СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ОВЗ ЗПР Русский родной язык 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП ОВЗ ЗПР Русский родной язык 4 класс»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Семибратовская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрена

Заседание МО

протокол №__1__

от « « 2020 г.

Согласована

Руководитель МО

___________ _/ Н. А. Кулькова/__

Согласована

Зам. директора по УВР

_____________/Т.А. Капралова/


Утверждена

Директор школы


__________________/С.Д. Лысюк/


Приказ по школе № 91

от «28» августа 2020 г.









Рабочая программа

АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.

(обучение на дому)


учебного предмета

Родной язык (русский)

в 4 а классе








Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна











2020–2021 уч. г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития по предмету родной язык (русский) составлена в соответствии с

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785.);

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);

  • АООП МОУ Семибратовская СОШ;

  • авторской программой: Русский родной язык. Примерные рабочие программы 1-4 классы для общеобразовательных организаций под редакцией О.М.Александровой, Е.И.Казаковой, М.И.Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой, Л.А.Рябининой, О.В.Соколовой. –М: Просвещение, 2020.

Основные задачи реализации содержания:

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Согласно учебному плану на изучение предмета «Родной язык (русский)» в 4 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


Русский родной язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М.: Просвещение, 2019 год.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»


Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

  • приобщение к литературному наследию русского народа;

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

  • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

  • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

  • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

  • употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

  • употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

  • использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

  • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов;

  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

  • умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

  • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

  • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.


Проверка и оценка предметных достижений по «Родному русскому языку»

Проверка и оценка знаний по предмету «Родной русский язык» осуществляется в соответствии с нормами проверки и оценки предмета «Русский язык»


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»


Четвёртый год обучения (34 ч)


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.).

Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Резерв учебного времени – 4 ч.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

14

2

Язык в действии

8

3

Секреты речи и текста

12

Итого

34






КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п/п

Содержание урока

Дата

индивидуально

самостоятельно

всего

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)




Подбор слов, связанных с качествами и чувствами людей, и составление с ними предложений.

7.09

7.09

0.25

0.75

1

Чтение текста и выбор слов, связанных с темой «Обучение».

14.09

14.09

0.25

0.75

1

Знакомство со словами, называющими родственные отношения.

21.09

21.09

0.25

0.75

1

Запись пословиц, поговорок и фразеологизмов, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями.

28.09

28.09

0.25

0.75

1

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

5.10

5.10

0.25

0.75

1

Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

12.10

12.10

0.25

0.75

1

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

19.10

19.10

0.25

0.75

1

Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.

2.11

к 9.11

0.25

0.75

1

Наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы эпитетов, уточнение их значений.

9.11

9.11

0.25

0.75

1

Наблюдение за лексическим значением слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира.

16.11

16.11

0.25

0.75

1

Выявление русских слов в языках других народов.

23.11

23.11

0.25

0.75

1

Знакомство и работа с этимологическими словарями.

30.11

30.11

0.25

0.75

1

Презентация мини-проектов: «Откуда это слово появилось в русском языке».

7.12

7.12

0.25

0.75

1

Интеллектуальная игра на тему «Русский язык: прошлое и настоящее»

14.12

14.12

0.25

0.75

1

Язык в действии (8 часов)





Язык в действии. Произношение слов в русском языке. Орфоэпический словарь.

21.12

21.12

0.25

0.75

1

Чтение предложений с разным логическим (смысловым) ударением.

11.01

11.01

0.25

0.75

1

Знакомство с трудными случаями образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов

18.01

18.01

0.25

0.75

1

Использование словосочетаний при составлении предложений.

25.01

25.01

0.25

0.75

1

Определение зависимых слов в словосочетаниях.

1.02

1.02

0.25

0.75

1

Синтаксический анализ простого предложения.

8.02

8.02

0.25

0.75

1

Знакомство с историей возникновения и функцией знаков препинания.

15.02

15.02

0.25

0.75

1

Пунктуационное оформление текста.

20.02

20.02

0.25

0.75

1

Секреты речи и текста (12 часов)





Углубление представления о речи как способе общения

посредством языка.

1.03

1.03

0.25

0.75

1

Определение зависимости формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.

15.03

15.03

0.25

0.75

1

Диалог и монолог. Знакомство с правилами ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

5.04

5.04

0.25

0.75

1

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

12.04

12.04

0.25

0.75

1

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

19.04

19.04

0.25

0.75

1

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

26.04

26.04

0.25

0.75

1

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

3.05

К 17.05

0.25

0.75

1

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

10.05

К 24.05

0.25

0.75

1

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

17.05

17.05

0.25

0.75

1

Сопоставление чернового и отредактированного текстов.

24.05

24.05

0.25

0.75

1

33.

Формулирование правил общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

31.05

31.05

0.25

0.75

1

34.

Инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).


к 31.05

0.25

0.75

1

Всего:

8.5

25.5

34





Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, тема

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

4

Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.

2.11

Приказ №93 от 26.04.21 "О внесении изменений в календарный учебный график на 2020-2021 учебный год"

Объединение тем

к 11.11

4

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности

3.05

К 17.05

4

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

10.05

К 24.05

4

Инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).


к 31.05



Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы

по содержанию по родному языку (русскому) 2020– 2021 уч. год


Учитель Отрывина Н.Е.

Предмет родной язык (русский)

Класс 4 «а»

Количество часов: в неделю 1 час; в год 34 часа

Программа Русский родной язык. Примерные рабочие программы 1-4 классы для общеобразовательных организаций под редакцией О.М.Александровой, Е.И.Казаковой, М.И.Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой, Л.А.Рябининой, О.В.Соколовой. –М: Просвещение, 2020

Учебник Русский родной язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений,  4 класс., – М.: Просвещение, 2019


Темы

По программе

По рабочей программе

№ контр. работы

Проведено часов

I четв.


II четв.


III четв.


IV четв.


Год


Русский язык: прошлое и настоящее


14


7

6



13

Язык в действии


8



1

7


8

Секреты речи и текста


12




2

7

9














































Итого


34


7

7

9

7

30