Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»
города Лиски Воронежской области
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Зам. директора по УМР | Директор МБОУ «СОШ № 10» |
__________ ____________ | ___________ Гайдай И.М. | _____________ Ляпина Н.А. |
Протокол № ____ от | | |
«____» ____________2021 г. | «____» ____________2021 г. | «____» ___________2021 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
« Родная (русская) литература »
для учащихся 7 классов
| Составитель: Бобровская О.А. |
| |
Нормативный срок изучения 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана на основе следующих нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
• Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по
учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную
область «Родной язык и родная литература».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
• Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций для 5 – 9-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Н. В. Беляева, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; М. А. Аристова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; Ж.Н. Критарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №10» г.Лиски;
• Устав МБОУ «СОШ №10» г.Лиски;
• Учебный план МБОУ «СОШ №10» г.Лиски.
Основная цель
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Задачи:
- приобщать к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
- осознавать роль родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- выявлять взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формировать представления о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
- получать знания о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
- выявлять культурные и нравственные смыслы, заложенные в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- формировать опыт общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
- накапливать опыт планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
- формировать потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развивать умения работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ №10» г. Лиски
Учебная дисциплина «Родная (русская) литература» относится к обязательной части учебного плана.
Планируемые предметные результаты
№ | Наименование разделов и тем | Дидактические единицы образовательного процесса |
ученик научится | ученик получит возможность |
7 класс |
1 | РОССИЯ – РОДИНА МОЯ | осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; | выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; |
2 | РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; | создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; |
3 | РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША | сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
Содержание
7 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)
Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)
Русское поле: И. С. Никитин. «Поле»
Проверочная работа по итогам изучения раздела "Россия - Родина моя"
Презентация проектов по темам: "Преданья старины глубокой", "Города земли русской", "Родные просторы".
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)
Праздники русского мира
Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русские традиции"
Презентация проектов по темам: "Праздники русского мира ", "Тепло родного дома"
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6ч)
На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»; Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец»
На Первой мировой войне: Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
На Первой мировой войне: М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русский характер - русская душа"
Тематическое планирование
№ раздела | Тема раздела | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | РОССИЯ – РОДИНА МОЯ | 6 | 1 |
2 | РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | 5 | 1 |
3 | РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША | 6 | 1 |
| Итого: | 17ч | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
Родная (русская) литература. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений: Александрова О.М. / Аристова М. А. / Беляева Н. В.. – М.: Просвещение, 2021 -188с.
Пособия для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Примерная программа основного общего образования по литературе
Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2018. – 132 с.
Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2019.
Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 224 с. – (Домашний репетитор).
Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2018. – 96 с. – (Школьный словарик).
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК, 2017.-160 с.
Пособия для учеников:
Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2018. – 96 с. – (Школьный словарик).
Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2019.
Информационно-методические и интернет-ресурсы:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»
города Лиски Воронежской области
«Рассмотрено» | | |
Руководитель МО | | |
__________ ____________ | | |
Протокол № ____ от | | |
«____» ____________2021 г. | | |
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
«Родная (русская) литература»
для учащихся 7 классов
| Составитель: Бобровская О.А. |
| |
2021-2022 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Названия разделов и тем уроков | Всего часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
| Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 6 ч | | | д/з |
1 | Русские народные песни (исторические и лирические): «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). | 1 | | | Выразительное чтение. |
2 | Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе: И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…» | 1 | | | Дайте развернутый ответ на вопрос: «Что меня особенно интересует в исторической (или лирической) песне?», используя рассмотренные на уроке тексты |
3 | Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск») | 1 | | | Пересказ рассказа. Отв на вопр 1. каким предстает Тобольск в книге В.Распутина "Сибирь.Сибирь".2 Расскажите о прошлом Тобольска.3.С какой исторической личностью связана история Тобольска |
4 | Русское поле: И. С. Никитин. «Поле» | 1 | | | Выучить наизусть стихотворение. |
5 | Проверочная работа по итогам изучения раздела "Россия - Родина моя" | 1 | | | |
6 | Презентация проектов по темам: "Преданья старины глубокой", "Города земли русской", "Родные просторы". | 1 | | | |
| Раздел 2. Русские традиции | 5 ч | | | |
7 | Праздники русского мира Пасха: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве» А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). | 1 | | | Выучить наизусть стихотворение. |
8 | А. П. Чехов. «Казак» | 1 | | | Составить снквейн |
9 | Русские мастера: С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). | 1 | | | Пересказ эпизода. |
10 | Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | | | |
11 | Презентация проектов по темам: "Праздники русского мира ", "Тепло родного дома" | 1 | | | |
| Раздел 3. Русский характер – русская душа | 6ч | | | |
12 | На Первой мировой войне: С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»; Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец» Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». | 1 | | | Чит рассказ Пришвина |
13 | М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза». | 1 | | | Пересказ эпизода. |
14 | Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…» | 1 | | | наизусть |
15 | Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева». | 1 | | | Поделитесь своим мнением, можно ли его рекомендовать для чтения подростковой аудитории. Аргументируйте свой ответ. Что вам особенно понравилось в рассказе? |
16 | Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…» | 1 | | | |
17 | Проверочная работа по итогам изучения раздела "Русский характер - русская душа" | 1 | | | |
| ИТОГО | 17 ч | | | |