МАОУ СОШ № 18 села Синегорск
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Белова И.С. Протокол № 1 от «30» 08 2023 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Шелохаева В.А Приказ № 309-од от «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса
(углубленное изучение предмета)
«Литература – подготовка к ЕГЭ»
для обучающихся 10 класса
2023-2024 учебный год
село Синегорск 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса по литературе в 11 классе составлена на основе:
- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования «Литература 10-11 классы», утвержденной МО РФ, составители В.Я.Коровина. Москва: Просвещение , 2016г.
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования».
Данная программа предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 68 часов.
Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.
Задачи:
совершенствование умений:
- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
- выделять смысловые части художественного текста;
- понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;
- анализировать и оценивать произведение как художественное единство;
- применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;
- соотносить художественное произведение с литературным направлением;
- выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;
- давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.
Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.
При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:
аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;
ответы на вопросы по прозаическим, драматическим, лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);
поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного контекста;
написание развернутого аргументированного ответа на проблемный вопрос.
Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово- родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету .
Данные элективный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература». Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.
В 8 разделов программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.
Содержание элективного курса
Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.
Раздел 2. Теория литературы
Художественная литература как искусство слова
Фольклор. Жанры фольклора
Художественный образ. Художественное время и пространство
Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Деталь. Символ. Подтекст
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
Литературная критика
Раздел 3. Из литературы XIX века.
А.Н. Островский. Драма «Гроза»
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...»,
«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное
изучение)
Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». Анализ произведения, тематика и проблематика.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. «Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса.
Раздел. 4 Из литературы конца XIX – начала XX века
А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе | 3 |
2 | Раздел 2. Теория литературы | 13 |
3 | Раздел 3. Из литературы XIX века | 42 |
4 | Раздел. 4 Из литературы конца XIX – начала XX века | 10 |
5 | ВСЕГО | 68 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Всего | Контрольные работы |
1 | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. | 1 | | |
2 | Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. | 1 | | |
3 | Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания. | 1 | | |
4 | Художественная литература как искусство слова Фольклор. Жанры фольклора | 1 | | |
5 | Художественный образ. Художественное время и пространство Содержание и форма. | 1 | | |
6 | Литературные направления и течения | 1 | | |
7 | Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. | 1 | | |
8 | Жанры литературы | 1 | | |
9 | Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. | 1 | | |
10 | Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. | 1 | | |
11 | Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. | 1 | | |
12 | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | 1 | | |
13 | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | 1 | | |
14 | Проверочная работа № 1 | 1 | 1 | |
15 | Проза и поэзия. Системы стихосложения. | 1 | | |
16 | Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр Литературная критика | 1 | | |
17 | А.Н. Островский. Драма «Гроза» | 1 | | |
18 | А.Н. Островский. Драма «Гроза» | 1 | | |
19 | А.Н. Островский. Драма «Гроза» | 1 | | |
20 | А.Н. Островский. Драма «Гроза» | 1 | | |
21 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» | 1 | | |
22 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» | 1 | | |
23 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» | 1 | | |
24 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Анализ стихотворений | 1 | | |
25 | Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Анализ стихотворений | 1 | | |
26 | А.А. Фет. Стихотворения. Анализ стихотворений | 1 | | |
27 | А.А. Фет. Стихотворения. Анализ стихотворений | 1 | | |
28 | Проверочная работа № 2 | 1 | 1 | |
29 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов» | 1 | | |
30 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов» | 1 | | |
31 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов» | 1 | | |
32 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов» | 1 | | |
33 | Н.А. Некрасов. Стихотворения. Анализ стихотворений | 1 | | |
34 | Н.А. Некрасов. Стихотворения. Анализ стихотворений | 1 | | |
35 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | | |
36 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | | |
37 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | | |
38 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» | 1 | | |
39 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение) | 1 | | |
40 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение) | 1 | | |
41 | Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». Анализ произведения, тематика и проблематика. | 1 | | |
42 | Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». Анализ произведения, тематика и проблематика. | 1 | | |
43 | Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». Анализ произведения, тематика и проблематика. | 1 | | |
44 | Проверочная работа № 3 | 1 | 1 | |
45 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. | 1 | | |
46 | Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. | 1 | | |
47 | Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. | 1 | | |
48 | Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. | 1 | | |
49 | «Вечные» темы, мотивы и образы. | 1 | | |
50 | Смысл названия романа и его открытый финал. | 1 | | |
51 | Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. | 1 | | |
52 | Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. | 1 | | |
53 | Мысль семейная» и «мысль народная». | 1 | | |
54 | Тематика и проблематика произведения. | 1 | | |
55 | Система персонажей романа. | 1 | | |
56 | Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). | 1 | | |
57 | Отношение автора к героям. | 1 | | |
58 | Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса. | 1 | | |
59 | А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч». | 1 | | |
60 | А.П. Чехов. Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой». | 1 | | |
61 | А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон» | 1 | | |
62 | А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад» | 1 | | |
63 | А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад» | 1 | | |
64 | А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад» | 1 | | |
65 | Итоговое тестирование в форме ЕГЭ | 1 | 1 | |
66 | Итоговое тестирование в форме ЕГЭ | 1 | 1 | |
67 | Анализ тестирования в форме ЕГЭ | 1 | | |
68 | Итоговое занятие | 1 | | |