СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП литерат. чтение 1 кл. ПНШ 2015

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для 1 класса - учебно - методический комплект "Перспективная начальная школа" в рамках реализации ФГОС. Включает в себя следующие разделы: - "Пояснительная записка" - "Общая характеристи . "Место учебного предмета в учебном плане". "Содержание учебного предмета". "Тематическое планирование".  "Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса". "Результаты освоения учебного предмета и система их оценки"

 

 

Просмотр содержимого документа
«РП литерат. чтение 1 кл. ПНШ 2015»

Содержание рабочей программы по учебному предмету

«Литературное чтение»



1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Место учебного предмета в учебном плане

4. Содержание учебного предмета

5. Тематическое планирование

6. Календарно – тематическое планирование

7. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение

образовательного процесса

8. Результаты освоения предмета и система их оценки

























Литературное чтение

I. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26 – ЗС «Об Образовании в Ростовской

области»

  • Устав МБОУ Апанасовская СОШ

  • Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

  • Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период 2020 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года №1662 – р 

  • Конституция РФ

  • Учебного плана МБОУ Апанасовская СОШ на 2015-2016 учебный год.

  • Примерная (М.: «Просвещение», 2011 г.) и авторская программы начального общего образования Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской «Литературное чтение» («Программы четырехлетней начальной школы», М. Академкнига/Учебник, 2012 г.)

  • Федеральные программы:

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 год», принятая 11.10.2012 на заседании правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года №1662 – р 

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГО, 2011

  • Федеральные постановления:

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства

РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  • « Об утверждении СанПин 2.42. – 2821-10 – санитарно – эпидемиологических требований

к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Федеральные и региональные приказы:

  • Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении

федерального базисного учебных планов для общеобразовательных учреждений

Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Приказ МО РФ №1312 от 20.08.2008 №1089 «Об утверждении федерального

базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России №1312 от 09.03.2004 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утверждённые приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373»

  • Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373»

  • Приказ Минобрнауки от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»

  • Приказ Минобрнауки РФ №889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Федеральные распоряжения:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 №1507 – р «План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»

1.2. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих «Литературному чтению», решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).


2. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы,

общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, этот учебный предмет, как никакой другой, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом.

Роль предмета заключается в освоении умений чтения и понимания текста, формировании всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Практическая направленность. Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследи­ем России, общечеловеческими ценностями; восприятие лите­ратурного произведения как особого вида искусства; полно­ценное восприятие художественной литературы; эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информа­ции; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де­ление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование пред­ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще­стве; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понима­ния прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования ху­дожественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятель­ности; умение составлять несложные монологические высказы­вания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и опи­сания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстни­ками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Обоснование выбора содержания. Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Преемственность. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания образования учебного предмета :

  • Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

  • Ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  • Ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

  • Ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.



3. Место учебного предмета «Литературное чтение»

Согласно учебному плану МБОУ Апанасовской СОШ на 2015 – 2016 учебный год

в 1 классе на изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю. Программа 1 класса рассчитана на 40 часов и изучается в 3-4 четвертях.

Количество часов в III четверти - 8 ч.

Количество часов в IV четверти - 32 ч




4. Содержание учебного предмета

Содержательные линии:

4.1. Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для с оставления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов)– весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне,

главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учебник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения). Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».

4.2. Литературоведческая пропедевтика

Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины – фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).

Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь

на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).

Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет - наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира - мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства

воссозданных в них картин мира.

4.3. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклинки, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

4.4. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы XIX–XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

  • Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

  • Русские народные сказки.

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок» , «Три медведя», «Маша и медведь» .

  • Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»*; М. Горький «Воробьишко».

  • Современная русская и зарубежная литература.

Поэзия:

А. Барто. Д. Хармс, Тим Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.

Проза:

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!», «Бац»*, «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка»*.
































5. Тематическое планирование

учебного материала по учебному предмету «Литературное чтение»

Раздел

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Виды речевой и читательской деятельности.

Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учите­лем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного мето­да, учитывающего позиционные смены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпиче­ских норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произнесения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Чтение по ролям, чтение по цепочке.

Чтение про себя коротких маркированных фрагментов текста.

Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учи­теля.

Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Назва­ние произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональ­ный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера про­изведения.

Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт по­могает обнаружить красоту и смысл в обыденном


аудировать, читать вслух и про се­бя,

работать с разными видами текста,

работать с текстом художественного произведения,

приобре­тать основы культуры речевого общения, библиографической культуры.

Формировать основы библиографической культуры.

Формировать умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», ориен­тироваться в них, находить нужное произведение.


Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение).

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговор­ка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практи­ческое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, харак­теристики героев, другие способы авторской оценки).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в про­цессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного от­ношения к каждому из героев.

Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.


Знать особенности стихотвор­ного произведения (ритм, рифма и т. д.), различать жанровые особенности (народной и автор­ской сказки и др.),

узнавать литературные приемы(сравнение, олицетворение, контраст и др).




Элементы творческой деятельности учащихся.

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств - мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбель­ных песенок, шуточных авторских стихов).

Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.

Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаи­ческих произведений.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

Читать по ролям, инсценировать, дра­матизировать, устное словесное рисование, работать с репродукциями, создавать собственные тексты.







8. Результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»


8.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» к концу 1-го года обучения


8.1.1. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Обучающиеся научатся:

  • читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, в том числе прочитан­ных в классе, выделять в них основные логические части;

  • читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

  • читать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведе­ние в книге, ориентируясь на «Содержание»;

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.


8.1.2.Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Обучающиеся научатся:

  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;

  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор, уменьшительно- ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докуч­ной сказок;

  • обнаружат подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку, колыбельная песенка - закличку, рассказ - сказку и т. д.).


8.1.3.Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся».

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  • читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

  • рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интона­ция);

  • находить в разделе «Музейный дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (заклинкам, прибауткам, небылицам), сравни­вать тексты и иллюстрации.



8.2. Ожидаемые результаты формированияУУД к концу 1-го года обучения


8.2.1.В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятель­ной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учеб­ника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для само­стоятельной работы и хрестоматии.


8.2.2.В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивиро­ванно присоединяться к одной из них.


8.2.3.В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возмож­ность научиться:

  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

  • обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.


8.3.Система контроля и оценки результатов обучения по учебному предмету «Литературное чтение».

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система бального оценивания. В первом классе домашние задания не задаются.

(Письмо Минобразования России от 25. 09. 2000 года № 2021/11 – 13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).




































































7. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

по учебному предмету «Литературное чтение»


Учебные пособия для обучающихся:

Чуракова, Н. А. «Литературное чтение». 1 класс: учебник М.: АКАДЕМКНИ­ГА/УЧЕБНИК, 2011.

Чуракова, Н. А. «Литературное чтение». 1 класс: Хрестоматия М.:

АКАДЕМКНИ­ГА/УЧЕБНИК, 2011.

Малаховская, О. В. «Литературное чтение». 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы - М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2011.


Перечень используемых методических пособий

Чуракова, Н. А. «Литературное чтение». 1 класс

Методическое пособие / - М.: АКАДЕМКНИ­ГА/УЧЕБНИК, 2011.


Раздаточные и дидактические материалы:

Индивидуальные схемы слов и предложений

Магнитные буквы

Карточки для уроков литературного чтения


Диски:

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» «Первое сентября» преподавание в начальной школе. festival.1 september.ru

  • CD диск «Русский язык. Уроки Кирилла и Мефодия» 1 класс


Интернет – ресурсы

ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/

Материалы для апробации ЭОР в начальной школе http://www.openclass.ru/node/

Хостинг документов ученикам и учителям

Начало формы


http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/kompleksnie-kontrolnie-raboti-klass-fgos.html


Оборудование:

Компьютер, проектор, муз колонки




:





8. результаты (в рамках фгос общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета и система его оценки


8. Результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение».


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

к концу 1-го года обучения:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Обучающиеся научатся:

  • читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, в том числе прочитан­ных в классе, выделять в них основные логические части;

  • читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

  • читать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведе­ние в книге, ориентируясь на «Содержание»;

  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Обучающиеся научатся:

  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;

  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор, уменьшительно- ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докуч­ной сказок;

  • обнаружат подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку, колыбельная песенка - закличку, рассказ - сказку и т. д.).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся».

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  • читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

  • рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интона­ция);

  • находить в разделе «Музейный дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (заклинкам, прибауткам, небылицам), сравни­вать тексты и иллюстрации.



Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения:


В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить вы­деленный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятель­ной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учеб­ника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для само­стоятельной работы и хрестоматии.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивиро­ванно присоединяться к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возмож­ность научиться:

  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

  • обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.


Система контроля и оценки результатов обучения по учебному предмету «Литературное чтение».

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система бального оценивания. В первом классе домашние задания не задаются.

(Письмо Минобразования России от 25. 09. 2000 года № 2021/11 – 13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).



































































10