Приложение к АООП ОВЗ ФГОС вариант 7.2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Климовская средняя общеобразовательная школа № 2
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на ППК Заместитель директора на заседании приказом № 75
МБОУ Климовской СОШ №2 Климовской СОШ №2 педагогического от 24.08.2020
Руководитель консилиума _______/Е.А Сахарова / совета МБОУ Директор школы
______/В.С.Талубаева/ Климовской СОШ №2 ______/Н.А.Грачева/
протокол №1
от 24.08.2020
Рабочая программа
по предмету « Русский язык»
АООП ОВЗ ФГОС вариант 7.2
в 4 классе
Составила:
Талубаева Валентина Сергеевна
учитель начальных классов
первой категории
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 4 класса составлена в соответствии с документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598);
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ Климовской СОШ № 2;
Авторская программа: Сборник рабочих программ «Школа России». Русский язык. 1-4 классы/ Канакиной В.П., Горецкого В. Г. - М.: Просвещение, 2011
Индивидуальный учебный план Кузюкова Егора на 2020-2021 учебный год (начальное общее образование).
Календарный учебный график МБОУ Климовской СОШ № 2.
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы. М.: Просвещение, 2016. Рабочая программа является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Во 4 классе на изучение русского языка отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения ПРП для 3 класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3 класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
овладение основами грамотного письма;
овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Содержание курса «Русский язык». 4 класс
Повторение (5 ч)
Наша речь и наш язык
Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные слова» русской речи. Нормы речевого этикета.
Текст
Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам. Комплексная работа над структурой текса: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста(абзацев).
Типы текстов6повествование, описание, рассуждение. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.
Предложение
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации) восклицательные и невосклицательные.
Знаки препинания в конце предложений.
Обращение
Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения
Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Моделирование предложений. Разбор предложения по членам предложения.
Словосочетание
Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Предложение (5 ч)
Однородные члены предложения
Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи союзов (и, а, но). Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединенными союзами.
Простые и сложные предложения (4 часа)
Различие простых и сложных предложений. Различие простого предложения и сложного предложения с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях.
Слово в языке и речи (9 ч)
Лексическое значение слова
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значения слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте.
Работа с лингвистическими словарями.
Состав слова
Значимые части слова. Значение суффиксов и приставок. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различие однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса –ся), основы. Различие изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Моделирование слова с определенным составом.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости – звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах.
Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –ик и –ек.
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
Части речи)
Повторение и углубление представлений о частях речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи.
Имя существительное (28ч) Изменение по падежам
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).
Три склонения имен существительных
1-е склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
2-е склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.
3-е склонение имен существительных.
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе
Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Именительный и винительный падежи.
Родительный падеж.
Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.
Дательный падеж. Творительный падеж.
Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.
Предложный падеж. Правописание безударных окончание имен существительных во всех падежах.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе.
Именительный падеж. Родительный падеж. Винительный падеж одушевленных имен существительных.
Дательный, творительный, предложный падежи.
Лексические и грамматические нормы употребления имен существительных.
Обобщение знаний об имени существительном
Морфологический разбор имен существительных.
Проект «Говорите правильно!»
Имя прилагательное (19 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4 часа)
Значение и употребление в речи. Словообразование имен прилагательных.
Род и число имен прилагательных.
Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе).
Начальная форма имен прилагательных
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»
Изменение по падежам имен прилагательных
Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.
Именительный, винительный, родительный падежи.
Творительный и предложный падежи.
Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе
Именительный падеж и винительный падежи.
Родительный, дательный, творительный падежи.
Склонение имен прилагательных во множественном числе
Иметь представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей.
Именительный и винительный падежи. Родительный и предложный падежи.
Дательный и творительный падежи.
Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи.
Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.
Обобщение знаний об имени прилагательном
Морфологический разбор имен прилагательных.
Личные местоимения (7 ч)
Повторение и углубление представлений о личных местоимениях
Роль личных местоимений в речи.
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
Окончание личных местоимений в косвенных формах.
Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.
Морфологический разбор личных местоимений.
Глагол (31 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи
Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов. Изменение глаголов по временам.
Неопределенная форма глагола
Спряжение глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
Лицо и число глаголов. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего (победить, пылесосить и др.)
2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.
I и II спряжение глаголов
Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени.
Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Правописание глаголов
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями
Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Правописание возвратных глаголов
Возвратные глаголы( общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
Правописание глаголов в прошедшем времени
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.
Обобщение по теме «Глагол»
Морфологический разбор глаголов.
Повторение (9 часов)
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
Повторение - 5 часов |
1 | 1.09 | Вводный инструктаж. Наша речь и наш язык. Текст. | 1 |
2 | 2.09 | Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Входной контроль. | 1 |
3 | 4.09 | Обращение. | 1 |
4 | 8.09 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
5 | 9.09 | Основа предложения. Словосочетание. | 1 |
Предложение - 5 часов |
6 | 11.09 | Однородные члены предложения. | 1 |
7 | 15.09 | Связь однородных членов в предложении. | 1 |
8 | 16.09 | Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. | 1 |
9 | 18.09 | Запятая между однородными членами. | 1 |
10 | 22.09 | Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Проверочная работа №2 «Предложение» | 1 |
Слово в языке и речи – 9 часов |
11 | 23.09 | Лексическое значение слова. Многозначные слова. | 1 |
12 | 25.09 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. | 1 |
13 | 29.09 | Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 |
14 | 30.09 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
15 | 2.10 | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах | 1 |
16 | 6.10 | Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками | 1 |
17 | 7.10 | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. | 1 |
|
18 | 9.10 | Наречие как часть речи. Признаки наречия. Правописание наречий. | 1 |
19 | 13.10 | Наречие как часть речи. Образование наречий. | 1 |
Имя существительное - 28 часов | |
20 | 14.10 | Изменение по падежам имён существительных. | 1 |
21 | 16.10 | Признаки падежных форм имён существительных. | 1 |
22 | 20.10 | Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. | 1 |
23 | 21.10 | Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винитель ном, творительном падежах. | 1 |
24 | 23.10 | Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. | 1 |
25 | 6.11 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | 1 |
26 | 10.11 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | 1 |
27 | 13.11 | 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. | 1 |
28 | 17.11 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | 1 |
29 | 18.11 | 3-е склонение имён существительных. | 1 |
30 | 20.11 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | 1 |
31 | 24.11 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 |
32 | 25.11 | Именительный и винительный падежи имён существительных. | 1 |
33 | 27.11 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | 1 |
34 | 1.12 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах | 1 |
35 | 2.12 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. | 1 |
36 | 4.12 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. | 1 |
37 | 8.12 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. | 1 |
38 | 9.12 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. | 1 |
39 | 11.12 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. | 1 |
40 | 15.12 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 |
41 | 16.12 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 |
42 | 18.12 | Контрольный диктант №2 «Имя существительное». Промежуточный контроль. | 1 |
43 | 22.12 | Морфологический разбор имени существительного как части речи. | 1 |
44 | 23.12 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 |
45 | 25.12 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. | 1 |
46 | 12.01 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. | 1 |
47 | 13.01 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 |
48 | 15.01 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. | 1 |
| |
Имя прилагательное - 19 часов |
49 | 19.01 | Употребление имён прилагательных в речи. | 1 |
50 | 20.01 | Число и род имён прилагательных. | 1 |
51 | 22.01 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Начальная форма имени прилагательного. | 1 |
52 | 26.01 | Склонение имён прилагательных Именительный падеж | 1 |
53 | 27.01 | Склонение имён прилагательных Родительный падеж. | 1 |
54 | 29.01 | Склонение имён прилагательных Дательный падеж. | 1 |
55 | 2.02 | Склонение имён прилагательных. Именительный и винительный падежи. | 1 |
56 | 3.02 | Склонение имён прилагательных Родительный и винительный падежи. | 1 |
57 | 5.02 | Склонение имён прилагательных Творительный и предложный падежи. | 1 |
58 | 9.02 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 |
59 | 10.02 | Склонение имён прилагательных. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. | 1 |
60 | 12.02 | Правописание имён прилагательных женского рода | 1 |
61 | 16.02 | Склонение имён прилагательных женского рода | 1 |
62 | 17.02 | Правописание имён прилагательных в единственном и множественном числе. | 1 |
63 | 19.02 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 |
64 | 24.02 | Местоимение. Личные местоимения | 1 |
65 | 25.02 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. | 1 |
66 | 26.02 | Изменение по падежам личных местоимений. . | 1 |
67 | 2.03 | Проверочная работа №4 «Личные местоимения» | 1 |
Глагол ( 31 час ) |
68 | 3.02 | Глагол как части речи | 1 |
69 | 5.03 | Роль глаголов в предложении. | 1 |
70 | 9.03 | Время глаголов. | 1 |
71 | 10.03 | Неопределённая форма глагола. | 1 |
72 | 12.03 | Формы лица и числа глаголов. | 1 |
73 | 16.03 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 |
74 | 17.03 | Проверочная работа №5 «Глагол». | 1 |
75 | 19.03 | Спряжение глаголов. | 1 |
76 | 2.04 | Спряжение глаголов. | 1 |
77 | 6.04 | Окончания глаголов I и II спряжения | 1 |
78 | 7.04 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 |
79 | 9.04 | Контрольная работа №6 «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями». | 1 |
80 | 13.04 | Возвратные глаголы. | 1 |
81 | 14.04 | Правописание возвратных глаголов | 1 |
82 | 16.04 | Правописание возвратных и невозвратных глаголов | 1 |
83 | 20.04 | Морфологический разбор глагола | 1 |
84 | 21.04 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 |
85 | 23.04 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 |
86 | 27.04 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 |
87 | 28.04 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 |
88 | 30.04 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | 1 |
89 | 4.05 | Проверочная работа № 7«Глагол» | 1 |
90 | 5.05 | Комплексная работа по тексту О.А. Холодова. | 1 |
91 | 7.05 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 |
. | |
Повторение (8 часов) |
92 | 11.05 | Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание | 1 |
93 | 12.05 | Лексическое значение слова. | 1 |
94 | 13.05 | Лексическое значение слова. | 1 |
95 | 14.05 | Состав слова. | 1 |
96 | 18.05 | Итоговый контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации. | 1 |
97 | 19.05 | Части речи. Признаки частей речи | 1 |
98 | 20.05 | Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. | 1 |
99 | 21.05 | Наречие. Глагол. | 1 |
100 | 24.05 | Служебные части речи. | 1 |
101 | 25.05 | Контрольное списывание. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. | 1 |
102 |
Итого: | 101 |
Оценочные результаты (приложение)
Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями
ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)
Грамматическое задание:
1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.
16