СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП КТП Родная (русская) литература 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП родная литература + ктп 7 кл

Просмотр содержимого документа
«РП КТП Родная (русская) литература 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»

города Лиски Воронежской области



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Зам. директора по УМР

Директор МБОУ «СОШ № 10»

__________ ____________

___________ Гайдай И.М.

_____________ Ляпина Н.А.

Протокол № ____ от



«____» ____________2021 г.

«____» ____________2021 г.

«____» ___________2021 г.










Рабочая программа
учебного предмета

« Родная (русская) литература »
для учащихся
7 классов








Составитель: Бобровская О.А.














Нормативный срок изучения 1 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основе следующих нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• Приказ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

• Программа разработана на основе требований федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа

Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения

основной образовательной программы основного общего образования по

учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную

область «Родной язык и родная литература».

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

• Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций для 5 – 9-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Н. В. Беляева, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; М. А. Аристова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; Ж.Н. Критарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №10» г.Лиски;

• Устав МБОУ «СОШ №10» г.Лиски;

• Учебный план МБОУ «СОШ №10» г.Лиски.


Основная цель

воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Задачи:

- приобщать к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

- осознавать роль родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

- выявлять взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формировать представления о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

- получать знания о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

- выявлять культурные и нравственные смыслы, заложенные в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

- формировать опыт общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

- накапливать опыт планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

- формировать потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- развивать умения работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.



Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ №10» г. Лиски

Учебная дисциплина «Родная (русская) литература» относится к обязательной части учебного плана.


  1. Планируемые предметные результаты


Наименование разделов и тем

Дидактические единицы образовательного процесса

ученик научится

ученик получит возможность

7 класс

1

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ


осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;


выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


2

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;


создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

3

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


  1. Содержание

7 класс

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)

Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)

Русское поле: И. С. Никитин. «Поле»

Проверочная работа по итогам изучения раздела "Россия - Родина моя"

Презентация проектов по темам: "Преданья старины глубокой", "Города земли русской", "Родные просторы".

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)

Праздники русского мира

Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»

А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

А. П. Чехов. «Казак».

Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русские традиции"

Презентация проектов по темам: "Праздники русского мира ", "Тепло родного дома"

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6ч)

На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»; Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец»

На Первой мировой войне: Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». 

На Первой мировой войне: М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»

Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русский характер - русская душа"


  1. Тематическое планирование


№ раздела

Тема раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

1

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

6

1

2

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

5

1

3

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

6

1


Итого:

17ч






  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебники:

Родная (русская) литература. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений: Александрова О.М. / Аристова М. А. / Беляева Н. В.. – М.: Просвещение, 2021 -188с.


Пособия для учителя:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  2. Примерная программа основного общего образования по литературе

  3. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2018. – 132 с.

  4. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2019.

  5. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 224 с. – (Домашний репетитор).

  6. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2018. – 96 с. – (Школьный словарик).

  7. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК, 2017.-160 с.


Пособия для учеников:

  1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2018. – 96 с. – (Школьный словарик).

  2. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2019.


Информационно-методические и интернет-ресурсы:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.

https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.

.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»

города Лиски Воронежской области



«Рассмотрено»



Руководитель МО



__________ ____________



Протокол № ____ от



«____» ____________2021 г.












Календарно-тематическое планирование
учебного предмета

«Родная (русская) литература»
для учащихся
7 классов








Составитель: Бобровская О.А.














2021-2022 учебный год



Календарно-тематическое планирование



уроков

Названия разделов и тем уроков

Всего часов

Дата

Примечание

План

Факт


Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

6 ч



д/з

1

Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).

1



Выразительное

чтение.

2

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

1



Дайте развернутый ответ на вопрос:  «Что меня особенно интересует в исторической (или лирической) песне?», используя рассмотренные на уроке тексты

3

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)

1



Пересказ рассказа. Отв на вопр 1. каким предстает Тобольск в книге В.Распутина "Сибирь.Сибирь".2 Расскажите о прошлом Тобольска.3.С какой исторической личностью связана история Тобольска

4

Русское поле: И. С. Никитин. «Поле»

1



Выучить наизусть стихотворение.

5

Проверочная работа по итогам изучения раздела "Россия - Родина моя"

1




6

Презентация проектов по темам: "Преданья старины глубокой", "Города земли русской", "Родные просторы".

1





Раздел 2.  Русские традиции

5 ч




7

Праздники русского мира

Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве» А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

1



Выучить наизусть стихотворение.

8

А. П. Чехов. «Казак»

1



Составить снквейн

9

Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).


1



Пересказ эпизода.

10

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1




11

Презентация проектов по темам: "Праздники русского мира ", "Тепло родного дома"

1





Раздел 3.  Русский характер – русская душа 




12

На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»; Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец» Н. С. Гумилёв.  «Наступление», «Война». 

1



Чит рассказ Пришвина

13

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

1



Пересказ эпизода.

14

Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»

1



наизусть

15

Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

1



Поделитесь своим мнением, можно ли его рекомендовать для чтения подростковой аудитории. Аргументируйте свой ответ. Что вам особенно понравилось в рассказе?

16

Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

1




17

Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русский характер - русская душа"

1





ИТОГО

17 ч