муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол №__1__ от « « 2020 г. Согласована Руководитель МО ___________ _/ Н. А. Кулькова/__ Согласована Зам. директора по УВР _____________/Т.А. Капралова/ | Утверждена Директор школы __________________/С.Д. Лысюк/ Приказ по школе № 91 от «28» августа 2020 г. |
Рабочая программа
АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.
(обучение на дому)
учебного предмета
Родной язык (русский)
в 4 а классе
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна
2020–2021 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития по предмету родной язык (русский) составлена в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785.);
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
АООП МОУ Семибратовская СОШ;
авторской программой: Русский родной язык. Примерные рабочие программы 1-4 классы для общеобразовательных организаций под редакцией О.М.Александровой, Е.И.Казаковой, М.И.Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой, Л.А.Рябининой, О.В.Соколовой. –М: Просвещение, 2020.
Основные задачи реализации содержания:
Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Согласно учебному плану на изучение предмета «Родной язык (русский)» в 4 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Русский родной язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М.: Просвещение, 2019 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Проверка и оценка предметных достижений по «Родному русскому языку»
Проверка и оценка знаний по предмету «Родной русский язык» осуществляется в соответствии с нормами проверки и оценки предмета «Русский язык»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Четвёртый год обучения (34 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 4 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 14 |
2 | Язык в действии | 8 |
3 | Секреты речи и текста | 12 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | | | |
№ п/п | Содержание урока | Дата | индивидуально | самостоятельно | всего |
план | факт |
Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов) | | | |
| Подбор слов, связанных с качествами и чувствами людей, и составление с ними предложений. | 7.09 | 7.09 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Чтение текста и выбор слов, связанных с темой «Обучение». | 14.09 | 14.09 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Знакомство со словами, называющими родственные отношения. | 21.09 | 21.09 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Запись пословиц, поговорок и фразеологизмов, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями. | 28.09 | 28.09 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. | 5.10 | 5.10 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. | 12.10 | 12.10 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями. | 19.10 | 19.10 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. | 2.11 | к 9.11 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы эпитетов, уточнение их значений. | 9.11 | 9.11 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Наблюдение за лексическим значением слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира. | 16.11 | 16.11 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Выявление русских слов в языках других народов. | 23.11 | 23.11 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Знакомство и работа с этимологическими словарями. | 30.11 | 30.11 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Презентация мини-проектов: «Откуда это слово появилось в русском языке». | 7.12 | 7.12 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Интеллектуальная игра на тему «Русский язык: прошлое и настоящее» | 14.12 | 14.12 | 0.25 | 0.75 | 1 |
Язык в действии (8 часов) | | | | |
| Язык в действии. Произношение слов в русском языке. Орфоэпический словарь. | 21.12 | 21.12 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Чтение предложений с разным логическим (смысловым) ударением. | 11.01 | 11.01 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Знакомство с трудными случаями образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов | 18.01 | 18.01 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Использование словосочетаний при составлении предложений. | 25.01 | 25.01 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Определение зависимых слов в словосочетаниях. | 1.02 | 1.02 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Синтаксический анализ простого предложения. | 8.02 | 8.02 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Знакомство с историей возникновения и функцией знаков препинания. | 15.02 | 15.02 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Пунктуационное оформление текста. | 20.02 | 20.02 | 0.25 | 0.75 | 1 |
Секреты речи и текста (12 часов) | | | | |
| Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. | 1.03 | 1.03 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Определение зависимости формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. | 15.03 | 15.03 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Диалог и монолог. Знакомство с правилами ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 5.04 | 5.04 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 12.04 | 12.04 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Составление плана текста, не разделенного на абзацы. | 19.04 | 19.04 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 26.04 | 26.04 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 3.05 | К 17.05 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 10.05 | К 24.05 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. | 17.05 | 17.05 | 0.25 | 0.75 | 1 |
| Сопоставление чернового и отредактированного текстов. | 24.05 | 24.05 | 0.25 | 0.75 | 1 |
33. | Формулирование правил общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. | 31.05 | 31.05 | 0.25 | 0.75 | 1 |
34. | Инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация). | | к 31.05 | 0.25 | 0.75 | 1 |
Всего: | 8.5 | 25.5 | 34 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, тема | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
4 | Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. | 2.11 | Приказ №93 от 26.04.21 "О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год" | Объединение тем | к 11.11 |
4 | Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности | 3.05 | К 17.05 |
4 | Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления | 10.05 | К 24.05 |
4 | Инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация). | | к 31.05 |
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы
по содержанию по родному языку (русскому) 2020– 2021 уч. год
Учитель Отрывина Н.Е.
Предмет родной язык (русский)
Класс 4 «а»
Количество часов: в неделю 1 час; в год 34 часа
Программа Русский родной язык. Примерные рабочие программы 1-4 классы для общеобразовательных организаций под редакцией О.М.Александровой, Е.И.Казаковой, М.И.Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой, Л.А.Рябининой, О.В.Соколовой. –М: Просвещение, 2020
Учебник Русский родной язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс., – М.: Просвещение, 2019
Темы | По программе | По рабочей программе | № контр. работы | Проведено часов |
I четв. | II четв. | III четв. | IV четв. | Год |
Русский язык: прошлое и настоящее | | 14 | | 7 | 6 | | | 13 |
Язык в действии | | 8 | | | 1 | 7 | | 8 |
Секреты речи и текста | | 12 | | | | 2 | 7 | 9 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Итого | | 34 | | 7 | 7 | 9 | 7 | 30 |