Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 744»
Согласовано: | Согласовано: | Утверждено: |
Руководитель методического объединения | Заместитель директора по содержанию образования | и.о.директора |
____________ /Паршина Л.А./ | ____________ /Лавина Т.А./ | ____________ /Головлева И.В. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 11 «А» КЛАССА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
всего __102__ часов
в неделю _3_ часов
Составитель программы ВАРГАНОВА ТАМАРА ВИКТОРОВНА
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы по литературе для 10-11 классов под ред. В.Я. Коровина, В.П. Журавлева.
Москва, 2016 г.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 6 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля.
Промежуточный: устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи; выразительное чтение текста художественного произведения; заучивание наизусть стихотворных текстов; устный или письменный ответ на вопрос; устное словесное рисование; комментированное чтение; характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных | анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением; работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.); составление конспектов критических статей, планов, тезисов |
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства; определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; | рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю; создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев; участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов. |
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
Содержание учебного материала
Литература первой половины XX века.
Обзор русской литературы первой половины
XX века (2часа).
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин (5часов).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн (4часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
«Олеся»
М. Горький (7часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм (1 час).
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов (2 часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт (1 час).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый (1 час).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм (1 час).
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев (2часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм (1 час).
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Анненский (1 час).
Жизнь и творчество. Стихи (обзор).
И. Северянин.
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
Крестьянская поэзия (1 час).
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
А. А. Блок (8часов).
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
В. В. Маяковский (5 часов).
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в
творчестве Маяковского.
С. А. Есенин (6часов).
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»
(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность …» (возможен выбор трех других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
М. И. Цветаева (2часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам (2часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. А. Ахматова (4часа).
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б. Л. Пастернак (3часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков (9часов).
Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А. П. Платонов (2часа).
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
«Сокровенный человек». Обзор.
М. А. Шолохов (7часов).
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в
романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Литература второй половины XX века.
Э. Хемингуэй (1 час).
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Э.М.Ремарк (2 часа).
Жизнь и творчество (обзор).
«Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Художественное своеобразие стиля писателя.
Обзор русской литературы второй половины
XX века.
Литература периода Великой Отечественной войны (4часа).
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. Т. Твардовский (2 часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Б.Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие» (2 часа).
Ю.Бондарев. «Горячий снег» (1 час).
В. Т. Шаламов (2 часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
А. И. Солженицын (2 часа).
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. Г. Распутин (2 часа).
Повесть «Прощание с Матерой» Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Б. Ш. Окуджава (1 час).
(возможен выбор другого поэта второй половины XX века).
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
А. В. Вампилов (1 час).
(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века).
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Ф.М.Шукшин. (1 час) Чудик», «Срезал».
Обзор литературы последнего десятилетия (1 час).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | ТЕМА | Кол-во часов | Дата |
| I. Введение. Литература начала XX века. (2 ч.) | | |
1. | 1. Россия рубежа XIX–XX веков. Историко-культурная ситуация. | 1 | 1.09 |
2. | 2. Русская литература на рубеже веков. | 1 | 6.09 |
| II. Проза XX века. Творчество И.А. Бунина. (4 ч.) | | |
3. | 1. И.А. Бунин (1870–1953). Очерк жизни и творчества. | 1 | 7.09 |
4. | 2. Размышления о России в повести И.А. Бунина «Деревня». | 1 | 8.09 |
5. | 3. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | 13.09 |
6. | 4. Рассказы И.А. Бунина о любви. | 1 | 14.09 |
| Творчество А.И. Куприна. (6 ч. ) | | |
7. | 1. А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». | 1 | 15.09 |
8. | 2. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И. Куприна «Поединок». | 1 | 20.09 |
9. | 3. Метафоричность названия повести А.И. Куприна «Поединок». | 1 | 21.09 |
10-11. | 4,5. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». (2 ч.) | 2 | 22.09 |
12. | 6.р/р Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. | 1 | 27.09 |
| III. Творчество А.Т. Аверченко. | | |
13. | 1. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. | 1 | 27.09 |
| IV. Поэзия Серебряного века. (11 ч.) | | |
14. | 1. Символизм. «Старшие символисты». | 1 | 28.09 |
15. | 2. Поэзия В.Я. Брюсова (1873–1924). | 1 | 29.09 |
16. | 3. Поэзия «младосимволистов». | 1 | 11.10 |
17. | 4. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта (1867–1942). | 1 | 12.10 |
18. | 5. Акмеизм, его истоки. | 1 | 13.10 |
19. | 6. Мир образов Николая Гумилёва. | 1 | 18.10 |
20. | 7. Ранняя лирика А.А.Ахматовой. | 1 | 19.10 |
21. | 8. Футуризм; манифесты, их пафос и проблематика. | 1 | 20.10 |
22. | 9. «Эгофутуризм» Игоря Северянина. | 1 | 25.10 |
23-24. | 10. р/р Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века. | 2 | 26.10 |
| V. Творчество М. Горького. (8 ч.) | | |
25. | 1. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм М. Горького. | 1 | 27.10 |
26. | 2. Композиция романтических рассказов М. Горького. | 1 | 1.11 |
27. | 3. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне». | 1 | 2.11 |
28. | 4. «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». | 1 | 3.11 |
29. | 5. Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне». | 1 | 8.11 |
30. | 6. Обзор романа М. Горького «Мать». | 1 | 9.11 |
31-32. | 7,8. р/р Сочинение по творчеству М. Горького. | 2 | 10.11 |
| VI. Творчество А.А. Блока. (5 ч.) | | |
33. | 1. А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. | 1 | 22.11 |
34. | 2. Стихотворение Блока «Незнакомка». | 1 | 23.11 |
35. | 3. «Это всё о России». Тема Родины в творчестве А.А. Блока. | 1 | 24.11 |
36. | 4. Поэма А.А. Блока «Соловьиный сад». | 1 | 29.11 |
37. | 5. Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Художественное своеобразие. | 1 | 30.11 |
| VII. Новокрестьянская поэзия. (6 ч.) | | |
38. | 1. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. | 1 | 1.12 |
39. | 2. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор). | 1 | 6.12 |
| Творчество С.А. Есенина.(4ч.) | | |
40. | 1. С.А. Есенин – национальный поэт. | 1 | 7.12 |
41. | 2. Любовная лирика С.А. Есенина. | 1 | 8.12 |
42. | 3. Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина». Художественное своеобразие. | 1 | 13.12 |
43. | 4. Трагизм поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек» | 1 | 14.12 |
| VIII. Творчество В.В. Маяковского. (6 ч.) | | |
44. | 1. В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского. | 1 | 15.12 |
45. | 2. Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах». | 1 | 20.12 |
46. | 3.В.В. Маяковский и революция. | 1 | 21.12 |
47. | 4.Настоящее и будущее в пьесе В.В. Маяковского «Клоп». | 1 | 22.12 |
48. | р/р Подготовка к сочинению. | 1 | 27.12 |
49. | р/р Сочинение по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского. | 1 | 28.12 |
| IX. Литературный процесс 20-х годов XX века. (3 ч.) | | |
50. | 1.Творчество А. Фадеева. Проблема гуманизма в романе «Разгром». | 1 | 29.12 |
51. | 2. Е.И. Замятин. Роман-антиутопия «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве. | 1 | 10.01 |
52. | 3. Творчество Б.А. Пильняка. Исторические метафоры в «Повести непогашенной луны». | 1 | 11.01 |
| X. Литература 30-х годов XXвека. (26 ч.) | | |
| Творчество А.П. Платонова.(4 ч.) | | |
53. | 1. Жизнь и творчество А.П. Платонова. | 1 | 12.01 |
54. | 2. Пространство и время в повести А.П. Платонова «Котлован». | 1 | 17.01 |
55. | р/р Подготовка к сочинению. | 1 | 18.01 |
56. | р/р Сочинение по произведениям Е.И. Замятина и А.П. Платонова. | 1 | 19.01 |
| Творчество М.А. Булгакова.(6 ч.) | | |
57. | 1. М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. История создания романа «Мастер и Маргарита». | 1 | 24.01 |
58. | 2. Композиция и проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | 25.01 |
59. | 3. Поиски истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе. | 1 | 26.01 |
60. | 4. Судьба художника. Образы Мастера и Маргариты. Изображение любви как высшей духовной ценности. | 1 | 31.01 |
61. | 5. Нечистая сила в романе «Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. | 1 | 1.02 |
62. | р/р Сочинение по творчеству М.А. Булгакова. | 1 | 2.02 |
| Творчество М.И Цветаевой. (2 ч.) | | |
63. | 1. Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. | 1 | 7.02 |
64. | 2. Уникальность поэтического голоса М.И. Цветаевой. | 1 | 8.02 |
| Творчество А.А. Ахматовой. (2 ч.) | | |
65. | 1. Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов. | 1 | 9.02 |
66. | 2. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. | 1 | 14.02 |
67. | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Своеобразие поэтического стиля. | 1 | 15.02 |
68. | А.Н. Толстой. Роман «Пётр Первый».( Обзор) | 1 | 16.02 |
| Творчество Б.Л. Пастернака.(2 ч.) | | |
69. | 1. Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. | 1 | 28.02 |
70. | 2. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции. | 1 | 1.03 |
71. | Поэтический мир Н.А. Заболоцкого. | 1 | 2.03 |
| Творчество М.А. Шолохова. (7 ч.) | | |
72. | 1. М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Я жил и живу среди моих героев». | 1 | 7.03 |
73. | 2. Замысел и история создания романа «Тихий Дон». | 1 | 9.03 |
74. | 3. Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон». | 1 | 21.03 |
| 4. «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.А. Шолохова. | 1 | 22.03 |
76. | 5. «В мире, расколотом надвое». Трагедия Григория Мелехова. | 1 | 23.03 |
77. | 6. Вечные темы в романе «Тихий Дон»: человек и история, война и мир, любовь и долг. | 1 | 28.03 |
78. | р/р Сочинение по творчеству М.А. Шолохова. | 1 | 29.03 |
| XI. Литература периода Великой Отечественной войны. (7 ч.) | | |
| Творчество Л.М. Леонова.(2 ч.) | | |
79. | 1. Л.М. Леонов. Жизнь и творчество. | 1 | 30.03 |
80. | 2. Л.М. Леонов. Роман «Русский лес». | 1 | 4.04 |
| Творчество А.Т. Твардовского.(2 ч.) | | |
81. | 1. А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Философская лирика. | 1 | 5.04 |
82. | 2. Тема памяти в лирикеА.Т. Твардовского. | 1 | 6.04 |
| Творчество А.И. Солженицына.(3 ч.) | | |
83. | 1. А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. | 1 | 11.04 |
84. | 2. Повесть «Один день Ивана Денисовича»: лагерь глазами мужика. | 1 | 12.04 |
85. | 3. Летопись страданий. А.И. Солженицын. Роман «Архипелаг ГУЛАГ». | 1 | 13.04 |
| XII. Полвека русской поэзии. (4 ч.) | | |
86. | Н.М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта. | 1 | 18.04 |
87. | Р. Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. | 1 | 19.04 |
88. | И.А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления. | 1 | 20.04 |
89. | Б.Ш. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии. | 1 | 25.04 |
| XIII. Русская проза в 50-90-ые годы XX века. (6 ч.) | | |
90. | В.П. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». | 1 | 26.04 |
| Творчество В.Г. Распутина.(2 ч.) | | |
91. | 1. В.Г. Распутин. Жизнь и творчество. | 1 | 27.04 |
92. | 2. В.Г. Распутин. Повесть « Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений. | 1 | 2.05 |
93. | В.М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алёша Бесконвойный». | 1 | 3.05 |
94. | А.В. Вампилов. Психологизм пьесы «Утиная охота». | 1 | 4.05 |
95. | р/р Сочинение по русской литературе второй половины XX века. | 1 | |
| XIV. Литература последнего десятилетия. Основные тенденции. ( 7ч.) | 1 | |
| Творчество В.П. Астафьева(2 ч.) | | |
96. | В.П.Астафьев «Печальный детектив». Тема милосердия и нравственности в русской литературе XX в. | 1 | 16.05 |
97. | В.П.Астафьев «Царь-рыба». Тема экологии в русской литературе XX века. | 1 | 17.05 |
98. | Ф.А.Абрамов . Эпическая тетралогия «Братья и сестры» о современной деревне.. | 1 | 18.05 |
99. | Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Кондратьев «Сашка». Новое осмысление военной темы в 60-80 гг | 1 | 30.05 |
100. | Ю.Трифонов и его городские повести 60-70 гг., самопознание личности в прозе А.Битова, фантастика городского и барачного быта в повестях Вл.Маканина | 1 | 31.05 |
101. | Итоговый урок | 1 | 1.06 |
102. | Резерв | 1 | |