СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Согласованo
Зам. директора по УВР ____________________С.В. Дубинина
____ июня 2020 г.
| Утверждаю ____________________ Г.Е. Байбакова
|
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская средняя школа №10»
по предмету окружающий мир
в 1- 4 классах
Учителя Шапочкина Ю.В., Татарникова И.В., Шапочкина Е.В., Смирнова Е.В.,
Молчанова О.Н., Рыжова Н.С., Якимишина Н.Н., Шеверная С.В.
Рассмотрено на заседании методического
объединения начальных классов
протокол № ___ от ____ июня 2020 г.
2020-2021
Рабочая программа по окружающему миру за курс начальной школы включает разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Данная программа соответствует авторской рабочей программе А.А. Плешакова «Окружающий мир».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения программы к концу 1 класса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работыс иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России: флаг, герб, гимн;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
вести наблюдения в природе.
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть основные особенности каждого времени года,
уметь определять своё отношение к миру;
знать названия дней недели;
вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок,плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
различать овощи и фрукты;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
особенности труда людей наиболее распространённых профессий.
оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
правила ОБЖ, уличного движения:
знать безопасную дорогу от дома до школы;
знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,
правила перехода улицы;
знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
правила сохранения и укрепления здоровья.
Планируемые результаты освоения программы к концу 2 класса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Планируемые результаты освоения программы к концу 3 класса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю: 1 класс – 66 часов, из них 5 часов на развивающие занятия (33 учебные недели), 2 – 4 классы – по 68 часов (34 учебные недели).
Обучение окружающему миру по программе «Школа России» представлено разделами:
1.«Человек и природа»,
2.«Человек и общество»,
3.«Правила безопасной жизни».
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд), использование их человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Реквизиты программы: Примерная программа начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» в 1-4 классах; авторская рабочая программа: предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы / сост. А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.
Дидактические материалы
Максимова Т.Н. Окружающий мир: 1 класс: методическое пособие. – М.: ВАКО, 2019.
№ | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
|
| Введение | 24 |
|
| Инструктаж по охране труда. Развивающее занятие- путешествие "В гости к осени". | 1 |
|
| Развивающее занятие - экскурсия «Наша школа». Знакомство со школьными помещениями, работниками школы. Правила поведения в школе. | 1 |
|
| Вводный урок «Задавайте вопросы»! Знакомство с учебниками и его персонажами. Как мы будем находить ответы на свои вопросы. | 1 |
|
| Что такое Родина? Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. | 1 |
|
| Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер России. Единство народов России. | 1 |
|
| Развивающее занятие "Наши помощники условные знаки". Экскурсия «Дорога от дома до школы». Правила безопасности в пути.
| 1 |
|
| Что мы знаем о Москве? Москва – столица России. Достопримечательности Москвы. | 1 |
|
| Проект «Моя малая Родина». Подготовка к выполнению проекта, обсуждение способов и сроков работы. | 1 |
|
| Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя.) | 1 |
|
| Развивающее занятие "Что у нас над головой?" Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звезды и созвездия . | 1 |
|
| "Что у нас под ногами?" Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Представления о значении камней в жизни людей. | 1 |
|
| Что растет на подоконнике и клумбе? Наиболее распространенные комнатные растения; растения цветника, цветущие осенью. Дикорастущие и культурные растения родного края. | 1 |
|
| Что это за листья? Листья деревьев,разнообразие их формы и осенней окраски. Практическая работа в группе "Определение деревьев по листьям". | 1 |
|
| Развивающее игровое занятие "Прогулка в лес". Беседа "Как научиться преодолевать препятствия и что для этого нужно". | 1 |
|
| Развивающее занятие-экскурсия. Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Распознавание деревьев своей местности (Экскурсия). | 1 |
|
| Кто такие насекомые? Знакомство с разнообразием, их внешним строением. | 1 |
|
| Кто такие рыбы? Морские и речные рыбы. Знакомство с разнообразием рыб, их внешним строением. | 1 |
|
| Кто такие птицы и звери? Знакомство с разнообразием, их внешним строением, основными признаками. Птицы и звери нашего края. | 1 |
|
| Что такое зоопарк? Зоопарк - место общения людей с животными. Правила поведения в зоопарке. | 1 |
|
| Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. | 1 |
|
| Что умеет компьютер? Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. (Экскурсия в кабинет информатики) | 1 |
|
| Что вокруг нас может быть опасным? Элементарные правила дорожного движения. | 1 |
|
| На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и ее движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли. | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 |
|
| Как, откуда и куда? | 12 |
|
| Как живет семья? Проект «Моя семья». | 1 |
|
| Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Природные источники воды. Процессы загрязнения и очистки воды. | 1 |
|
| Откуда в наш дом приходит электричество? Роль электричества в быту. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. | 1 |
|
| Как путешествует письмо? Экскурсия «Знакомство с работой почты». Значение почтовой связи для общества. | 1 |
|
| Куда текут реки? Реки и моря – основные типы естественных водоемов. Движение воды от истока реки до моря. Пресная и морская вода. | 1 |
|
| Откуда берутся снег и лед? Исследование свойств снега и льда. | 1 |
|
| Как живут растения и животные? Растения и животные как живой организм. Их жизненные циклы. | 1 |
|
| Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. | 1 |
|
| Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Производство шоколада, изюма, меда; их природное происхождение. | 1 |
|
| Откуда берется и куда девается мусор? Источники бытового мусора и способы его утилизации. | 1 |
|
| Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты. Способы защиты ее от загрязнений. | 1 |
|
| Проверка знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?». | 1 |
|
| Где и когда? | 11 |
|
| Когда учиться интересно? Условия интересной и успешной учебы. Проект «Мой класс и моя школа». | 1 |
|
| Когда придет суббота? Время и его течение. | 1 |
|
| Когда наступит лето? Последовательность смены времен года и месяцев в нем. | 1 |
|
| Где живут белые медведи? Холодные районы Земли. Животный мир холодных районов. | 1 |
|
| Где живут слоны? Жаркие районы Земли. Животный мир жарких районов. | 1 |
|
| Где зимуют птицы? Зимующие и перелетные птицы. Причины, заставляющие улетать птиц на зиму. | 1 |
|
| Когда жили динозавры? Представления о далеком прошлом Земли. | 1 |
|
| Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды.
| 1 |
|
| Когда изобрели велосипед? История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. ПДД и безопасность при езде на велосипеде. | 1 |
|
| Когда мы станем взрослыми. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Профессии взрослых. Урок-игра. | 1 |
|
| Оценим свои знания. Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
| 1 |
|
| Почему и зачем? | 19 |
|
| Почему солнце светит днем, а звезды ночью? Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва. | 1 |
|
| Почему Луна бывает разной? Луна – спутник Земли, её особенности. | 1 |
|
| Почему идет дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных. | 1 |
|
| Почему звенит звонок? Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. | 1 |
|
| Почему радуга разноцветная? Цвета радуги. Причины возникновения радуги. | 1 |
|
| Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». | 1 |
|
| Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Экскурсия) | 1 |
|
| Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Режим дня школьника. | 1 |
|
| Почему нужно есть много овощей и фруктов? Правили гигиены при употреблении овощей и фруктов. | 1 |
|
| Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья. | 1 |
|
| Зачем нам телефон и телевизор? Средства связи и массовой информации. Интернет. | 1 |
|
| Зачем нужны автомобили и поезда? Классификация объектов техники по их назначению. | 1 |
|
| Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
|
| Зачем строят корабли и самолеты? Водный и воздушный виды транспорта. | 1 |
|
| Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Спасательные средства на корабле и в самолете. | 1 |
|
| Зачем люди осваивают космос? Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники, космические станции. | 1 |
|
| Экскурсия. Урок в "зеленом классе". Экология - наука бережного отношения к Земле. Правила поведения в природе. | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
|
| Презентация проекта "Мои домашние питомцы". | 1 |
|
| Итого | 66 |
2 класс
Реквизиты программы: Примерная программа начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» в 1-4 классах; авторская рабочая программа: предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы / сост. А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014.
Дидактические материалы
Максимова Т.Н. Окружающий мир: 2 класс: методическое пособие. – М.: ВАКО, 2019.
Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир. 2 класс: проверочные работы / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.
№ | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
|
| Раздел « Где мы живём?» | 4 |
|
| Инструктаж по охране труда. Родная страна. Имя родной страны – Россия. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. | 1 |
|
| Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Занятия жителей города и села. Подготовка к выполнению проекта «Родной город (село)». | 1 |
|
| Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. | 1 |
|
| Наш адрес в мире. Оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?» | 1 |
|
| Раздел « Природа» | 20 |
|
| Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. | 1 |
|
| Явления природы. Сезонные явления. Практическая работа: «Простейшие измерения температуры». | 1 |
|
| Что такое погода. Погода и погодные явления. Народные и научные предсказания погоды. | 1 |
|
| В гости к осени (экскурсия). Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. | 1 |
|
| В гости к осени. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. | 1 |
|
| Звездное небо. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | 1 |
|
| Заглянем в кладовые Земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Практическая работа" Гранит и его состав". | 1 |
|
| Про воздух и про воду. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. | 1 |
|
| Про воздух и про воду. Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных, человека. | 1 |
|
| Какие бывают растения. Многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека. | 1 |
|
| Какие бывают животные. Многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни. | 1 |
|
| Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | 1 |
|
| Дикорастущие и культурные растения, их различия. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. | 1 |
|
| Дикие и домашние животные, их сходство и различие, значение для человека. Разнообразие домашних животных. | 1 |
|
| Комнатные растения, их роль в жизни человека. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». | 1 |
|
| Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. | 1 |
|
| Про кошек и собак. Породы кошек и собак, их роль в жизни человека. Уход за домашними животными. | 1 |
|
| Красная книга, необходимость ее создания. Красная книга России и региональные Красные книги. | 1 |
|
| Будь природе другом. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга, или возьмем под защиту». | 1 |
|
| Проверим себя, оценим свои достижения по разделу « Природа». | 1 |
|
| Раздел « Жизнь города и села» | 10 |
|
| Что такое экономика. Составные части экономики, связи между ними. Экономика родного края. Деньги. | 1 |
|
| Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей. | 1 |
|
| Как построить дом. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Виды строительной техники. | 1 |
|
| Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта. | 1 |
|
| Культура и образование. Учреждения культуры и образования. Их роль в жизни человека и общества. | 1 |
|
| Все профессии важны. Разнообразие профессий их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: «Профессии». | 1 |
|
| В гости к зиме. Экскурсия. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. | 1 |
|
| В гости к зиме (урок). Зимние явления в неживой и живой природе. | 1 |
|
| Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 |
|
| Презентация проектов "Родной город", "Красная книга", "Профессии" | 1 |
|
| Раздел «Здоровье и безопасность» | 9 |
|
| Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. | 1 |
|
| Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. | 1 |
|
| Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 |
|
| Школа пешехода. Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке. | 1 |
|
| Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. | 1 |
|
| Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. | 1 |
|
| На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | 1 |
|
| Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 |
|
| Раздел « Общение» | 7 |
|
| Наша дружная семья. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | 1 |
|
| Проект «Родословная». Подготовка к выполнению проекта. | 1 |
|
| В школе. Классный школьный коллектив. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. | 1 |
|
| Правила вежливости. Правила этикета в общении. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. | 1 |
|
| Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. | 1 |
|
| Мы - зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте). | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 |
|
| Раздел "Путешествие" | 18 |
|
| Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | 1 |
|
| Ориентирование на местности. Что такое ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. | 1 |
|
| Ориентирование на местности. Что такое ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. | 1 |
|
| Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. | 1 |
|
| Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера и др. части реки. Водные богатства родного края. | 1 |
|
| В гости к весне (экскурсия). Наблюдения над весенними явлениями природы. Весенние явления в неживой и живой природе. | 1 |
|
| В гости к весне (урок).Весенние явления в неживой и живой природе. | 1 |
|
| Россия на карте. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Практическая работа «Правила показа объектов на настенной карте». | 1 |
|
| Проект «Города России». Подготовка к выполнению проекта. | 1 |
|
| Путешествие по Москве. Москва – столица нашей Родины. Основные достопримечательности столицы. Проект «Города России». Подготовка к выполнению проекта, обсуждение способов и сроков работы. | 1 |
|
| Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | 1 |
|
| Город на Неве. Санкт-Петербург – северная столица России. | 1 |
|
| Путешествие по Оке. Старинные русские города, расположенные на реке Оке. | 1 |
|
| Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. | 1 |
|
| Страны мира. Проект «Страны мира». Физические и политические карты. Знакомство с некоторыми странами. | 1 |
|
| Впереди лето (экскурсия). Летние явления в неживой и живой природе. | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие". Проверка знаний и умений. Презентация проектов «Родословная», «Города мира», «Страны мира». Представление результатов проектной деятельности | 1 |
|
| Презентация проектов "Родословная», «Города мира", "Страны мира". Представление результатов проектной деятельности. | 1 |
|
| Итого | 68 |
3 класс
Реквизиты программы: Примерная программа начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» в 1-4 классах; авторская рабочая программа: предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы / сост. А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
|
| Как устроен мир | 7 |
|
| Инструктаж по охране труда. Природа. Ценность природы для людей. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. | 1 |
|
| Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. | 1 |
|
| Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий | 1 |
|
| Общество. Человек как член общества. Представление о гражданстве. Мы-граждане России | 1 |
|
| Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. | 1 |
|
| Природа в опасности! Охрана природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | 1 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа | 1 |
|
| Эта удивительная природа | 18 |
|
| Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. | 1 |
|
| Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах. Практическая работа: «Обнаружение крахмала в продуктах». Кислотные дожди. | 1 |
|
| Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. | 1 |
|
| Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на земле. Практическая работа: «Свойства воды». | 1 |
|
| Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1 |
|
| Берегите воду! Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию | 1 |
|
| Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Практическая работа: «Состав почвы». | 1 |
|
| Разнообразие растений. Виды растений. Ботаника-наука о растениях. | 1 |
|
| Солнце, растения и мы с вами. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека | 1 |
|
| Размножение и развитие растений. Пр/ р: «Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян». | 1 |
|
| Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. | 1 |
|
| Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Виды животных. Зоология-наука о животных. | 1 |
|
| Кто что ест? Классификация животных по способу питания. Подготовка к выполнению проекта: "Разнообразие природы родного края". | 1 |
|
| Размножение и развитие животных разных групп. | 1 |
|
| Охрана животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России | 1 |
|
| В царстве грибов. Строение шляпочных грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов | 1 |
|
| Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ. | 1 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1 |
|
| Мы и наше здоровье | 11 |
|
| Организм человека. Понятие об органах и системе органов тела человека. | 1 |
|
| Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, и их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | 1 |
|
| Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Практическая работа: «Свойства кожи». | 1 |
|
| Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. | 1 |
|
| Наше питание. Практическая работа: «Питательные вещества, необходимые организму». Подготовка к выполнению проекта: "Школа кулинаров". | 1 |
|
| Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Практическая работа: «Пульс, его частота». | 1 |
|
| Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Правила поведения в случае заболевания | 1 |
|
| Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | 1 |
|
| Презентации проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | 1 |
|
| Наша безопасность | 8 |
|
| Знакомство с целями и задачами раздела. Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водоворота, утечке газа. | 1 |
|
| Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде. | 1 |
|
| Дорожные знаки. Знаки, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | 1 |
|
| Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. | 1 |
|
| Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, в парке, на стройплощадке, в лесу и т.д. | 1 |
|
| Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | 1 |
|
| Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Практическая работа: « Правила экологической безопасности». | 1 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа. | 1 |
|
| Чему учит экономика | 12 |
|
| Для чего нужна экономика. Потребности людей. Товары и услуги. | 1 |
|
| Природные богатства и труд людей – основа экономики. Использование природных богатств в экономике. | 1 |
|
| Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Практическая работа: «Значение полезных ископаемых». | 1 |
|
| Растениеводство. Практическая работа: «Сельское хозяйство как составная часть экономики». | 1 |
|
| Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Роль животноводства в экономике. | 1 |
|
| Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. | 1 |
|
| Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта. | 1 |
|
| Что такое деньги. Обмен товарами. Практическая работа: « Роль денег в экономике". | 1 |
|
| Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. | 1 |
|
| Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | 1 |
|
| Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. | 1 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа. | 1 |
|
| Путешествия по городам и странам | 12 |
|
| Золотое кольцо России- слава и гордость страны. Города Золотого кольца. | 1 |
|
| Золотое кольцо России. Города Золотого кольца, их достопримечательности. Проект «Музей путешествий». | 1 |
|
| Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | 1 |
|
| На севере Европы. Страны севера Европы. Их столицы, достопримечательности, знаменитые люди. | 1 |
|
| Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса. Их столицы, флаги, достопримечательности | 1 |
|
| В центре Европы. Страны центра Европы, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | 1 |
|
| По Франции и Великобритании. Франция, ее местоположение, столица, символы Государства, достопримечательности | 1 |
|
| По Франции и Великобритании. Великобритания, ее местоположение, столица, символы Государства, достопримечательности. | 1 |
|
| На юге Европы. Греция и Италия, их столицы, факты истории, памятники архитектуры. | 1 |
|
| По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся. | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | 1 |
|
| Презентация проектов "Кто нас защищает". "Экономика родного края", "Музей путешествий". | 1 |
|
| Итого | 68 |
4 класс
Реквизиты программы: Примерная программа начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» в 1-4 классах; авторская рабочая программа: предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы / сост. А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
|
| Земля и человечество | 10 |
|
| Инструктаж по охране труда. Мир глазами астронома. Организация работы над проектом: “Всемирное наследие” | 1 |
|
| Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 |
|
| Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | 1 |
|
| Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 |
|
| Мир глазами историка. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. | 1 |
|
| Когда и где? Понятие о веке и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». | 1 |
|
| Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Международные соглашения по охране окружающей среды. | 1 |
|
| Сокровища Земли под охраной человечества. Понятие о Всемирном наследии и его составных частях. Международная Красная книга. | 1 |
|
| Сокровища Земли под охраной человечества. Презентация проекта: “Всемирное наследие” | 1 |
|
| Обобщение знаний по теме: «Земля и человечество» урок-игра. Проверочная работа (тест). | 1 |
|
| Природа России | 11 |
|
| Равнины и горы России. Практическая работа №4 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | 1 |
|
| Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 |
|
| Природные зоны России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | 1 |
|
| Зона арктических пустынь. Практическая работа №7 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» | 1 |
|
| Тундра. Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» | 1 |
|
| Леса России. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» | 1 |
|
| Лес и человек. Роль леса в природе и жизни людей. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон. | 1 |
|
| Зона степей. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» | 1 |
|
| Пустыни. Пр. работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» | 1 |
|
| У Чёрного моря Практическая работа № 12: «Поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон | 1 |
|
| Обобщающая игра «По природным зонам России». Проверочная работа (тест). | 1 |
|
| Родной край – часть родной страны | 11 |
|
| Наш край. Организация работы над проектом: “Природа родного края” | 1 |
|
| Поверхность нашего края. Формы земной поверхности в Тульском крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края | 1 |
|
| Водные богатства нашего края. Водоёмы Тульского края, их значение в природе и жизни человека. Охрана водоёмов нашего края. | 1 |
|
| Наши подземные богатства. Полезные ископаемые Тульского края. Практическая работа №13 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1 |
|
| Земля – кормилица. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. | 1 |
|
| Экскурсия « Природные сообщества родного края». Жизнь леса. Лес – сложное единство живой и неживой природы. | 1 |
|
| Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов. | 1 |
|
| Жизнь в пресных водах. Экскурсия «Природное сообщество пресных вод». Правила поведения у водоема. | 1 |
|
| Растениеводство в Тульском крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, цветоводство). Сорта культурных растений. | 1 |
|
| Животноводство в Тульском крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыболовство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | 1 |
|
| Страницы всемирной истории | 6 |
|
| Начало истории человечества. История первобытного общества. Первобытное искусство. | 1 |
|
| Мир древности: далёкий и близкий. История Древнего мира. Культура, религия, археологические находки. | 1 |
|
| Средние века: время рыцарей и замков. Возникновение городов. Появление мировых религий, изобретение книгопечатания. | 1 |
|
| Новое время: встреча Европы и Америки. Великие географические открытия. Развитие техники. | 1 |
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня. Достижения современной науки и техники. | 1 |
|
| Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». Проверочная работа (тест). Игра «Путешествие на машине времени». | 1 |
|
| Страницы истории России | 21 |
|
| Жизнь древних славян. Организация работы над проектом: “Святой благоверный князь Александр Невский” | 1 |
|
| Во времена Древней Руси. Основание Новгорода и Киева. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | 1 |
|
| Страна городов. Древний Киев и Древний Новгород. Основание Москвы. | 1 |
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси. Кирилл и Мефодий- создатели славянской письменности. Древнерусские летописи. Рукописные книги. | 1 |
|
| Трудные времена на русской земле. Презентация проекта: “Святой благоверный князь Александр Невский”. | 1 |
|
| Русь расправляет крылья. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский. | 1 |
|
| Куликовская битва. Поход Мамая на Русь. Дмитрий Донской. Тульская земля – место Куликовской битвы. Победа русских войск. | 1 |
|
| Иван Третий. Падение монгольского ига. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. | 1 |
|
| Мастера печатных дел. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. | 1 |
|
| Патриоты России. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. | 1 |
|
| Пётр Великий. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр Ī- первый российский император. | 1 |
|
| Михаил Васильевич Ломоносов. Биография М. В. Ломоносова. Основание Московского университета. | 1 |
|
| Екатерина Великая - продолжательница реформ Петра Ī. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. | 1 |
|
| Отечественная война 1812 года. Организация работы над проектом: “Великие победы России ”. | 1 |
|
| Страницы истории XIX века. Технические достижения России в XIX веке. | 1 |
|
| Россия вступает в XX век. Николай II- последний император России. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. | 1 |
|
| Страницы истории 1920-1930-х годов. Образование СССР. Репрессии 1930-х годов. | 1 |
|
| Великая война и великая Победа. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Парад Победы в 1945г. Цена Победы. | 1 |
|
| Великая война и великая Победа. Презентация проекта: “Великие победы России” | 1 |
|
| Страна, открывшая путь в космос. Юрий Гагарин- первый космонавт Земли. Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР | 1 |
|
| Обобщение по теме «Страницы истории Отечества». Проверочная работа(тест). Игра «Что? Где? Когда?» | 1 |
|
| Современная Россия | 9 |
|
| Основной закон России и права человека. Организация работы над проектом: “Я - гражданин России” | 1 |
|
| Мы – граждане России. Понятие о гражданстве, права и обязанности гражданина России. | 1 |
|
| Славные символы России. Уважение к государственным символам - уважение к родной стране. | 1 |
|
| Такие разные праздники. Праздники в жизни человека, семьи, страны. | 1 |
|
| Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. | 1 |
|
| Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. | 1 |
|
| Путешествие по России. Презентация проекта: “Я - гражданин России” | 1 |
|
| Обобщение по теме «Современная Россия». Проверочная работа(тест). Игра «Крестики-нолики». | 1 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | 1 |
|
| Итого | 68 |
53