 2, № 4 и № 6 из программы 10-го класса; 3) в дальнейшем следовать программе 11-го класса, исключив из нее, по усмотрению учителя, какие-либо три занятия (например, № 16, № 17, № 18).
Ряд работ практикума (на усмотрение учителя) может быть задан обучающимся на дом для самостоятельного выполнения с последующим контролем и обсуждением полученных результатов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания. В частности, она учитывает психолого-педагогические особенности соответствующей возрастной категории обучающихся.
Программа соответствует таким целям воспитания обучающихся, как развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации.
Программа содействует решению следующих задач воспитания обучающихся: усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество; формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям; приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательной программы по физике в соответствии с ФГОС СОО.
Программа соответствует следующим основным направлениям воспитания.
1) Трудовое воспитание – воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. Целевыми ориентирами являются: формирование осознанной готовности к получению профессионального образования, непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; понимание специфики самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном обществе; ориентированность на осознанный выбор сферы профессиональной трудовой деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
2) Экологическое воспитание – формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. Целевым ориентиром является осознание необходимости применения знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
3) Ценности научного познания – воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного 6 образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. Целевыми ориентирами являются: формирование деятельно выраженного познавательного интереса в области физики с учетом своих интересов, способностей, достижений; получение представлений о современной научной картине мира, о достижениях науки и техники, о значении науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности; приобретение навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений; развитие и применение навыков наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной области познания, исследовательской деятельности.
Особенности работы учителя по программе
При реализации данной программы задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для усвоения обучающимися новых знаний, приобретения ими новых умений и закрепления навыков, необходимых для проведения физических экспериментов и анализа полученных результатов.
Для решения этой задачи необходимо наличие в кабинете физики оборудования, комплектующих и расходных материалов, требующихся для проведения самостоятельных работ и работ практикума. Перечень предлагаемых работ сформирован таким образом, что подготовка к их проведению не должна вызывать существенных затруднений – все необходимое для реализации программы, как правило, либо находится в кабинете физики, либо доступно в повседневном бытовом обиходе.
Перед началом занятий учителю рекомендуется самостоятельно выполнить все теоретические задания, самостоятельные работы и работы практикума, которые должны будут выполнять обучающиеся. Это даст учителю возможность не только выявить возможные технические проблемы, но и получить контрольные результаты измерений и их обработки, которые понадобятся для дальнейшей проверки правильности выполнения работ обучающимися.
Поскольку одним из главных результатов работы учителя в рамках факультатива является личностное развитие обучающихся, учителю рекомендуется при проведении занятий по программе активно участвовать в деятельности обучающихся, контролировать ход выполнения ими экспериментальной работы, направлять и корректировать их действия, своевременно указывать на ошибки и недочеты, подсказывать и демонстрировать правильные способы выполнения практической работы, обсуждать причины и возможные последствия допускаемых ошибок. Во время занятий необходимо сотрудничества. поддерживать доброжелательную атмосферу сотрудничества.
Учителю следует учитывать, что логика освоения программы предполагает последовательное изучение материала – сначала обучающиеся должны освоить базовые приемы и методы проведения физических измерений и обработки получаемых результатов, а уже затем применять их на практике по схеме «от простого к сложному». Потому примерная схема проведения занятий по программе может быть следующей:
1) объяснение теоретического материала по теме;
2) подготовка к выполнению самостоятельной работы или работы практикума – обсуждение задания, устройства экспериментальной установки, необходимого теоретического материала, приемов и методов прямых экспериментальных измерений, способов их обработки и оценки погрешностей измерений;
3) проведение самостоятельной работы или работы практикума, контроль правильности проведения измерений;
4) обработка полученных экспериментальных данных, оценка погрешностей;
5) обсуждение результатов обработки полученных экспериментальных данных и проверка их правильности.
В случае нехватки времени на реализацию в классе пункта 4 данной схемы рекомендуется предложить обучающимся выполнить соответствующие действия дома, а пункт 5 реализовать в начале следующего занятия, либо провести необходимые обсуждения с обучающимися в порядке индивидуальной работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»
10 КЛАСС
Занятие 1. Погрешности в эксперименте
Лекция «Погрешности прямых измерений». Обсуждается природа возникновения погрешностей, методы их минимизации и оценки.
Лекция «Погрешности косвенных измерений». Обсуждаются методы и приемы оценки погрешностей косвенных измерений.
Занятие 2. Оценка погрешностей прямых и косвенных измерений
Самостоятельная работа «Оценка погрешностей косвенных измерений по результатам прямых измерений».
Занятие 3. Усреднение измерений. Случайная погрешность. Кинематические измерения
Лекция «Случайные погрешности». В соответствии с уровнем подготовки обучающихся и доступным оборудованием может быть проведена одна из двух работ практикума.
Практикум № 1
Задание. Определите с максимальной точностью среднюю скорость движения зернышка пшена в бутылке с водой.
Оборудование. Пшено, наполненная водой пластиковая бутылка с отрезанным горлышком, секундомер, линейка.
Краткое описание решения. Проводится серия экспериментов по измерению с помощью секундомера времени прохождения зернышком пшена в толще воды некоторого фиксированного расстояния вдоль вертикали. Вычисляется среднее время движения зерен. Рассчитывается средняя установившаяся скорость этого движения. Оценивается погрешность.
Занятие 4. Простейшие геометрические измерения
Практикум
Задание. Определите с максимальной точностью толщину проволоки и внешний диаметр иглы, площадь нарисованной на листе бумаги фигуры, объем бруска. Оцените погрешности.
Оборудование. Проволока, игла от шприца (со сточенным острием), изображение фигуры сложной формы на разлинованной квадратами бумаге, деревянный брусок, линейка, штангенциркуль.
Краткое описание решения. Проводятся измерения толщины проволоки методом рядов. Проводится измерение диаметра иглы методом прокатывания. Проводится измерение площади фигуры методом подсчета площади по клеткам сетки известного шага. Проводится измерение габаритов бруска и вычисление его объема. Оценивается погрешность измеренных величин. Проводится проверка правильности измерения диаметра иглы с помощью штангенциркуля.
Занятие 5. Графики экспериментальных зависимостей. Графическая обработка данных
Лекция «Оформление графиков экспериментальных зависимостей. Графическая обработка данных». Обсуждаются основные правила оформления графиков зависимостей физических величин друг от друга.
Самостоятельная работа «Построение графиков в соответствии с изученными правилами с использованием готовых таблиц с данными».
Занятие 6. Обработка нелинейных зависимостей: линеаризация, подсчет площади под графиком, построение касательных к графику
Лекция «Линеаризация экспериментальных зависимостей и другие графические способы обработки данных».
Обсуждается метод замены переменных при линеаризации экспериментальных зависимостей. Обсуждается физический смысл площади под графиком и углового коэффициента касательной к графику.
Занятие 7. Измерение зависимости координаты границы области намокания от времени. Линеаризация зависимости
Практикум
Задание. Вырежьте из бумажной салфетки ленту длиной 30 см и шириной 2–3 см. Опустите конец бумажной ленты в воду и включите секундомер. Изучите зависимость координаты границы области, пропитавшейся водой, от времени. Определите характер этой зависимости.
Оборудование. Секундомер, бумажные салфетки, рулетка, чашка Петри.
Краткое описание решения. Ставится опыт по изучению движения границы намокания бумажной салфетки. Используется замена переменных для линеаризации зависимости и построения линейного графика, который впоследствии позволяет судить о конкретном характере зависимости.
Занятие 8. Изучение упругого гистерезиса
Практикум
Задание. Закрепите с помощью зажима линейку на столе. Проденьте дужку зажима в кольцо банковской резинки. Зацепите крючком динамометра кольцо 11 резинки. Измерьте зависимость длины резинки от растягивающей силы при нагрузке (растяжении) и разгрузке. Проведите измерения с шагом в 0,5 Н, при каждом измерении делайте задержку в 30 с. Постройте график измеренной зависимости, опишите ее характер. Сделайте предположения о причинах наблюдаемой зависимости. Рассчитайте, в каких пределах лежит коэффициент жесткости резинового кольца. Используя полученные данные, рассчитайте, какую энергию поглотила резинка за время проведения измерений.
Оборудование. Линейка, зажим, динамометр с пределом измерений 5 Н, резиновое кольцо (резинка для банкнот), секундомер.
Краткое описание решения. Выполняется опыт по изучению зависимости силы упругости резинового кольца от его длины при постепенном увеличении и при постепенном уменьшении растягивающей силы. Наблюдается явление упругого гистерезиса. Две полученные экспериментальные зависимости наносятся на один график. Проводится анализ полученных результатов.
Занятие 9. Нахождение массы линейки и шприца с помощью уравновешивания рычага
Практикум
Задание. Определите с максимальной точностью массу шприца и массу линейки. Оборудование. Шприц объемом 20 мл, линейка, стакан с водой.
Краткое описание решения. К концу линейки, которая используется в качестве рычага, подвешивается шприц. Измеряется зависимость координаты точки опоры уравновешенного рычага от объема воды в шприце. По полученным данным определяются масса шприца и масса линейки.
Занятие 10. Измерение коэффициента энергетических потерь при отскоке шарика от поверхности
Практикум
Задание. Проведите исследование зависимости высоты отскока шарика после соударения с поверхностью стола от высоты сброса. Проведите опыт для двух типов шариков. Определите характер зависимости.
Оборудование. Шарик для настольного тенниса, резиновый шарик «попрыгун», рулетка, малярный скотч.
Краткое описание решения. Проводится опыт по измерению высоты отскока шарика после соударения с поверхностью горизонтального стола в зависимости от высоты сброса. Измерения проводятся для двух типов шариков. Для резинового шарика зависимость является прямой пропорциональностью, для шарика от настольного тенниса зависимость не является таковой. Обсуждаются возможные причины полученных результатов.
Занятие 11. Определение теплоемкости твердого тела
Практикум
Задание. Определите с максимальной точностью теплоемкость грузика.
Оборудование. Грузик массой 50 г, стакан объемом 0,2 л с водой комнатной температуры, емкость с горячей водой, два термометра, салфетки, поднос, нить.
Краткое описание решения. Проводится опыт по измерению теплоемкости грузика методом переноса его из холодной воды в горячую. Оценивается изменение температуры холодной воды за счет получения количества теплоты от горячего грузика.
Занятие 12. Измерение температуры рук экспериментатора и давления, которое могут создать его легкие
Практикум
Задание.
1) Определите внутреннее сечение трубки. Подсоедините к шприцу объемом 20 мл трубку с помещенной в нее каплей воды. Зажмите шприц в ладонях и нагревайте его таким образом в течение 5 минут. Измерьте перемещение капли по трубке. Используя полученные данные, оцените температуру рук экспериментатора.
2) Дождитесь, когда шприц снова примет комнатную температуру. Вдувая воздух в свободный конец трубки, измерьте перемещение капли при максимальном давлении воздуха, создаваемом на конце трубки. Используя полученные данные, оцените давление, которое могут создать легкие экспериментатора. Оборудование. Шприц объемом 20 мл, трубка от инфузионной системы, вода, линейка, секундомер.
Краткое описание решения. 1) К шприцу объемом 20 мл подсоединяется трубка с помещенной в нее каплей воды. Шприц нагревается руками, измеряется перемещение капли по трубке. На основе данных о сечении трубки и объеме воздуха в шприце рассчитывается температура рук экспериментатора. 2) Используя ту же установку, экспериментатор создает давление внутри свободного конца трубки. Капля воды перемещается по трубке. На основе данных о ее смещении оценивается давление, которое могут создать легкие экспериментатора.
Занятие 13. Эффективный коэффициент жесткости системы. Определение модуля Юнга проволоки с помощью рычага. Определение предела упругой деформации
Практикум
Задание. Определите с максимальной точностью модуль Юнга проволоки.
Оборудование. Штатив с двумя лапками, проволока, линейка деревянная длиной 50 см, грузы массой по 50 г, два канцелярских зажима.
Краткое описание решения. Линейка подвешивается на проволоке так, чтобы получился сильно неравноплечий рычаг. Ближний к точке подвеса конец горизонтальной линейки опирается снизу на лапку штатива. К другому концу линейки подвешиваются грузы. Измеряется зависимость смещения конца линейки, к которому подвешиваются грузы, от их суммарной массы. На основе полученных данных и геометрических параметров установки рассчитывается модуль Юнга проволоки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;
ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских ученых в области физики и техники.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности ученого;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.
В сфере эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке.
В сфере трудового воспитания: интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания: сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике.
В сфере ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать рассматривать ее всесторонне; и актуализировать проблему, определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
оценивать достоверность информации; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
создавать тексты физического содержания в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять общение во внеурочной деятельности;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;
самостоятельно составлять план решения расчетных и качественных задач, план выполнения практической работы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 10 класса обучающийся научится:
понимать значение описательной, систематизирующей, объяснительной и прогностической функций физической теории – механики, молекулярной физики и термодинамики, роль физической теории в формировании представлений о физической картине мира; различать условия применимости изученных моделей физических тел и процессов (явлений);
различать условия (границы, области) применимости изученных физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
анализировать и объяснять механические, тепловые, электрические процессы и явления, используя основные положения и законы механики, молекулярно-кинетической теории, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики;
анализировать и объяснять физические явления, используя основные положения и физические законы;
описывать физические процессы и явления, используя необходимые величины; объяснять особенности протекания изучаемых физических явлений; проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде графиков с учетом абсолютных погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования; проводить косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный метод измерения, оценивать абсолютные и относительные погрешности прямых и косвенных измерений;
проводить опыты по проверке предложенной гипотезы: планировать эксперимент, собирать экспериментальную установку, анализировать полученные результаты и делать вывод о статусе предложенной гипотезы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках практикума и учебно-исследовательской деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;
решать расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия обосновывать выбор физической модели, отвечающей требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчеты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учетом полученных результатов;
решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественно-научного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; использовать теоретические знания для объяснения основных принципов работы измерительных приборов; анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности, представлений о рациональном природопользовании, а также разумном использовании достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
применять различные способы работы с информацией физического содержания с использованием современных информационных технологий, при этом использовать современные информационные технологии для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации, структурирования и интерпретации информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию и оценивать ее достоверность как на основе имеющихся знаний, так и на основе анализа источника информации;
проявлять организационные и познавательные умения самостоятельного приобретения новых знаний в процессе выполнения проектных и учебно исследовательских работ;
работать в группе с исполнением различных социальных ролей; проявлять мотивацию к будущей профессиональной деятельности по специальностям физико-технического профиля.
К концу 11 класса обучающийся научится:
понимать роль физики в экономической, технологической, социальной и этической сферах деятельности человека, роль и место физики в современной научной картине мира, значение описательной, систематизирующей, объяснительной и прогностической функций физической теории, роль физической теории в формировании представлений о физической картине мира, место физической картины мира в общем ряду современных естественно научных представлений о природе;
различать условия применимости изученных моделей физических тел и процессов (явлений); различать условия (границы, области) применимости изученных физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
анализировать и объяснять электромагнитные, квантовые процессы и явления, используя основные положения и законы электродинамики и квантовой физики; описывать изученные физические процессы и явления;
объяснять особенности протекания изученных физических явлений;
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде графиков с учетом абсолютных погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный метод измерения, оценивать абсолютные и относительные погрешности прямых и косвенных измерений;
проводить опыты по проверке предложенной гипотезы: планировать эксперимент, собирать экспериментальную установку, анализировать полученные результаты и делать вывод о статусе предложенной гипотезы;
в соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований рамках практикума и учебно-исследовательской деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования; решать расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью;
решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественно-научного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
использовать теоретические знания для объяснения основных принципов работы измерительных приборов;
анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности, представлений о рациональном природопользовании, а также разумном использовании достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
применять различные способы работы с информацией физического содержания с использованием современных информационных технологий, при этом использовать современные информационные технологии для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации, структурирования и интерпретации информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию и оценивать ее достоверность как на основе имеющихся знаний, так и на основе анализа источника информации;
проявлять организационные и познавательные умения самостоятельного приобретения новых знаний в процессе выполнения проектных и учебно исследовательских работ;
работать в группе с исполнением различных социальных ролей;
проявлять мотивацию к будущей профессиональной деятельности по специальностям физико-технического профиля.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Программное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
Раздел 1. Механика | ||||||||
1.1 | Погрешности в эксперименте (лекция) | 2 | Эксперимент и теория в процессе познания природы. Наблюдение и эксперимент в физике. Способы измерения физических величин (аналоговые и цифровые измерительные приборы, компьютерные датчиковые системы). Погрешности измерений физических величин (абсолютная и относительная). Гипотеза. Физический закон, границы его применимости | Оперировать понятиями: наблюдение, эксперимент, гипотеза, теория, физическая величина, физический закон, измерительный прибор, измерение, результат измерения, цена деления шкалы прибора, погрешность измерения. Приводить примеры наблюдения, эксперимента, гипотезы, теории, физических величин, физических законов, измерительных приборов. Определять цену деления шкалы прибора, абсолютную погрешность прямого измерения. Знать формулы для оценки относительной погрешности косвенного измерения, правила округления абсолютных погрешностей, выражение относительных погрешностей в процентах | ||||
1.2 | Оценка погрешностей прямых и косвенных измерений (самостоятельная работа) | 2 | Определение погрешностей прямых измерений по заданным результатам измерений. Приемы оценки погрешностей косвенных измерений | Оперировать понятиями: абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения. Приводить примеры прямых и косвенных измерений. Определять погрешности прямых измерений. Использовать метод границ для оценки абсолютной погрешности прямого измерения, правила округления абсолютных погрешностей, формулы для оценки относительной погрешности косвенного измерения. Уметь округлять абсолютные погрешности, выражать относительные погрешности в процентах. Решать задачи на оценку относительных погрешностей | ||||
1.3.1 | Усреднение измерений. Случайная погрешность (практикум) | 1 | Приборные погрешности, случайные и систематические погрешности | Оперировать понятиями: приборная погрешность, случайная погрешность, систематическая погрешность, среднее значение. Приводить примеры приборной, случайной и систематической погрешности. Определять экспериментально набор значений физической величины при проведении нескольких независимых измерений. Использовать формулы для среднего арифметического нескольких чисел, для оценки абсолютной погрешности значения физической величины, оцененного как среднее арифметическое набора ее значений. Оценивать значение измеряемой физической величины как среднее арифметическое набора ее значений, полученных при проведении нескольких независимых измерений, абсолютную и относительную погрешность значения этой физической величины. Устанавливать взаимосвязи между оценкой значения физической величины, определяемой по результатам нескольких независимых измерений, и средним арифметическим нескольких чисел |
1.3.2 | Кинематические измерения дальности полета, расчет начальной скорости (практикум) | 1 | Перемещение, скорость и ускорение материальной точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и сложение скоростей. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Зависимость координат, скорости и ускорения материальной точки от времени | Оперировать понятиями: скорость, ускорение, свободное падение, дальность полета, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения. Приводить примеры свободного падения тел при различных значениях начальной скорости, при разных углах между начальной скоростью и горизонтом. Использовать рулетку, кинематические формулы, описывающие движение тела, брошенного под углом к горизонту. Формулировать гипотезу о характере зависимости дальности полета тела, брошенного горизонтально, от его начальной скорости. Исследовать зависимость дальности полета тела, брошенного горизонтально, от его начальной скорости и интерпретировать полученные результаты. Решать задачу на определение по экспериментальным данным начальной скорости тела, брошенного горизонтально. Определять абсолютную и относительную погрешность начальной скорости тела, брошенного горизонтально |
1.4 | Простейшие геометрические измерения (самостоятельная работа) | 2 | Методы и приемы проведения прямых и косвенных измерений геометрических величин (длина, угол, площадь, объем) | Оперировать понятиями: абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения. Знать методы и приемы проведения прямых измерений геометрических величин. Применять формулы для определения абсолютных и оценки относительных погрешностей. Решать задачу на определение площади фигуры и объема тела по экспериментально измеренным значениям длин. Определять значения относительных погрешностей в процентах
|
1.5 | Графики экспериментальных зависимостей. Графическая обработка данных (лекция) | 2 | Графическое представление зависимостей физических величин друг от друга. Линейная зависимость. Угловой коэффициент и свободное слагаемое линейной зависимости | Оперировать понятиями: график зависимости одной физической величины от другой, линейная зависимость, угловой коэффициент и свободное слагаемое линейной зависимости, аппроксимация, интерполяция, экстраполяция. Знать правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга. Строить графики линейных зависимостей физических величин друг от друга. Применять правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга. Приводить примеры аппроксимации, интерполяции, экстраполяции. Уметь проводить процедуры аппроксимации, интерполяции, экстраполяции. Определять значения углового коэффициента и свободного слагаемого линейной зависимости, оценивать их абсолютные погрешности. Устанавливать взаимосвязи между математическим понятием «линейная функция» и линейной зависимостью физических величин друг от друга. Исследовать и интерпретировать графики линейных зависимостей физических величин друг от друга. Решать задачи на построение линейных графиков зависимостей физических величин друг от друга по заданным наборам экспериментальных данных, определять по построенному графику угловой коэффициент и свободное слагаемое, оценивать их абсолютные и относительные погрешности |
1.6 | Обработка нелинейных зависимостей: линеаризация, подсчет площади под графиком, построение касательных к графику (лекция) | 2 | Графическое представление зависимостей физических величин друг от друга. Нелинейная зависимость и ее линеаризация | Оперировать понятиями: график зависимости одной физической величины от другой, нелинейная зависимость, линеаризация нелинейной зависимости, площадь под графиком зависимости, касательная к графику зависимости в данной точке. Знать правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга, физический смысл площади под графиком зависимости и касательной к графику зависимости в данной точке. Строить исходные и линеаризованные графики зависимостей физических величин друг от друга, касательную к графику нелинейной зависимости в данной точке. Применять правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга. Определять значения площади под графиком зависимости и углового коэффициента касательной к графику нелинейной зависимости в данной точке, оценивать их абсолютные погрешности. Устанавливать взаимосвязи между математическим понятием «функция» и зависимостью физических величин друг от друга. Исследовать и интерпретировать графики нелинейных зависимостей физических величин друг от друга. Решать задачи на построение линеаризованных графиков зависимостей физических величин друг от друга по заданным наборам экспериментальных данных, определять по построенному графику угловой коэффициент и свободное слагаемое, оценивать их абсолютные и относительные погрешности |
1.7 | Измерение зависимости координаты границы области намокания от времени. Линеаризация зависимости (практикум) | 2 | Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Координата, время, скорость | Оперировать понятиями: график зависимости одной физической величины от другой, нелинейная зависимость, линеаризация нелинейной зависимости. Строить линеаризованный график зависимости физических величин друг от друга. Применять правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга. Определять значения углового коэффициента и свободного слагаемого графика линейной зависимости, оценивать их абсолютные погрешности. Исследовать и интерпретировать нелинейную зависимость координаты границы области намокания бумаги от времени. Использовать секундомер и рулетку |
1.8 | Изучение упругого гистерезиса (практикум) | 2 | Сила. Измерение силы динамометром. Упругие и частично упругие деформации. Сила упругости. Закон Гука. Отклонения от закона Гука. Гистерезис. Работа силы на малом и на конечном перемещении. Графическое представление работы силы | Оперировать понятиями: сила, деформация, упругий гистерезис. Уметь формулировать закон Гука, собирать экспериментальную установку. Формулировать гипотезу о характере зависимости длины объекта от величины приложенной к нему силы. Строить нелинейный график зависимости физических величин друг от друга. Применять правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга. Исследовать и интерпретировать нелинейную зависимость длины объекта от величины приложенной к нему силы. Определять угол наклона касательной к графику нелинейной зависимости в данной точке, площадь под графиком, оценивать абсолютные и относительные погрешности этих величин. Использовать секундомер и динамометр. |
| | | | Устанавливать взаимосвязи между определением физической величины «механическая работа» и геометрическим понятием «площадь под графиком зависимости величины силы от величины деформации» |
1.9 | Нахождение массы линейки и шприца с помощью уравновешивания рычага (практикум) | 2 | Абсолютно твердое тело. Вращательное движение твердого тела. Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Сложение сил, приложенных к твердому телу. Центр тяжести тела. Условия равновесия твердого тела. Рычаг | Оперировать понятиями: момент силы относительно оси вращения, плечо силы, центр тяжести тела, рычаг. Уметь формулировать правило моментов, условия равновесия абсолютно твердого тела, складывать силы, приложенные к твердому телу, собирать экспериментальную установку. Приводить примеры применения рычагов. Формулировать гипотезу о характере зависимости координаты точки опоры уравновешенного рычага от величины силы, приложенной к его концу. Строить линейный график зависимости физических величин друг от друга. Применять правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга. Исследовать и интерпретировать зависимость координаты точки опоры уравновешенного рычага от величины силы, приложенной к его концу. Определять по графику линейной зависимости значения углового коэффициента и свободного слагаемого, оценивать абсолютные и относительные погрешности этих величин. Использовать линейку, а также шприц с делениями для измерения объема. Решать задачи о равновесии рычага |
1.10 | Измерение коэффициента энергетических потерь при отскоке шарика от поверхности (практикум) | 2 | Импульс силы и изменение импульса тела. Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки. Потенциальные и непотенциальные силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела в однородном гравитационном поле. Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон сохранения механической энергии. Упругие и неупругие столкновения. Внутренняя энергия тела | Оперировать понятиями: импульс силы, импульс тела, кинетическая энергия материальной точки, потенциальные и непотенциальные силы, потенциальная энергия (в т.ч. тела в однородном гравитационном поле), упругие и неупругие столкновения. Уметь формулировать закон сохранения импульса и теорему об изменении кинетической энергии материальной точки, давать определение потенциальных и непотенциальных сил; формулировать закон сохранения механической энергии. Приводить примеры случаев, когда импульс тела сохраняется или не сохраняется, когда механическая энергия системы сохраняется или не сохраняется, упругих и неупругих столкновений. Формулировать гипотезу о характере зависимости высоты отскока шарика после соударения с поверхностью горизонтального стола от высоты сброса. Строить линейный и нелинейный график зависимости физических величин друг от друга. Применять правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга. Исследовать и интерпретировать зависимость высоты отскока шарика после соударения с поверхностью горизонтального стола от высоты сброса. Использовать рулетку. Решать задачи об абсолютно упругих и абсолютно неупругих соударениях |
Итого по разделу | 20 | | | |
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика | ||||
2.1. | Определение теплоемкости твердого тела (практикум) | 2 | Количество теплоты. Теплоемкость тела. Удельная и молярная теплоемкости вещества. Уравнение теплового баланса. Тепловое равновесие | Оперировать понятиями: количество теплоты, теплоемкость тела, удельная и молярная теплоемкости вещества, тепловое равновесие. Уметь формулировать уравнение теплового баланса, собирать экспериментальную установку. Приводить примеры тел, обладающих одинаковой теплоемкостью, но различной удельной теплоемкостью. Применять уравнение теплового баланса для описания процесса теплообмена твердого тела с водой. Исследовать теплообмен между твердым телом и жидкостями и интерпретировать результаты этих опытов. Определять теплоемкость твердого тела на основании результатов опытов по изучению теплообмена |
| | | | между твердым телом и жидкостями с разными температурами, оценивать абсолютную и относительную погрешности измеренной величины. Использовать термометр. Устанавливать взаимосвязи между законом сохранения энергии и уравнением теплового баланса. Решать задачи на применение уравнения теплового баланса |
2.2. | Измерение температуры рук экспериментатора и давления, которое могут создать его легкие (практикум) | 2 | Давление, объем, температура, количество вещества. Идеальный газ. Уравнение Менделеева– Клапейрона. Газовые законы. Газовый термометр | Оперировать понятиями: давление, объем, температура, количество вещества, идеальный газ. Уметь записывать уравнение Менделеева–Клапейрона, формулировать газовые законы, собирать экспериментальную установку. Знать устройство и принцип работы газового термометра. Приводить примеры поведения газа при изменении его давления, объема, температуры. |
| | | | Применять линейку и секундомер. Определять температуру и давление идеального газа по результатам опытов с самодельным газовым термометром. Использовать линейку и самодельный газовый термометр. Устанавливать взаимосвязи между внешними и внутренними макропараметрами термодинамической системы. Решать задачи на применение уравнения Менделеева–Клапейрона |
2.3. | Эффективный коэффициент жесткости системы. Определение модуля Юнга проволоки с помощью рычага. Определение предела упругой деформации (практикум) | 2 | Деформации твердого тела. Растяжение и сжатие. Модуль Юнга. Упругие и неупругие деформации. Предел упругих деформаций. Закон Гука. Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Условия равновесия твердого тела. Рычаг | Оперировать понятиями: упругие и неупругие деформации, предел упругой деформации, модуль Юнга, момент силы относительно оси вращения, плечо силы, рычаг. Уметь формулировать закон Гука для деформации растяжения однородного стержня с постоянным поперечным сечением, условие равновесия абсолютно твердого тела, собирать экспериментальную установку. Приводить примеры упругих и неупругих деформаций, материалов с различными модулями Юнга. Применять закон Гука для расчета деформации растяжения проволоки. Исследовать зависимость удлинения проволоки от величины растягивающей ее силы и интерпретировать полученные результаты, в том числе для определения предела упругой деформации. Определять модуль Юнга проволоки на основании результатов опытов по растяжению проволоки с помощью различных по величине сил, оценивать абсолютную и относительную погрешность измеренного модуля Юнга. |
| | | | Использовать неравноплечий рычаг для увеличения силы и перемещения. Решать задачи на применение закона Гука для расчета растяжения и сжатия стержней |
2.4. | Измерение коэффициента поверхностного натяжения методом отрыва (практикум) | 1 | Поверхностное натяжение. Коэффициент поверхностного натяжения. Сила поверхностного натяжения. Капиллярные явления. Давление под искривленной поверхностью жидкости. Формула Лапласа | Оперировать понятиями: поверхностное натяжение, коэффициент поверхностного натяжения, капиллярные явления. Уметь записывать формулу для силы поверхностного натяжения, формулу Лапласа для определения давления под искривленной поверхностью жидкости, собирать экспериментальную установку. Приводить примеры поверхностных явлений и капиллярных явлений. Применять метод отрыва рамки от поверхности жидкости для измерения коэффициента поверхностного натяжения жидкости. Исследовать зависимость величины |
| | | | силы, необходимой для отрыва от поверхности воды проволочной рамки, от ее периметра и интерпретировать результаты проведенных измерений. Определять коэффициент поверхностного натяжения жидкости по результатам проведенных измерений, оценивать абсолютную и относительную погрешность измеренной величины. Использовать рычаг для создания силы заданной величины. Решать задачи на применение формулы для силы поверхностного натяжения и формулы Лапласа |
2.5.1. | Определение точки росы (практикум) | 1 | Насыщенные и ненасыщенные пары. Качественная зависимость плотности и давления насыщенного пара от температуры, их независимость от объема насыщенного пара. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность | Оперировать понятиями: насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, абсолютная и относительная влажность. Уметь качественно описывать зависимость плотности и давления насыщенного пара от температуры, их независимость от объема насыщенного пара, собирать экспериментальную установку. Приводить примеры насыщенного и ненасыщенного пара. Исследовать процесс выпадения росы при понижении температуры влажного воздуха и интерпретировать полученные результаты. Определять по полученным экспериментальным данным температуру точку росы, и затем, с помощью таблицы зависимости давления насыщенного пара воды от температуры, относительную влажность воздуха, а также абсолютные и относительные погрешности этих величин. Использовать термометр. Решать задачи на вычисление абсолютной и относительной влажности |
| | | | |
2.5.2. | Знакомство с электрическим конденсатором (практикум) | 1 | Электрический заряд. Электрическое поле. Напряженность и потенциал электрического поля. Разность потенциалов и напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр. Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Параллельное и последовательное соединение конденсаторов | Оперировать понятиями: электрический заряд, электрическое поле, напряженность и потенциал электрического поля, разность потенциалов и напряжение, конденсатор, электроемкость конденсатора. Уметь вычислять заряд конденсатора по его электроемкости и напряжению, применять формулы для расчета электроемкости при последовательном и параллельном соединении конденсаторов, собирать электрическую цепь. Приводить примеры последовательного и параллельного соединения конденсаторов. Исследовать зависимость напряжения на конденсаторе |
| | | | от его электроемкости и интерпретировать результаты этого эксперимента. Определять отношение электрических емкостей двух конденсаторов по измеренным значениям напряжения на них, оценивать абсолютные и относительные погрешности измеряемых величин. Использовать вольтметр. Решать задачи на соединение конденсаторов |
Итого по разделу | 9 | | | |
Раздел 3. Электродинамика. | ||||
3.1. | Изучение процесса разрядки конденсатора (практикум) | 2 | Электрический заряд. Электрическое поле. Напряженность и потенциал электрического поля. Разность потенциалов и напряжение. ЭДС источника тока. Измерение напряжения. Вольтметр. | Оперировать понятиями: электрический заряд, электрическое поле, напряженность и потенциал электрического поля, разность потенциалов и напряжение, ЭДС источника тока, конденсатор, электроемкость конденсатора, |
| | | Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Электрическое сопротивление. Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Конденсатор в цепи постоянного тока | электрическое сопротивление. Уметь формулировать Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи, вычислять заряд конденсатора по его электроемкости и напряжению, собирать электрическую цепь. Приводить примеры поведения конденсатора, включенного в цепь постоянного тока. Формулировать гипотезу о характере зависимости силы тока от времени при разрядке конденсатора через резистор. Строить график зависимости силы тока от времени при разрядке конденсатора через резистор. Применять правила построения графиков зависимостей физических величин друг от друга. Исследовать зависимость силы тока от времени при разрядке конденсатора через резистор и интерпретировать эту зависимость. Определять электроемкость конденсатора, выражая ее через угловой коэффициент касательной к графику зависимости силы тока разрядки конденсатора от времени, оценивать абсолютную и относительную погрешность электроемкости. Использовать вольтметр и секундомер. Устанавливать взаимосвязи. Решать качественные задачи о конденсаторах, включенных в цепь постоянного тока |
3.2. | Определение удельного сопротивления материала проволоки (практикум) | 1 | Сила тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления однородного проводника от его длины и площади поперечного сечения. Удельное сопротивление вещества | Оперировать понятиями: сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества. Уметь формулировать закон Ома для участка цепи, записывать формулу для зависимости сопротивления однородного проводника от его длины и площади поперечного сечения, собирать электрическую цепь. Приводить примеры веществ с различным удельным сопротивлением. Применять метод измерения малых электрических сопротивлений. Исследовать зависимость напряжения между концами отрезка проволоки от длины этого отрезка и интерпретировать результаты проведенных измерений, вычислять электрическое сопротивление отрезка проволоки по измеренным значениям |
| | | | силы тока и напряжения. Определять удельное сопротивление материала проволоки по известным длине, диаметру и сопротивлению, оценивать абсолютную и относительную погрешность удельного сопротивления. Использовать мультиметр в режимах вольтметра и амперметра, линейку, микрометр. Решать задачи на закон Ома для участка цепи и на зависимость сопротивления отрезка проволоки от его характеристик |
3.3. | Измерение вольт-амперной характеристики полупроводникового диода (практикум) | 2 | Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p-n-перехода. Полупроводниковый диод | Оперировать понятиями: полупроводник, собственная и примесная проводимость, p-n-переход, полупроводниковый диод. Уметь объяснять природу собственной и примесной проводимости, свойства p-n-перехода, принцип действия |
| | | | полупроводникового диода, его функционирование при включении в электрическую цепь постоянного тока в прямом и в обратном направлении, собирать электрическую цепь, читать маркировку полупроводникового диода. Приводить примеры использования полупроводникового диода в электрических цепях. Формулировать гипотезу о характере зависимости силы тока, текущего через полупроводниковый диод, от поданного на него напряжения. Строить экспериментально вольт-амперную характеристику (ВАХ) полупроводникового диода при его включении в электрическую цепь постоянного тока в прямом и в обратном направлении. Применять правила построения графиков зависимостей физических |
| | | | величин друг от друга. Исследовать ВАХ полупроводникового диода, включенного в цепь постоянного тока в прямом и в обратном направлении и интерпретировать эту зависимость. Определять электрическое сопротивление полупроводникового диода при данном значении напряжения, оценивать абсолютную и относительную погрешность этой физической величины. Использовать вольтметр, амперметр, переменный резистор, макетную плату, полупроводниковый диод. Решать задачи на цепи постоянного тока при наличии в них идеального диода |
Итого по разделу | 5 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | |
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023
№ 74228).
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Вербум–М», 2001. – 208 с.
Слободянюк А. И. Физическая олимпиада: экспериментальный тур. – Минск, Аверсэв, 2011. – 378 с.
Всероссийские олимпиады по физике. 1992–2001 / Под. ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. – М.: «Вербум–М», 2002. – 392 с.
Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. – М.: Просвещение, 1982. – 256 с.
Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10–11 кл. / Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов и др.; Под ред. Ю. И. Дика, О. Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 2002. – 157 с.
https://vos.olimpiada.ru/upload/files/Arhive_tasks/2022-23/reg/phys/tasks- maxwell-7-prak-reg-22-23.pdf
https://vos.olimpiada.ru/upload/files/Arhive_tasks/2022-23/reg/phys/sol- maxwell-7-prak-reg-22-23.pdf
http://olphys.org/olimpiady/Iepho21/8-5_Pushka.pdf
https://цпм.рф/wp-content/uploads/2022/12/trebovanija-k-postroeniju- grafikov-1.pdf
https://всош.цпм.рф/upload/files/Arhive_tasks/2022-23/final/phys/tasks- phys-10-prak-final-22-23.pdf
https://всош.цпм.рф/upload/files/Arhive_tasks/2022-23/final/phys/sol- phys-10-prak-final-22-23.pdf
http://olphys.org/img/static/news/9-5_10-5.pdf
http://olphys.org/olimpiady/Iepho21/10-1_11-1_Dispersia.pdf
http://olphys.org/img/static/news/10-2_11-2.pdf