СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП и КТП по литературе. Подготовка к ЕГЭ 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП и КТП по литературе. Подготовка к ЕГЭ 10 класс»

МАОУ СОШ № 18 села Синегорск












РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Белова И.С.

Протокол № 1 от «30» 08 2023 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Шелохаева В.А

Приказ № 309-од от «30» 08 2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного курса

(углубленное изучение предмета)

«Литература – подготовка к ЕГЭ»

для обучающихся 10 класса


2023-2024 учебный год















село Синегорск 2023 г.

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа элективного курса по литературе в 11 классе составлена на основе:

- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования «Литература 10-11 классы», утвержденной МО РФ, составители В.Я.Коровина. Москва: Просвещение , 2016г.

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования».

Данная программа предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 68 часов.

Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

Задачи:

совершенствование умений:

- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

- выделять смысловые части художественного текста;

- понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;

- анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

- применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;

- соотносить художественное произведение с литературным направлением;

- выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;

- давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.

При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:

  • аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;

  • ответы на вопросы по прозаическим, драматическим, лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);

  • поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного контекста;

  • написание развернутого аргументированного ответа на проблемный вопрос.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово- родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету .

Данные элективный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература». Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

В 8 разделов программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.



Содержание элективного курса

Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

Раздел 2. Теория литературы

Художественная литература как искусство слова

Фольклор. Жанры фольклора

Художественный образ. Художественное время и пространство

Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Деталь. Символ. Подтекст

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
Литературная критика


Раздел 3. Из литературы XIX века.

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...»,
«Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное
изучение)

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». Анализ произведения, тематика и проблематика.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. «Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал.

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса.

Раздел. 4 Из литературы конца XIX – начала XX века
А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс



Название раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе


3

2

Раздел 2. Теория литературы

13

3

Раздел 3. Из литературы XIX века

42

4

Раздел. 4 Из литературы конца XIX – начала XX века

10

5

ВСЕГО

68




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС


п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Всего


Контрольные работы


1

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе.

1



2

Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе.

1



3

Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

1



4

Художественная литература как искусство слова

Фольклор. Жанры фольклора

1



5

Художественный образ. Художественное время и пространство

Содержание и форма.

1



6

Литературные направления и течения

1



7

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос.

1



8

Жанры литературы

1



9

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.

1



10

Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

1



11

Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж.

1



12

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

1



13

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

1



14

Проверочная работа № 1

1

1


15

Проза и поэзия. Системы стихосложения.

1



16

Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
Литературная критика

1



17

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

1



18

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

1



19

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

1



20

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

1



21

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

1



22

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

1



23

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

1



24

Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Анализ стихотворений

1



25

Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Анализ стихотворений

1



26

А.А. Фет. Стихотворения. Анализ стихотворений

1



27

А.А. Фет. Стихотворения. Анализ стихотворений

1



28

Проверочная работа № 2

1

1


29

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

1



30

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

1



31

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

1



32

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

1



33

Н.А. Некрасов. Стихотворения. Анализ стихотворений

1



34

Н.А. Некрасов. Стихотворения. Анализ стихотворений

1



35

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

1



36

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

1



37

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

1



38

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

1



39

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное
изучение)

1



40

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное
изучение)

1



41

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». Анализ произведения, тематика и проблематика.

1



42

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». Анализ произведения, тематика и проблематика.

1



43

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». Анализ произведения, тематика и проблематика.

1



44

Проверочная работа № 3

1

1


45

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа.


1



46

Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора.

1



47

Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе.

1



48

Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа.

1



49

«Вечные» темы, мотивы и образы.

1



50

Смысл названия романа и его открытый финал.

1



51

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция.

1



52

Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа.

1



53

Мысль семейная» и «мысль народная».

1



54

Тематика и проблематика произведения.

1



55

Система персонажей романа.

1



56

Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).

1



57

Отношение автора к героям.

1



58

Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса.

1



59

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч».

1



60

А.П. Чехов. Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой».

1



61

А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон»

1



62

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

1



63

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

1



64

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

1



65

Итоговое тестирование в форме ЕГЭ

1

1


66

Итоговое тестирование в форме ЕГЭ

1

1


67

Анализ тестирования в форме ЕГЭ

1



68

Итоговое занятие

1