Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокопыловская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ «Новодраченинская сош» _________ Т.Н. Чертищева 30 августа 2017 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Новодраченинская сош» ___________ Т.В. Какурина Приказ № 60/4 от 30 августа 2017 г |
Рабочая программа по биологии
по профильной программе среднего общего образования
для учащихся 10 класса на 2017-2018 учебный год
срок реализации 1 год
Разработана на основе авторских программы среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Профильный уровень. Автор В.Б. Захаров. Биология. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Составитель И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип.- М. Дрофа 2009 г;
Разработал
учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
Гавшин А.Е.
Новодраченино
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
1. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089)
2. Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования - профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012)
3. Программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 класс. Профильный уровень
4. Учебного плана школы.
Сегодня биология - наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании учёных-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Курс биологии в 10-11 классах на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На профильном уровне учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
• освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
• ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
• овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
• воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
• приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Учебно-методический комплект. В состав УМК входят:
1. Захаров В.Б. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.
2. Сухова Т.С. Биология. Общая биология. 10 -11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2013.
3. Мультимедийная поддержка курса « Общая биология. 10 – 11 класс» CD.
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 210 часов. Однако учебный план школы определил 207 часов, в том числе в X классе — 105 часов (3 часа в неделю), в XI классе — 102 часа (3 часа в неделю).
Количество учебных часов, в т.ч. для проведения работ практического и контрольного характера.
Общая характеристика учебного предмета
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя - это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развёртыванием информации. Оперирование огромными объёмами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложной живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение её возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук - физики, химии, математики, информатики.
Целесообразно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности (например, искусства) При этом следует донести до учащихся понимание того, что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. При этом следует чётко понимать, что предметом естественных наук является умопостигаемое, тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
Лабораторные работы учитель может выбирать те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. По некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.), для которых нет или мало доступных для школьников методик, в качестве лабораторных работ можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий - плакатов, таблиц, схем, стенгазет.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады. Кроме докладов, посвящённых научным проблемам и фактам, рекомендуется проведение докладов посвящённых истории науки и великим учёным.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Результаты обучения приведены в Рабочей программе в графе «Планируемые результаты обучения». Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Методы достижения целей
Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:
Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный. Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.
Программа предусматривает большой цикл обзорных лекций, которые позволяют учащимся более глубоко осмыслить эволюцию живой природы на Земле, необходимости гуманного и рационального отношения к нашим богатствам Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля.
Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы.
Типы уроков:
проблемно-практические дискуссии (коллективная работа). практические занятия (коллективная работа); проблемно-лабораторные занятия (групповая работа); исследовательские уроки (индивидуальная работа); урок-лекция; урок-семинар; урок решения задач; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-консультация; урок-зачет. урок-аукцион; учебный мозговой штурм; урок-интервью; урок - медицинский консилиум.
Механизмы формирования ключевых компетенций
При изучении биологии предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, для качественной подготовки учащихся их важно научить поиску биологической информации - находить в тексте учебника отличительные систематические признаки, в биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения биологических терминов и материал о разных живых организмах.
Также при обучении биологии нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологического содержания.
Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:
интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.
перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.
проводить информационно-смысловой анализ текста.
формулировать аргументированные выводы. использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.
структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.
Среди большого разнообразия компетентностей для выпускников школы важнейшими являются образовательные компетентности. В освоении биологических знаний, наиболее значимыми, являются:
учебно-познавательные - совокупность компетентностей ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами - это: знания и умения, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
коммуникативные - включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; информационные - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер,т.д.),
информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее.
Для достижения поставленной цели, в рамках компетентностного подхода, используется система методов, обеспечивающих усвоение школьниками биологических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания:
Метод проблемизации.
Метод выдвижения гипотез
Метод уяснения
Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы.
Метод исследовательского изучения
Создание проблемной ситуации
Метод проектной деятельности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации, творческая деятельность.
Для проверки знаний, умений и навыков учитель использует разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный.
Использование ИКТ
Система оценки достижений обучающихся
Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также метапредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ в конце изучения каждой темы предусмотрены контрольные работы
Зачёты за первое полугодие в 10-11 классах позволяют учащимся лучше подготовиться к выпускному экзамену в форме ЕГЭ.
Обязательным для учащихся является создание проекта по биологии, который они защищают в рамках «недели биологии».
Тематический и итоговый контроль проводится с использованием мониторингового инструментария (тестов), заложенного в содержание УМК.
В программе представлены темы возможных рефератов, творческих и исследовательских работ, которые могут использоваться для углубления и обобщения знаний
В качестве демонстраций, лабораторных работ, контрольных тестов могут использоваться компьютерные модели, компьютерные тесты и лабораторные работы, как при самостоятельном изучении материала учащимися, так и при дистанционном общении с преподавателем. В программе приведён список основной, дополнительной и специальной литературы для учителя и учащихся, методической литературы для преподавателей.
Календарно – тематическое планирование, 207 часов, 3 часа в неделю
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(прилагается ксерокопия авторской программы)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
· основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
· особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
· особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
· причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
· приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
· приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
· оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
· аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
· выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
· устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
· правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
· исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
· самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
· соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний; стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
· оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения – носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук.
доказывать, что организм – единое целое;
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература:
1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1 /Под ред. проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2010.
2.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень Ч. 2/Под ред. проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2010.
3.рабочие тетради: Сухова Т.С., Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2012. – 171с.
Методические пособия для учителя:
1. Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2010. – 48с.
2. Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». – М.: Дрофа, 2011. – 224с.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 138 с.
4. Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010.
Список литературы для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2011.
2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21век» «Мир и образование», 2012.
3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2010.
4. Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2007.
5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 2008.
6. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2010. – 216с.
Список литературы для обучающихся:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2011.
2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2012. -216с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 2010.- 240с.
2. Биология: школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»).
3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. – М.: Просвещение, 2012.
4. Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. – М.: Издательский Дом «Генджер», 2012. – 96с.
5. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
6. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2012. -171с.
7. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая,СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. – М.: Просвещение, 2009. – 462 с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии: MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»; Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2010; Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2009; Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон,2012; Лаборатория КЛЕТКА; Лаборатория ГЕНЕТИКА; Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ; Сайты в Интернет: www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»; www.bio.nature.ru – научные новости биологии; www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования; www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
10 класс, 105 часов
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Введение | 1 | |
| Введение | 1 | |
Раздел 1. Введение в биологию | 5 | |
Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи | 2 | |
| Предмет и задачи общей биологии | 1 | |
| Уровни организации живой материи | 1 | |
Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира | 3 | |
| Критерии живых систем | 2 | |
| Многообразие живого мира | 1 | |
Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 18 | |
Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на земле | 4 | |
| Представления древних и средневековых философов | 1 | |
| Работы Л. Пастера | 1 | |
| Теории вечности жизни | 1 | |
| Материалистические теории происхождения жизни. | 1 | |
Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни | 6 | |
| Эволюция химических элементов в космическом пространстве | 2 | |
| Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни | 1 | |
| Источники энергии и возраст Земли | 1 | |
| Условия среды на древней Земле | 2 | |
Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле | 8 | |
| Теории происхождения протобиополимеров | 3 | |
| Эволюция протобионтов | 2 | |
| Начальные этапы биологической эволюции | 2 | |
| Обобщение по разделу Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 1 | |
Раздел 3. Учение о клетке | 31 | |
Тема 3.1. Введение в цитологию | 1 | |
| Предмет и задачи цитологии | 1 | |
Тема 3.2. Химическая организация живого вещества | 9 | |
| Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 2 | |
| Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры – белки | 2 | |
| Органические молекулы – углеводы. Лабораторная работа №1 Определение крахмала в растительных тканях | 1 | |
| Органические молекулы – жиры и липоиды | 1 | |
| Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. Лабораторная работа №2 Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма | 3 | |
Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм) | 7 | |
| Анаболизм | 3 | |
| Энергетический обмен- катаболизм | 2 | |
| Автотрофный тип обмена веществ | 2 | |
Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки | 1 | |
| Прокариотическая клетка | 1 | |
Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток | 6 | |
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа №3 Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках Лабораторная работа №4 Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом | 5 | |
| Ядро. | 1 | |
Тема 3.6. Жизненный цикл клеток | 2 | |
| Деление клеток | 2 | |
Тема 3.8. Клеточная теория | 3 | |
| Особенности строения растительной клетки. | 2 | |
| Клеточная теория строения организмов | 1 | |
Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги | 2 | |
| Неклеточные формы жизни - вирусы | 2 | |
Раздел 4. Размножение организма | 7 | |
Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных | 2 | |
| Бесполое размножение | 2 | |
Тема 4.2. Половое размножение | 5 | |
| Гаметогенез | 1 | |
| Мейоз | 1 | |
| Половое размножение растений | 1 | |
| Половое размножение животных | 1 | |
| Пратеногенез | 1 | |
Раздел 5. Индивидуальное развитие организма | 13 | |
Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных | 6 | |
| Краткие исторические сведения | 1 | |
| Эмбриональный период развития. Дробление | 2 | |
| Гаструляция | 2 | |
| Органогенез | 1 | |
Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных | 2 | |
| Постэмбриональное развитие животных | 2 | |
Тема 5.3. Онтогенез высших растений | 1 | |
| Онтогенез высших растений | 1 | |
Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза | 1 | |
| Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон | 1 | |
Тема 5.5. Развитие организмов и окружающая среда | 3 | |
| Развитие организмов и окружающая среда | 2 | |
| Регенерация | 1 | |
Раздел 6. Основы генетики и селекции | 30 | |
Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости | 2 | |
| Основные понятия генетики | 2 | |
Тема 6.2. Основные закономерности наследственности | 14 | |
| Гибридологический метод изучения наследования признаков (метод Г. Менделя) | 1 | |
| Законы Менделя. Лабораторная работа №5 Решение генетических задач | 5 | |
| Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признака | 2 | |
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 3 | |
| Генотип как целостная система. Взаимодействие генов | 3 | |
Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости | 8 | |
| Наследственная изменчивость. Лабораторная работа №6 Изучение изменчивости | 5 | |
| Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Лабораторная работа №7 Построение вариационной кривой | 3 | |
Тема 6.4. Генетика человека | 2 | |
| Методы изучения наследственности человека. Родословная. Лабораторная работа №8 Составление родословной | 1 | |
| Генные и хромосомные аномалии человека | 1 | |
Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов | 4 | |
| Создание пород животных и сортов растений. Центры происхождения и многообразия культурных растений | 1 | |
| Методы селекции растений и животных | 1 | |
| Селекция микроорганизмов | 1 | |
| Достижения и основные направления современной селекции | 1 | |
Источники информации и средства обучения.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература
Для учащихся :
1.Захаров В .Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10 класс\Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.
2.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.11 класс \Под ред.проф.В.Б.Захарова.М.:Дрофа,2008.
3.Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г.,Сонин Н.И.Общая биология.10-11 классы \Под ред.проф. В.Б.Захарова.7-е изд.М.:Дрофа,2002.
4.Общая биология.10-11 классы \Под ред.акад.Д.К.Беляева,проф.Г.М.Дымшица и проф.А.О.Рувинского.6-е изд.М.:Просвещение,1997.
Дополнительная литература
Для учителя :
1.Айла Ф.,Кайгер Дж.Современная генетика.В 3 т.М.:Мир,1987.
2.Биологический энциклопедический словарь.М.:Советская энциклопедия,1989.
3.Воронцов Н.Н.,Сухорукова Л.Н.Эволюция органического мира (факультативный курс):Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.М.:Наука,1996.
4.Мамонтов С.Г.Биология:Пособие для поступающих в вузы.М.:Высшая школа,1992.
5.Медников Б.М.Биология:Формы и уровни жизни.М.:Просвещение,1994.
Научно-популярная литература
1.Акимушкин И.Мир животных (млекопитающие,или звери).М.:Мысль,1999.
2.Акимушкин И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные).М.:Мысль,1999.
3.Ауэрбах Ш.Генетика.М.:Атомиздат,1996.
4.Иорданский Н.Н.Эволюция жизни.М.:Академия,2001.
Методическая литература
1.Биология в школе.Сборник нормативных документов \Сост.В.И.Сивоглазов.М.,1987.
2.Комиссаров Б.Д.Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии.М.,1989.
3.Мягкова А.Н.,Сивоглазов В.И.Преподавание общей биологии.М.,1987.
4.Уроки общей биологии\В.М.Корсунская,Г.Н.Мироненко,З.А.Мокеева,Н.М.Верзилин.М..1986.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
1. Л. П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
2. Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая, П. М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
7. В. Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В. Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
8. Т. В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
9. А. А.Каменский, Н. А Соколова, С. А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
10. А. А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
11. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
Литература для учителя:
1. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
2. Болгова И. В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3. Гончаров О. В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
4. Дикарев С. Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
5. Дмитриева Т. А., Суматохин С. В., Гуленков С. И., Медведева А. А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
6. Донецкая Э. Г., Лунева И. О., Панфилова Л. А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
7. Дягтерев Н. Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
8. Дягтерев Н. Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
9. Захаров В. Б, Мустафин А. Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
10. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
11. Мишина Н. В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
12. Мягкова А. Н., Калинова Г. С., Резникова В. З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
13. Пименов И. Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
14. Пуговкин А. П., Пуговкина Н. А., Михеев В. С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
15. Рязанова Л. А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.
16. Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
17. Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
18. Сорокина Л. В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В. К Шумного и Г. М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
2. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3. Болгова И. В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
4. Захаров В. Б, Мустафин А. Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
5. Иванова Т. В., Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
6. Дягтерев Н. Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
7. Пименов И. Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
8. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е., Ижевский П. В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
9. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
10. Шишкинская Н. А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
Интернет-ресурсы:
www. bio.1september. ru
www. bio. nature. ru
www. edios. ru
www. km. ru/educftion
Мультимедийные пособия:
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к. б.н. А. Г. Дмитриева, к. б.н. Н. А. Рябчикова Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д. И. Мамонтов / Под ред. к. б.н. А. В. Маталина. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В. Б. Захаров, д. п.н. Т. В. Иванова, к. б.н. А. В. Маталин, к. б.н. И. Ю. Баклушинская, Т. В. Анфимова.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т. д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; . или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть ыставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Перечень лабораторных и практических работ
| Клетка | | |
№. | Название лабораторной работы | № | Название практической работы |
| | | |
1. | Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. | 1. | Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. |
2. | Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 2. | Сравнение процессов брожения и дыхания. |
3. | Опыты по определению каталитической активности ферментов. | 3. | Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза |
4. | Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. | 4. | Сравнение процессов митоза и мейоза. |
5. | Изучение клеток дрожжей под микроскопом. | 5. | Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. |
6. | Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетки. | 6. | Решение задач по молекулярной биологии |
7. | Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. | | |
Организм |
8. | Построение вариационного ряда и вариационной кривой | 7. | Составление схем скрещивания. |
| | 8. | Решение генетических задач на моно и дигибридное скрещивание |
9. | Решение генетических задач на неполное доминирование |
10. | Решение генетических задач на сцепленное наследование |
11. | Решение генетических задач на наследование сцепленное с полом. |
12. | Решение генетических задач на взаимодействие генов |
13 | Выявление источников мутагенов в окружающей среде. |
14. | Сравнение процессов бесполого и полового размножения |
15. | Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных |
16 | Сравнительная характеристика пород (сортов). |
17. | Анализ оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. |
Вид |
9 | Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию. | 18 | Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. |
10 | Выявление изменчивости у особей одного вида. | 19 | Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора |
11 | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. | 20 | Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. |
12 | Выявление идиоадаптаций у растений. | 21 | Сравнение процессов экологического и географического видообразования. |
13 | Выявление идиоадаптаций у животных. | 22 | Сравнительная характеристика микро-и макроэволюции. |
23 | Сравнительная характеристика путей и эволюции и направлений эволюции. | | |
24 | Выявление ароморфозов у растений. | | |
25 | Выявление ароморфозов у животных | | |
26 | Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. | | |
27 | Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека | | |
28 | Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования человеческих рас. | | |
Экосистемы |
14 | Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов. | 29 | Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). |
15 | Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем. | 30 | Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. |
16 | Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | 31 | Решение экологических задач |
17 | Описание экосистем своей местности (видовая и пространственна структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) | 32 | Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота. |
18 | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. | 33 | Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. |
| 18 лабораторных работ | | 33 практические работы |