Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № | Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 4 №. Директор школы _________/Полякова Т.Ю. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Компьютерная грамотность»
Класс: 1
Составитель:
Лукиных Евгения Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Губкинский
2023 год
Пояснительная записка
Настоящая программа «Компьютерная грамотность» является программой внеурочной деятельности начального общего образования общеинтеллектуальной направленности.
При реализации программы внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность» в рамках реализации ФГОС НОО образовательная деятельность, осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Учитывая особенности ребёнка в младшем школьном возрасте, основной формой организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков.
Цель данной программы развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
Задачи программы:
развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;
формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации;
развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).
Программа курса рассчитана на 33 часа (1 раз в неделю) в 1 классе, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, досуговая деятельность, игровая деятельность, соревнования.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправления.
Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Метапредметные результаты
Решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов.
Самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснование высказанного суждения.
Овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений – поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?» .
Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией.
Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т.е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.).
Содержание программы
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство преподавателя с учениками. Техника безопасности при работе на компьютере, правила поведения в классе. История создания компьютера. Обьяснение основных функция и возможностей компьютера. Правила начала и окончания работы на компьютере.
Изучение OC Windows (4 часа)
Меню пуск. Проводник. Запуск и работа с основными программами и приложениями Windows: Калькулятор, Ножницы, Календарь. Поиск в Windows. Создание папок и документов. Работа с каталогами. Практическая работа.
Изучение устройств ввода и вывода (4 часа)
Знакомства с различными устройствами ввода и вывода клавиатура, мышь, монитор, сканер, принтер, колонки). Функциональные клавиши. Порты и Разъемы. Развитие навыка печати текста с помощью клавиатурного тренажера.
Знакомство с пакетом программ Microsoft Office (16 часов)
Знакомство с программным пакетом Office. Создание текстового документа с использованием возможностей программы Word. Создание страницы, форматирование текста, графические обьекты, обьекты WordArt.
Создание презентаций с использованием возможностей программы PowerPoint. Создание слайдов, добавление картинок, анимация.
Основы работы в программе Excel. Создание документов с использованием возможностей этой программы. Создание простейших таблиц, графиков и диаграмм.
Интернет. Безопасность в интернете (4 часа)
Что такое интернет. История интернета. Основные возможности интернета. Опасности при использовании интернета. Браузер. Поиск нужной информации.
Подготовка к итоговому занятию (2 часа)
Выбор темы итогового проект. Создание презентации, текстового документа и плаката а заданную тему. Подготовка проекта.
Итоговое занятие (2 часа)
Доработка и защита проекта.
Воспитательный потенциал предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания, обучающегося:
Гражданско-патриотическое воспитание:
-формирование толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края;
-развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- воспитание чувства собственной значимости и причастности к решению школьных задач;
- формирование таких понятий, как «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»
Воспитание культуры поведения:
-приобретение знаний о нормах и правилах поведения в коллективе, в обществе;
-формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в коллективе, в обществе.
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Компьютерная грамотность»
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
план. | факт. |
Вводное занятие (2 часа) |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас | 1 | 0 | 1 | | | http://fcior.edu.ru |
2 | Знакомство с компьютером | 0,5 | 0,5 | 1 | | |
Изучение OC Windows (4 часа) |
3 | Меню пуск | 0,5 | 1,5 | 2 | | | ЯКласс, Платформа: Новый Диск – Образовариум |
4 | Проводник | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Изучение устройств ввода и вывода (4 часа) |
7 | Устройства ввода и вывода | 1 | 0 | 1 | | | http://www.lbz.ru/files/5798/ |
8-10 | В Клавиатурный тренажёр | 1 | 2 | 3 | | |
Знакомство с пакетом программ Microsoft Office (16 часов) |
11 | Знакомство с Microsoft Word | 0,5 | 1,5 | 2 | | | Платформа: Новый Диск – Образовариум, ЯКласс Медиатека Просвещения, |
12 | Продолжение знакомства с Microsoft Word | 0,5 | 1 | 1,5 | | |
13 | Знакомство с Microsoft PowerPoint | 0,5 | 1 | 1,5 | | |
14 | Продолжение знакомства с Microsoft PowerPoint | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
15 | Знакомство с Microsoft Excel | 0,5 | 1 | 1,5 | | |
16 | Продолжение знакомства с Microsoft Excel | 0,5 | 2 | 2,5 | | |
17 | Знакомство с Microsoft Publisher | 0,5 | 1 | 1,5 | | |
18-20 | Продолжение знакомства с Microsoft Publisher | 0,5 | 3 | 3,5 | | |
Интернет. Безопасность в интернете (4 часа) |
26 | Интернет | 0,5 | 0,5 | 1 | | | ЯКласс, Платформа: Новый Диск – Образовариум |
27 | Безопасность в сети Интернет | 0,5 | 0,5 | 1 | | |
28-29 | Ищем информацию в сети Интернет | 0,5 | 1,5 | 2 | | |
Подготовка к итоговому занятию (2 часа) |
30 | Выбор темы итогового мини-проекта | 0,5 | 0,5 | 1 | | | Новый Диск – Образовариум |
31 | Выполнение итогового мини-проекта. | 0,5 | 0,5 | 1 | | |
Итоговое занятие (2 часа) |
32 | Доработка итогового мини-проекта | 0,5 | 1,5 | 2 | | | Новый Диск – Образовариум |
33 | Защита мини-проекта | 0 | 1 | 1 | | | |
Распределение часов (1 класс)
Кол-во часов: | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Всего часов (из расчета уч. недель) | 8 | 8 | 10 | 8 | 33 |
Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования:
учебный кабинет, учебные столы, стулья;
проектор, экран;
компьютеры с установленной операционной системой Windows для каждого обучающегося и для педагога.
Перечень инструментов:
-программы пакета Microsoft Office.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Информатика. Учебник–тетрадь для ученика. 1 класс. Санкт – Петербург. “БХВ-Петербург”, 2014.
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Информатика. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Санкт – Петербург. “БХВ-Петербург”, 2014.
Авторская программа Тур С.Н., Бокучавы Т.П. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов / Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2005 г.
Г.Е. Акимова «Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей» //Издательство: У-Фактория, 2004 год