СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Основы православной культуры

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«РП Основы православной культуры»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вавожская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено на заседании М/О

учителей начальных классов

Протокол от _________ № _____

Председатель М/О__________/Владимирова Н.Л.


Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол от ___________ № ______


Утверждено приказом по школе

от _____________ № __________






Рабочая программа по учебному предмету «Основы православной культуры» для 4А, 4Б классов в 2016 - 2017 учебном году


Составитель:

Селиванова М.Н.,

учитель начальных классов













Вавож, 2016


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «ОРКСЭ. Основы православной культуры» в 4 классе разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Вавожская СОШ»;

- Примерные программы начального общего образования. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А.В. Кураева. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.

Рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы под редакцией Кураева А.В.

Обучение ведётся по учебнику: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А. В. Кураев. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.: ил.

Учебник входит в Федеральный перечень учебников, к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Место учебного модуля «Основы православной культуры» в учебном плане в год - 34 часа, в неделю - 1 чаc.

Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:

  • Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были ещё известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности.

Предмет «Основы православной культуры» преподается с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения.

Основными средствами реализации электронного обучения являются: e-mail, дистанционные конкурсы и олимпиады, онлайн тестирование, skype-общение (консультации), интерактивные обучающие ресурсы, СД и др.


Тематический план


№ темы

Тема раздела

Количество часов (всего)

Теория

Проект

1

Введение в православную духовную традицию.

1

1


2

Основы православной культуры

28

25

3

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

4

1


Итого

34

30

4



















Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основ православной культуры

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной

культуры» учащимися 4 класса:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.

№п/п

Тема раздела

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение в православную духовную традицию.


Учащийся научится: понимать и описывать первоначальные представления о православной культуре.


Учащийся получит возможность научиться:

различать понятия «духовный мир» и «материальный мир», «культурные традиции»; договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

регулятивные УУД-

определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии;

учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

познавательные УУД-

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

коммуникативные УУД-

умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

привлечение родителей к совместной деятельности.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


2

Основы православной культуры

Учащийся научится

понимать и объяснять изученные понятия религиозных культур, историю их возникновения;

пониманию и принятию значимых для каждого ценностей: Отечество, семья, религия – как основы традиционной культуры многонационального народа России;

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям.


Обучающийся получит возможность научиться:

строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуациях и отвечать за него;

договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

3

Духовные традиции многонационального народа России

Обучающийся научится: различать понятия «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие»,"достоинство", «труженик», «патриот», "гражданин", "защитник" и др.; определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать взаимосвязи между религиозными культурами и поведением людей; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.


Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как самостоятельные работы, фронтальный опрос, индивидуальные задания, творческие задания, тесты. Оценкой достижения метапредметных результатов является защита индивидуального или группового проекта. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. При оценивании предметных результатов освоения учебной программы применяется уровневый подход.

Содержание учебного предмета

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Раздел 2. Основы православной культуры.

  1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

  2. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговый урок. Презентация творческих проектов учащихся.






















Тематическое планирование


Раздел/подраздел

№ п/п урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Введение в православную духовную традицию.

1

Россия - наша Родина

1


Основы православной культуры

2

Культура и религия

1



3

Человек и Бог в православии

1



4

Православная молитва

1



5

Библия и Евангелие

1



6

Проповедь Христа

1



7

Христос и Его крест

1



8

Пасха

1



9

Православное учение о человеке

1



10

Совесть и раскаяние

1



11

Заповеди

1



12

Милосердие и сострадание

1



13

Золотое правило этики

1



14-15

Храм

2



16-17

Икона

2



18

Подготовка творческих проектов

1



19

Презентация проекта.

1



20

Как христианство пришло на Русь.

1



21

Подвиг.

1



22

Заповеди блаженств.

1



23

Зачем творить добро.

1



24

Чудо в жизни христианина.

1



25

Православие о Божием суде.

1



26

Таинство причастия.

1



27

Монастырь.

1



28

Отношение христианина к природе.

1



29

Христианская семья.

1



30

Защита Отечества.

1



31

Христианин в труде.

1


Духовные традиции многонационального народа России

32

Любовь и уважение к Отечеству.

1



33

Подготовка творческих проектов учащихся.

1



34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Список литературы для учителя:


  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: кн. для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. - 32 с.

  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А. В. Кураев. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.: ил.

  3. Обернихина Г. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. А. Обернихина. — М. : Просвещение, 2014. — 192 с.

  4. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. — М. : Просвещение, 2014. — 153 с.


Список литературы для учащихся:

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А. В. Кураев. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.: ил.


Средства обучения:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

  2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

  3. Стол учительский с тумбой.

  4. Ноутбук.


Интернет – ресурсы:


  1. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс] // Издательство «Просвещение». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

  2. Религии мира [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://relig.info/

  3. Религиоведение и русская религиозная философия в изданиях XVIII - н.XX вв. [Электронный ресурс] // Режим доступа: ttp://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33

  4. УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс». Кураев А.В. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20323

  5. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.ru

  6. Этикет от А до Я [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.etiket.ru/






























Приложения к программе:


Тест за I полугодие



1 .Евангелие-это:

А. священный ритуал

Б. Православный праздник

В. жизнеописание Иисуса Христа

Г. культовая практика


2.Рождество Христово в России отмечается:

А. 25 октября

Б. 25 декабря

В. 1 января

Г. 7 января


3.Андрей Рублев это:

А. знаменитый писатель

Б. знаменитый иконописец

В. знаменитый поэт

Г. знаменитый архитектор


4.Икона это:

А. картина на библейские сюжеты

Б. священное изображение

В. памятник искусства

Г. рождественская открытка


5.Храм символизирует :

А. голубя

Б. корабль

В. меч


6.Почему Бога называют Творцом?

А. Бог был Сам сотворен

Б. Он сотворил этот мир

В. Он помогает людям в творчестве



Ключ к тесту за I полугодие


1

2

3

4

5

6

Б

Г

Б

А

Б

Б









Итоговая проверочная работа


1) В православном христианстве таинств:

a) 7.

б) 6.

в) 2.

г) 9.



2) Каковы основные части внутреннего пространства православного храма?

a) алтаря, храма, притвора

б) алтаря, придела, иконостаса

в) жертвенника, престола и паперти

г) притвора, жертвенника, алтаря.



3) Каковы главные степени священства в православии?

a) Диакон, монах священник.

б) Священник, епископ, митрополит.

в) Диакон, священник, епископ.

г) Пресвитер, иерей, священник.



4) Основой православного вероучения является:

a) Библия.

б) Священное Писание, Священное предание.

в) догматы.

г) Священное Писания, Библия



5) Какое количество церковных служб существует в православной церкви?

a) 5

б) 6

в) 7

г) 8



6) Когда начинается церковный год?

a) 1 января

б) 1 сентября

в) 1 ноября

г) 1 декабря



7) На какие части делится Божественная литургия?

a) литургия верных

б) пасхалия

в) литургия оглашенных

г) проскомидия

Ключ к тесту за II полугодие



1

2

3

4

5

6

7

А

А

В

Б

Б

Б

А В Г


Критерии оценивания теста

по учебному предмету «Основы православной культуры»


Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания по данному предмету.

Отметка "5" ставится за 81-100% правильно выполненных заданий;

Отметка "4" ставится за 80-61% правильно выполненных заданий;

Отметка "3" ставится за 60-41% правильно выполненных заданий;

Отметка "2" ставится, если правильно выполнено менее 40% заданий.








































Примерные темы проектных работ обучающихся:


1. Храмы России.

2. Православные иконы.

3. Православные праздники.

4. Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.


Критерии оценивания проектов для 4-х классов



Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения»

Баллы

Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план ее достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план ее достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения

3

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта»

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования»

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе»

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части»

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий «Качество проведения презентации»

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий «Качество проектного продукта»

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3



  1. Максимальное количество баллов – 21 балл (100%)

  2. Все технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются; далее высчитывается процент, которому соответствует данная сумма баллов; и по таблице выбирается нужная отметка.



Таблица перевода технических баллов в проценты и в отметки



Проценты

Отметка

От 0 до 40 %

«2»

От 41% до 70%

«3»

От 71% до 95%

«4»

От 96% до 100%

«5»


Лист изменений и дополнений к рабочей программе

Класс

Порядковый номер и название темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Подпись ответственного лица