Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н. Явловского»
«Рассмотрено» на заседании ШМО ЭМЦ МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» ______________ «___»___________________2019 г. протокол № _________________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» ____________Н.Е. Сивцева «___»____________ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского» _________ И.И. Дьячков Приказ №___________ от «___»________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
7 класс 2019-2020 уч. год
Учитель_Бандерова Мария Алексеевна_
Общее количество часов на предмет по учебному плану 101 часов
Из них на:
I четверть 16 часа
II четверть 16 часа
III четверть 20 часов
Iv четверть 18 часов
По 2 часов в неделю. Всего учебных недель 34
Праздничные выходные: __
контрольные работы 6 часов
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике/-М. Просвещение, 2016 год и в соответствии с авторской программой курса геометрии 7-9 классов авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И. Юдина под научным руководством академика А.Н. Тихонова, Москва «Просвещение», 2016 г., включённого в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год, регионального образовательного стандарта, базисного учебного плана и учебного плана гимназии.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему математических знаний для решения разнообразных классов задач, развивает логическое и критическое мышление, формирует у учащихся интеллект, развивает интерес к математическому творчеству и развитию математических способностей.
Цель геометрии в системе общего образования - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же формирования интеллекта и личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачами изучения геометрии в основной школе являются:
введение терминологии и отработка умения ее грамотно использовать;
развитие навыков изображения геометрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
развитие и совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения доказывать равенство фигур, расширение знаний учащихся о треугольниках;
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет геометрия входит в область математики и информатики обязательных предметных областей. Изучение данного курса рассчитано на 2 часа в неделю, 68 часов в год. По годовому календарно-учебному году – 70 часов, 2 часа в неделе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения курса геометрии в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, распозновать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы( выполнение проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.)
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого различать в его речи: мнение, доказательство, факты.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразование фигур;
распознавать на чертежа, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных фигур;
проводить операции над векторами, вычислять длину вектора и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 00 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломанных, дуг окружностей, площадей основных геометрических фигур и фигур составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, привила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использование тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости спраовчники и технисеские средства);
построения геометрическими инструментами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Примерное планирование |
№ | Раздел | Количество |
1 | Начальные геометрические сведения | 11 |
2 | Треугольники | 19 |
3 | Параллельные прямы | 13 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 |
5 | Итоговое повторение | 7 |
| Всего | 70 |
Данная программа |
№ | Раздел | Количество |
1 | Начальные геометрические сведения | 11 |
2 | Треугольники | 19 |
3 | Параллельные прямы | 13 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 |
5 | Итоговое повторение | 7 |
| Всего | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Глава 2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Глава 3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение. Решение задач.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п\п | № урока | Тема урока | дата |
план | факт |
1 | 11 | Контрольная работа № 1. «Начальные геометрические сведения». | | |
2 | 30 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники». | 19.дек | |
3 | 43 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые». | 19.фев | |
4 | 52 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 19.мар | |
5 | 63 | Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | 06.май | |
6 | 69 | Контрольная работа №6 (итоговая) | 27.май | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | дата | виды, формы контроля | примечание |
план | факт |
Глава I. Начальные геометрические сведения |
1 | Прямая и отрезок | 04.сен | | Фронтальный контроль | |
2 | Луч и угол. | 05.сен | | Фронтальный контроль | |
3 | Сравнение отрезков и углов. | 11.сен | | Фронтальный контроль | |
4 | Измерение отрезков. | 12.сен | | Фронтальный контроль | |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 18.сен | | Фронтальный контроль | |
6 | Измерение углов. | 19.сен | | Фронтальный контроль | |
7 | Смежные и вертикальные углы. | 25.сен | | Фронтальный контроль | |
8 | Перпендикулярные прямые | 26.сен | | Фронтальный контроль | |
9 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 02.окт | | Текущий контроль | |
10 | Зачет: «Начальные геометрические сведения». | 03.окт | | Индивидуальная форма | |
11 | Контрольная работа № 1. «Начальные геометрические сведения». | 09.окт | | Тематический контроль | |
Глава II. Треугольники | |
12 | Треугольники. | 10.окт | | Фронтальный контроль | |
13 | Первый признак равенства треугольника | 16.окт | | Фронтальный контроль | |
14 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | 17.окт | | групповая форма | |
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 23.окт | | Фронтальный контроль | |
16 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 24.окт | | Фронтальный контроль | |
17 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 06.ноя | | групповая форма | |
18 | Второй признак равенства треугольников. | 07.ноя | | Фронтальный контроль | |
19 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 13.ноя | | групповая форма | |
20 | Третий признак равенства треугольников. | 14.ноя | | Фронтальный контроль | |
21 | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников. | 20.ноя | | групповая форма | |
22 | Окружность | 21.ноя | | Фронтальный контроль | |
23 | Примеры задач на построение | 27.ноя | | Фронтальный контроль | |
24 | Решение задач на построение. | 28.ноя | | нетрадиционным формам | |
25 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 04.дек | | Фронтальный контроль | |
26 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников». | 05.дек | | групповая форма | |
27 | Решение задач по теме «Треугольники». | 11.дек | | Текущий контроль | |
28 | Решение задач по теме «Треугольники». | 12.дек | | групповая форма | |
29 | Зачет по теме «Треугольники». | 18.дек | | Индивидуальная форма | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники». | 19.дек | | Тематический контроль | |
Глава III. Параллельные прямы | |
31 | Признаки параллельности прямых. | 25.дек | | Фронтальный контроль | |
32 | Признаки параллельности прямых. | 26.дек | | Фронтальный контроль | |
33 | Практические способы построения параллельных прямых | 15.янв | | Фронтальный контроль | |
34 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 16.янв | | групповая форма | |
35 | Аксиома параллельных прямых | 22.янв | | Фронтальный контроль | |
36 | Аксиома параллельных прямых | 23.янв | | Фронтальный контроль | |
37 | Свойства параллельных прямых. | 29.янв | | Фронтальный контроль | |
38 | Свойства параллельных прямых. | 30.янв | | Фронтальный контроль | |
39 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 05.фев | | групповая форма | |
40 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 06.фев | | нетрадиционным формам | |
41 | Самостоятельная работа по теме «Параллельные прямые» | 12.фев | | Текущий контроль | |
42 | Зачет по теме «Параллельные прямые». | 13.фев | | Индивидуальная форма | |
43 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые». | 19.фев | | Тематический контроль | |
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
44 | Сумма углов треугольника | 20.фев | | Фронтальный контроль | |
45 | Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | 26.фев | | Фронтальный контроль | |
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 27.фев | | Фронтальный контроль | |
47 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 04.мар | | Фронтальный контроль | |
48 | Неравенство треугольника. | 05.мар | | Фронтальный контроль | |
49 | Неравенство треугольника. | 11.мар | | | |
50 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 12.мар | | групповая форма | |
51 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 18.мар | | Текущий контроль | |
52 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 19.мар | | Тематический контроль | |
53 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 01.апр | | Фронтальный контроль | |
54 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников. | 02.апр | | Фронтальный контроль | |
55 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 08.апр | | Фронтальный контроль | |
56 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | 09.апр | | Текущий контроль | |
57 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 15.апр | | Фронтальный контроль | |
58 | Построение треугольника по трем элементам | 16.апр | | Фронтальный контроль | |
59 | Построение треугольника по трем элементам | 22.апр | | групповая форма | |
60 | Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | 23.апр | | Фронтальный контроль | |
61 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 29.апр | | Текущий контроль | |
62 | Зачет по теме «Прямоугольные треугольники» | 30.апр | | Индивидуальная форма | |
63 | Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» | 06.май | | Тематический контроль | |
Итоговое повторение | |
64 | Начальные геометрические сведения. | 07.май | | Фронтальный контроль | |
65 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 13.май | | Фронтальный контроль | |
66 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 14.май | | Фронтальный контроль | |
67 | Параллельные прямые. Свойства параллельных прямых. | 20.май | | Тематический контроль | |
68 | Параллельные прямые. Свойства параллельных прямых. | 21.май | | групповая форма | |
69 | Контрольная работа №6 (итоговая) | 27.май | | Тематический контроль | |
70 | Задачи на построение. Итоговый урок | 28.май | | нетрадиционным формам | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно – программные материалы:
1). Рабочие программы по геометрии к УМК Л.С. Атанасяна и др./Н.Ф. Гаврилова,М.: ВАКО, 2012 г.
2). Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
3) Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдин. Методические рекомендации, М.: Просвещение, 2013 год.
Учебно – теоретические материалы:
1). Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. под научным руководством академика А.Н. Тихонова., М.: Просвещение, 2015 г.
Учебно – практические материалы:
1) Геометрия 7.Рабочая тетрадь. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдин, М.Ж Просвещение, 2015 год
2)Тесты по геометрии. 7 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна и др. "Геометрия. 7-9 класс", Фарков А.В., М.: 2010 г.
3) А.П. Ершова. Геометрия. 7 класс. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. М.: ИЛЕКСА, 2013 г.
4) КИМ. Геометрия. 7 класс. Сост. Н.Ф. Гаврилова., М.:- ВАКО, 2013 г.
5) Е.В. Смыкалова. Геометрия. Опорные конспекты для учащихся 7-9 классов. СПб: СМИО Пресс, 2014 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССЕ
Изучение геометрии в основной школе должно обеспечить:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для развития математических способностей и механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.
7 ГЕОМЕТРИЯ 2019-20 УЧ. ГОД