Согласованo Зам. директора по УВР ____________________С.В. Дубинина ____ июня 2020 г. | Утверждаю Директор _______________ Г.Е.Байбакова приказ № ____от____ августа 2020 г. |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская средняя школа №10»
Рабочая программа
по предмету изобразительное искусство
в 1- 4 классах
Учителя Шапочкина Ю.В., Татарникова И.В., Шапочкина Е.В., Смирнова Е.В.,
Молчанова О.Н., Рыжова Н.С., Якимишина Н.Н., Шеверная С.В.
Рассмотрено на заседании методического
объединения начальных классов
протокол № ___ от ____ июня 2020 г.
2020-2021
Рабочая программа по изобразительному искусству за курс начальной школы включает разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Изобразительное искусство в начальной школе направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Изучение изобразительного искусства за курс начальной школы направлено на достижение следующих целей:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Развитие способности видеть скульптура и др.);
Формирование навыков работы с различными проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,
Данная программа соответствует авторской программе под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 1-4 классы;
Для решения поставленных задач используются образовательные технологии: технология развивающего, дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, используются компьютерные технологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
Понимание образной природы искусства;
Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
Умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
Умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение программы изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 час в неделю: 1 класс – 33 учебные недели (из них 4 часа на развивающие занятия), 2-4 классы – 34 учебные недели.
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.
3 класс
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
4 класса
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Годовое количество часов: 33
Количество часов в неделю: 1
Реквизиты программы: Примерная программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классах; авторская рабочая программа: предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского. 1-4 классы / Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-методическое обеспечение: Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А. – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
| | Ты изображаешь | 10 |
| | Развивающее занятие. Занятие-фантазия. Музыка осени. | 1 |
| | Инструктаж по охране труда. Изображение всюду вокруг нас. Изображение радостного солнца. | 1 |
| | Развивающее занятие - игра «Давайте познакомимся». Игра «Цветы – имена». | 1 |
| | Мастер изображения учит видеть. Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. | 1 |
| | Развивающее занятие- игра " В стране ИЗО". | 1 |
| | Изображать можно пятном. Изображение зверушки из произвольно сделанного пятна. | 1 |
| | Развивающее занятие-экскурсия на пришкольный участок. Сбор природного материала для создания осенней композиции (листья, веточки, желуди, шишки, мох). | 1 |
| | Изображать можно линией. Изображение рисунка линией на тему «Расскажи о себе». | 1 |
| | Изображать можно и то, что невидимо. Изображение музыки- создание образов, контрастных по настроению музыкальных пьес. | 1 |
| | Художники и зрители. Жанры изобразительного искусства. Выдающийся художник В. М. Васнецов. | 1 |
| | Ты украшаешь | 8 |
| | Мир полон украшений. Изображение сказочного цветка(по воображению). | 1 |
| | Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Понятие о симметрии. Украшение крыльев бабочки. | 1 |
| | Мастер украшения помогает сделать праздник. Рисование на тему «Новый год». | 1 |
| | Мастер украшений помогает сделать праздник. Украшение карнавальных масок. | 1 |
| | Красоту надо замечать: красивые рыбы. Украшение рыбки узорами чешуи. | 1 |
| | Красоту надо уметь замечать: украшение птиц. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации. | 1 |
| | Узоры, которые сделали люди. Изображение орнамента по воображению. | 1 |
| | Как украшает себя человек. Умение построение композиции. Изображение любимых сказочных героев и их украшений. | 1 |
| | Ты строишь | 7 |
| | Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и своих товарищей. | 1 |
| | Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов. | 1 |
| | Строим город. Конструирование домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра. | 1 |
| | Все имеет свое строение. Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей в технике ваппликации. | 1 |
| | Постройка предметов (упаковок). Конструирование из бумаги и украшение упаковок. | 1 |
| | Город, в котором мы живем. Коллективное создание панно «Мой город». | 1 |
| | Город, в котором мы живем. Коллективное создание панно «Мой город». | 1 |
| | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 8 |
| | Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе. Выставка работ за весь предыдущий период. | 1 |
| | «Праздник весны». Рисование весеннего пейзажа. | 1 |
| | «Праздник весны». Конструирование из цветной бумаги весенних жуков, стрекоз. | 1 |
| | «Сказочная страна». Создание коллективного панно и индивидуальных изображений по сказке. | 1 |
| | «Сказочная страна». Создание коллективного панно и индивидуальных изображений по сказке. | 1 |
| | «Времена года». Экскурсия в природу, зарисовки. | 1 |
| | "Здравствуй лето! Урок любования"Создание композиции по впечатлениям от природы. | 1 |
| | "Здравствуй лето! Урок любования"Создание композиции по впечатлениям от природы. | 1 |
| | Итого | 33 |
2 класс
Годовое количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Реквизиты программы: Примерная программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классах; авторская рабочая программа: предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского. 1-4 классы / Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-методическое обеспечение: Изобразительное искусство. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А. – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
| | Как и чем работает художник | 9 |
| | Инструктаж по охране труда. «Три основные краски, строящие многоцветие мира». Изображение цветов по памяти и впечатлению. | 1 |
| | Пять красок всё богатство цвета и тона. Тёмное и светлое. Оттенки цвета. Изображение природных стихий. | 1 |
| | Пастель и цветные мелки, акварель –выразительные возможности. Изображение осеннего леса пастелью. | 1 |
| | Выразительные возможности аппликации. Коврик на тему осенней земли с опавшими листьями «Осенний листопад». | 1 |
| | Выразительные возможности графических материалов. Рисунок «Зимний лес». | 1 |
| | Выразительность материалов для работы в объёме. Объемное изображение животных по впечатлению и по памяти. | 1 |
| | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | 1 |
| | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | 1 |
| | Изображение ночного праздничного города с помощью серпантина, конфетти, семян, ниток на фоне тёмной бумаги. | 1 |
| | Реальность и фантазия | 7 |
| | Изображение и реальность. Изображения животных или зверей. Рисование по памяти. | 1 |
| | Изображение и фантазия Изображение сказочных животных и птиц . | 1 |
| | Украшение и реальность Изображение паутинок с росой и веточками деревьев при помощи линий. | 1 |
| | Украшение и фантазия. Украшение заданной формы (закладка). | 1 |
| | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги «Подводного мира». | 1 |
| | Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий ,конструкций. | 1 |
| | «Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 1 |
| | О чем говорит искусство | 10 |
| | Урок-экскурсия. Выражение характера изображаемых животных. Изображение весёлых стремительных животных. | 1 |
| | Выражение характера человека в изображении Мужской образ: «Добрый и злой сказочный герой». | 1 |
| | Выражение характера человека в изображении. Женский образ: «Добрый и злой сказочный герой». | 1 |
| | Образ человека и его характер, выраженный в объеме «Добрый и злой сказочный герой». | 1 |
| | Изображение природы в разных состояниях. Пейзаж: море нежное и ласковое или бурное, тревожное. | 1 |
| | Выражение характера человека через украшение. | 1 |
| | Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы. | 1 |
| | Выражение намерений человека через украшение. | 1 |
| | Аппликация сказочного доброго (праздничного) флота и злого (пиратского). | 1 |
| | Обобщение материала раздела «О чём говорит искусство». Экскурсия по выставке детских работ и репродукций картин известных художников. | 1 |
| | Как говорит искусство | 8 |
| | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. «Перо Жар-птицы». | 1 |
| | Урок-экскурсия. Изображение весенней земли. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 |
| | Линия как средство выражения: ритм линий. «Весенние ручьи». | 1 |
| | Линия как средство выражения: характер линий. Изображение дерева. | 1 |
| | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов». | 1 |
| | Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы». | 1 |
| | Пропорции-средства выразительности. Создание коллективного панно «Весна» | 1 |
| | Обобщающий урок по теме «О чём и как говорит искусство». Выставка детских работ. | 1 |
| | Итого | 34 |
3 класс
Годовое количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Реквизиты программы: Примерная программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классах; авторская рабочая программа: предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского. 1-4 классы / Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-методическое обеспечение: Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А. – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
| | Искусство в твоем доме | 9 |
| | Инструктаж по охране труда. Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов. | 1 |
| | "Твои игрушки" (украшение). Создать цветовое решение игрушки. | 1 |
| | «Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов. | 1 |
| | «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. | 1 |
| | «Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель). | 1 |
| | «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объемной книги. | 1 |
| | «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объемной книги (завершение работы). | 1 |
| | «Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объемной открытки. | 1 |
| | Обобщающий урок по теме: «Труд художника для твоего дома». Выставка творческих работ. Проведение игры-викторины. | 1 |
| | Искусство на улицах твоего города | 7 |
| | «Памятники архитектуры». Работа с бумагой, красками, ножницами, клеящим карандашом. Составление облика зданий из бумажных заготовок. | 1 |
| | «Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике-рисование, аппликация. | 1 |
| | «Ажурные ограды». Работа в смешанной технике – объемная аппликация, рисование. | 1 |
| | «Волшебные фонари». Объемная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея. | 1 |
| | «Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги. | 1 |
| | «Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объемной модели. Пояснение создания проекта. | 1 |
| | "Труд художника на улицах твоего города" (обобщение темы). | 1 |
| | Художник и зрелище | 10 |
| | «Художник в цирке». Рисование акварелью. Отражение искусства цирка в детском рисунке. | 1 |
| | "Художник в цирке". Фрагмент циркового представления в аппликации. | 1 |
| | «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина. | 1 |
| | "Художник в театре". Создание театра на столе. | 1 |
| | «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (кукла бибабо, бумажная кукла). | 1 |
| | "Театр кукол". Создание спектакля. | 1 |
| | «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной. | 1 |
| | «Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами. | 1 |
| | "Праздник в городе". Создание рисунка, придуманного праздника и его оформление. | 1 |
| | «Школьный карнавал». Обобщающий урок по теме «Художник и зрелище». Демонстрация лучших работ. | 1 |
| | Художник и музей | 8 |
| | «Музей в жизни города». Заочная экскурсия по знаменитым музеям России (Третьяковская галерея, Эрмитаж и т. д.). | 1 |
| | «Картина – особый мир. Картина - пейзаж». Рисование картины-пейзажа (краски, карандаши). | 1 |
| | «Картина - портрет». Рисование картины-портрета (краски, карандаши). | 1 |
| | «Картина-натюрморт». Рисование картины-натюрморта (краски, карандаши). | 1 |
| | «Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему. | 1 |
| | "Картины исторические и бытовые". Рисование картины на жанровую тему (Завершение работы). | 1 |
| | «Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека или животного в движении. | 1 |
| | Обобщающий урок по теме: «Художник и музей». Обобщающий урок учебного года. | 1 |
| | Итого | 34 |
4 класс
Годовое количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Реквизиты программы: Примерная программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классах; авторская рабочая программа: предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского. 1-4 классы / Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-методическое обеспечение: Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Неменская Л.А. – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
| | Истоки родного искусства | 8 |
| | Инструктаж по охране труда. Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. | 1 |
| | Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года. | 1 |
| | Гармония жилья с природой. Сочинение и выполнение рисунков орнаментальных хороводов. | 1 |
| | Деревня – деревянный мир. Частушка как иллюстрация быта русского человека. Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. | 1 |
| | Образ красоты человека. Женский портрет. | 1 |
| | Образ красоты человека. Изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур. | 1 |
| | Народные праздники. Коллективное панно. | 1 |
| | Обобщение по теме «Истоки родного искусства». Завершение работы над коллективным панно. | 1 |
| | Древние города нашей земли | 7 |
| | Древнерусский город-крепость. Создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги крепостных стен и башен). | 1 |
| | Древние соборы. Постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города). | 1 |
| | Древний город и его жители. Моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа). | 1 |
| | Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | 1 |
| | Города Русской земли. Золотое кольцо России. Беседа - путешествие – знакомство с исторической архитектурой города. | 1 |
| | Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат. | 1 |
| | Обобщение по теме «Древние города нашей земли». Создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» (аппликация). | 1 |
| | Каждый народ - художник | 10 |
| | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы. | 1 |
| | Изображение японок в национальной одежде. | 1 |
| | Создание коллективного панно «Праздник хризантем» (коллаж). | 1 |
| | Народы гор и степей. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). | 1 |
| | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города в технике аппликации (на цветной бумаге). | 1 |
| | Древняя Эллада. Образ художественной культуры Древней Греции. | 1 |
| | Древнегреческая культура. Искусство греческой вазописи. Роспись древнегреческих ваз. | 1 |
| | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. | 1 |
| | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. | 1 |
| | Многообразие художественных культур в мире. Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ – художник». | 1 |
| | Искусство объединяет народы | 9 |
| | Все народы воспевают материнство. Портрет мамы. | 1 |
| | Я и моя мама. Изображение матери и дитя, их единства, ласки,( отношения друг к другу). | 1 |
| | Все народы воспевают мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека,( стремление выразить его внутренний мир). | 1 |
| | Сопереживание – великая тема искусства. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). | 1 |
| | «Герои - защитники». Выполнение памятника героям войны в графике. | 1 |
| | Герои - защитники. Лепка эскиза памятника герою. | 1 |
| | Юность и надежды. « Мое ожидание радостей лета». | 1 |
| | Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». | 1 |
| | Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. | 1 |
| | Итого | 34 |
36