СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП "Люби и знай свой край родной"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Люби и знай свой край родной»

 

Просмотр содержимого документа
«РП "Люби и знай свой край родной"»

краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат


Рекомендовано

Школьным методическим объединением


Согласовано

зам. директора по УР

М.А.Мурзина


Утверждено:

Директор

КГОБУ «Гражданская КШИ»

_____________


______________


____________Н.Г.Ивасик

Протокол №___

от «__»_____2025г.


«___» ___2025г.


«___ » ____2025г.









Рабочая программа

основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

вариант 1

курса внеурочной деятельности

«Люби и знай свой край родной»

9 класс





Учитель: Голавачёва Марина Алексеевна
















с.Гражданка

2025-2026 уч.г.


Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 курса внеурочной деятельности «Люби и знай свой край родной» предназначена для учащихся третьих–четвертых классов бюджетной общеобразовательной школы.

На изучение курса отводится 34 часов в год (1раз в неделю).

Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у обучающихся.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.

Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Актуальность программы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов школьников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Направленность программы: туристическо-краеведческая.

Цель и задачи программы Цель программы:

уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, села, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Занимаясь кружковой деятельностью, учащиеся должны не только увидеть красоту нашей земли, но и узнать о людях, живущих рядом с нами сейчас и о тех, кто жил раньше. Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся , формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Содержание программы

Описание места в учебном плане.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год).



Учебный план программы


Дата

Названия разделов, тема

Количество часов

1


«С чего начинается Родина?!» Конкурс рисунков «Мой дом»

1

2


«Государственные символы России» Беседа «Флаги стран»

1

3


«Символика Приморского края Викторина «Знай свой край!»

1

4


История образования Приморского края

1

5.


Освоение Приморья. Первые русские поселения.

1

6.


Первооткрыватели Приморского края.

1

7.


Лес – богатство нашего края.

1

8


Разнообразие растений Приморского края.

1

9


Составление альбома. Растительный мир Приморья

1

10


Лекарственные растения Приморского края.

1

11


Съедобные и несъедобные грибы.

1

12


Разнообразие животных Приморского края .

1

13


Животный мир Приморья.

1

14


Хозяин тайги.

1

15


Птицы Приморского края.

1

16


Красная книга Приморского края (Растения)

1

17


Растения, занесенные в красную книгу.

1

18


Красная книга Приморского края (Животные)

1

19


Составление своей Красной книги.

1

20


Заповедники Приморского края

1

21


Морские обитатели Японского моря

1

22


Водные объекты Приморского края

1

23


Народы, проживающие на территории Приморья

1

24


Города Приморского края

1

25


г. Владивосток-столица Приморья

1

26


Полезные ископаемые Приморского края

1

27


Промышленность Приморского края

1

28


Сельское хозяйство Приморья.

1

29


История родного села

1

30


Экскурсия в школьный музей


31


Поэты, писатели и художники района и края.

1

32


Водопады Приморья

1

33


Люди Приморского края

1

34


Викторина. Знатоки Приморья.

1

Итого:

34ч





Содержание учебного плана

Тема 1«С чего начинается Родина?!» Конкурс рисунков «Мой дом». Познакомить с картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

Тема 2. «Государственные символы России». Беседа «Флаги стран» Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; оценивать свои достижения на занятии.

Тема 3. «Символика Приморского края Викторина «Знай свой край! Сравнивать, различать и описывать герб и флаг Приморья; — рассказывать о малой родине; отвечать на итоговые вопросы

Тема 4. История образования Приморского края. Рассказать о древних государствах на территории Приморья

Тема 5. Освоение Приморья. Первые русские поселения. Рассказать, как осваивали Приморье поселенцы.

Тема 6. Первооткрыватели Приморского края. Рассказать о первооткрывателях (Арсеньев, Хабаров, Комаров)

Тема 7. Лес – богатство нашего края.

Рассказать о разнообразии широколиственных и хвойных лесов.

Тема 8. Разнообразие растений Приморского края. Познакомить детей с разными видами растений.

Тема 9. Составление альбома. Растительный мир Приморья. Составить альбом с растительным миром Приморской тайги.

Тема 10. Лекарственные растения Приморского края. Познакомить с лекарственными растениями Приморья.

Тема 11. Съедобные и несъедобные грибы. Изучить грибы съедобные и ядовитые

Тема 12. Разнообразие животных. Познакомить с разными видами животного мира.

Тема 13 Составление альбома. Животный мир Приморья. Составить альбом животного мира Приморской тайги.

Тема 14. Хозяин тайги. Рассказать о уссурийском тигре. Численность этого животного.

Тема 15. Птицы Приморского края.

Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 16. Красная книга Приморского края (Растения) Рассказать и показать Красную книгу Приморья

Тема 17. Составление альбома. Растения, занесенные в красную книгу. Составить книжку малышку с растениями из Красной книги.

Тема 18. Красная книга Приморского края (Животные) Показать и рассказать о животных, обитающих на территории Приморского края \

Тема 19 Составление своей Красной книги. Составить книжку-малышку «Животные Красной книги»

Тема 20. Заповедники Приморского края. Познакомить с заповедными зонами Приморского края.

Тема 21. Морские обитатели Японского моря.

Рассказать о морских жителях, обитающих в наших акваториях.

Тема 22. Водные объекты Приморского края Рассказать о реках, озерах Приморского края.

Тема 23. Народы, проживающие на территории Приморья Рассказать о народах, заселяющих Приморский край.

Тема 24. Города Приморского края

Познакомить с городами, достопримечательностями

Тема 25. г. Владивосток-столица Приморья Рассказ о г. Владивостоке.

Тема 26. Полезные ископаемые Приморского края Какие полезные ископаемые добывают в Приморье.

Тема 27. Промышленность Приморского края Рассказать о заводах, фабриках, комбинатах.

Тема 28. Сельское хозяйство Приморья. Рассказать,что выращивают на полях Приморья. Тема 29. История родного села Рассказать об истории создания с.Гражданка.

Тема 30 Экскурсия в школьный музей Познакомиться с историей села

Тема 31. Поэты, писатели и художники района и края. Рассказать о культуре Приморского края.

Тема 32. Водопады Приморья. Знакомство с водопадами. Виртуальная экскурсия

Тема 33. Люди Приморского края Рассказать об известных людях Приморья

Тема 34. Викторина. Знатоки Приморья. Обобщить знания о Приморском крае.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего села, края, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные предвосхищать результат. адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные .

ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные ставить и формулировать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. установление причинно- следственных связей.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • историю своего населённого пункта, различных учреждений историю народов, проживающих в своём крае и их традиции основные краеведческие термины и понятия

  • основные этапы и ключевые события истории Приморского края с древности до наших дней

  • изменения природной среды края в результате деятельности человека особенности природы, населения

  • специфику географического положения и административнотерриториального устройства

  • природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем важнейшие достижения культуры и системы ценностей

уметь:

  • рассказывать о важнейших событиях истории края, образование района и своего населённого пункта

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы ,работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию

  • описывать традиции народов своего края показывать на карте границы и географический центр Приморского края. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов края составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты.





Информационно-методическое обеспечение программы

Литература:

1.Авченко, Агафонов, Безделева: Приморье. Современный путеводитель Издательство: PressPass, 2016 г.

2.Бражник Ю.Н. «Мои путешествия по северу Приморского края». Владивосток 2018

3.Водопады: Стихия и поэзия/автор-сост. П.Ф.Бровко./ Владивосток 2018

4.Народы Приморского края .Иллюстрированный историко-этнографический справочник. Владивосток 2016

5.Приморье: народы,религии,общество/отв.ред.Т.И.Табунщикова,М.В.Мухина-Владивосток .2018

6. Растительный и животный мир Уссурийской тайги. Полевой атлас – определитель. Владивосток 2017.

Интернет-Ресурсы о Приморье и Дальнем Востоке:

primorsky.ru – официальный сайт администрации Приморского края http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России.

Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России». Порталу исполнилось 5 лет. Является региональной мегаэнциклопедией. Постоянно находится в стадии обновления.

http://www.primkray.ru/ - исторические очерки о Приморье. http://primhistory.freehostia.com/ - история Приморского края http://www.oldvladivostok.ru/ -

исторический портал города

Владивостока и Приморского края. История Приморского края в открытках и фотографиях. http://dv-people.ru/ - Приморье глазами приморцев http://art.bdk.com.ru/ - исторические очерки о Приморье

www. museum.ru/E1463 – сайт Приморского государственного

объединенного музея им. В.К. Арсеньева www. pgpb.ru – сайт ПГПБ им. А.М. Горького (Приморская государственная публичная библиотека) http://vladivostokeparhia.ru – официальный сайт Приморской епархии РПЦ. Приморье православное. http://www.pgpb.ru/cd/primor/writers/wwww.htm - история и литература Приморья Примориана http://geraldika.ru/region/ - Гербы и флаги краев и областей Дальнего Востока, городов и районов Приморского края.

http://www.vld.ru/ppx/ - Электронная библиотека приморских поэтов, прозаиков и художников «ПОПЫХИ»

http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья