Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Геройская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол заседания № ________ от ____ августа 2021 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ "Геройская средняя школа» _____________ С.А.Коняхина подпись ФИО ______ августа 2021 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Геройская средняя школа» __________________ Э.Л.Тохтарова подпись ФИО Приказ № ___________ от _____ августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование «Чудеса творчества»
Направление общекультурное
Лапшинова Надежда Сергеевна
Класс 1
Сроки реализации: один год
Количество часов:
Всего за год 33 ч.; в неделю 1 час.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программы внеурочной деятельности «Волшебный пластилин» Смирновой Н.Ю., рабочих программ по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» (составитель: Федоренко Е.В., 2011г.), «Чудеса аппликации» (составитель: Шудирова Л.Т., 2014г.), «Учимся рисовать» (составитель: Харина Л.Г., 2019г.),
Геройское, 2021
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты: осознавать роль художественного искусства в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своѐ отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству. У ученика будут сформированы: навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметне результаты:
1.Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану. Ученик научится: выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
2.Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Ученик научится: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; развивать художественный вкус; развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память. Ученик получит возможность научиться: более углубленному освоению понравившегося ремесла.
3.Коммуникативные УУД. Ученик научится: первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; формировать собственное мнение и позицию. Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты: уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; понимать образную сущность искусства; выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка.
Обучающиеся будут знать: название материалов и инструментов и их назначение; названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания; применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи; особенности материалов и техники малых скульптурных форм.
Обучающиеся будут уметь: правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; использовать в работе различные нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография и т.д.); определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки; рисовать от руки простые фигуры, элементы (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.); изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.), белой и цветной бумагой, пластилином; различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; проявлять творчество в создании изделий.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
«Волшебный мир изобразительного искусства» (6ч.): Вводное занятие. Чем и как рисуют художники? Три волшебных цвета. Учимся смешивать краски. «Радуга над лужайкой». «Разноцветные шарики». Отражение эмоций в творчестве. Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа). «Все краски осени».
«Мир пластилина» (5 ч.): Лепка «Дары фруктового сада». Лепка «Всё для гостей». Плоскостное изображение «Матрёшка». Коллективная работа «В зоопарке». Идеи дизайнера. Декоративная ваза.
«Чудеса аппликации» (5 ч.): Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. Пазлы. Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. «Сказка про ноль». Аппликация «Мой щенок». Упражнение в вырезании. Снежинки. Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь».
«Техники изобразительного искусства» (6 ч.): «Красоту нужно уметь замечать». Пальчиковая живопись. «Ёлочка-красавица». Рисуем тампованием. «Узоры деда Мороза». Рисование ватными палочками. «В гостях у сказки». Основы техники рисования карандашом. Открытки – «валентинки» (рисунок карандашом и фломастером). «Чудо-бабочка». Кляксография.
«Наше творчество» (11 ч.): Поздравим папу. Открытка (самостоятельная работа). «Весенний букет» (изображение гуашью). Поздравительная открытка мамам (самостоятельная работа). «Мои веселые ладошки». «Букашки-таракашки». «Я и моя семья» (аппликация). «Как рисовать портрет». «Тепло- холодно: времена года». «Жильцы Дома Дружбы!». «Победителям –Слава!». Вот и лето пришло! (рисунок на асфальте).
В программе уделено внимание взаимодействию первоклассника с учителем как значимым для него положительным опытом в работе. Особое внимание в программе уделено самостоятельному достижению результатов. У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности. На протяжении всей работы в программе учитывается здоровьесберегающий аспект.
Программа включает многообразием нетрадиционных техник рисования и аппликации, лепки: рисование ватными палочками; декорирование; лепка по памяти; аппликация; рисование на асфальте; арт-теропическое рисование; плоскостное изображение; симметрическое вырезание; пальчиковая живопись; тампование; кляксография.
Предлагаемая работа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте.
Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий: словесный, наглядный, репродуктивный, практический, проблемно-поисковый.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | в том числе |
теория | практика |
Волшебный мир изобразительного искусства | 6 | 3 | 3 |
1 | Вводное занятие. Чем и как рисуют художники? | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Три волшебных цвета. Учимся смешивать краски. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Радуга над лужайкой» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Разноцветные шарики». Отражение эмоций в творчестве | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Плакат – поздравление « С днем учителя» (коллективная работа) | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Все краски осени» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мир пластилина | 5 | 2,5 | 2,5 |
7 | Лепка «Дары фруктового сада» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Лепка «Всё для гостей» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Плоскостное изображение «Матрёшка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Коллективная работа «В зоопарке» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Идеи дизайнера. Декоративная ваза | 1 | 0,5 | 0,5 |
Чудеса аппликации | 5 | 2,5 | 2,5 |
12 | Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. Пазлы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. «Сказка про ноль» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Аппликация «Мой щенок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Упражнение в вырезании. Снежинки | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Техники изобразительного искусства | 6 | 3 | 3 |
17 | «Красоту нужно уметь замечать». Пальчиковая живопись | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | «Ёлочка-красавица». Рисуем тампованием. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | «Узоры деда Мороза». Рисование ватными палочками. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | «В гостях у сказки». Основы техники рисования карандашом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Открытки – «валентинки» (рисунок карандашом и фломастером). | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | «Чудо-бабочка». Кляксография | 1 | 0,5 | 0,5 |
Наше творчество | 11 | 4 | 7 |
23 | Поздравим папу. Открытка (самостоятельная работа) | 1 | 0 | 1 |
24 | «Весенний букет» (изображение гуашью) | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Поздравительная открытка мамам (самостоятельная работа) | 1 | 0 | 1 |
26 | «Мои веселые ладошки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | «Букашки-таракашки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | «Я и моя семья» (аппликация) | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | «Как рисовать портрет» | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | «Тепло-холодно: времена года» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | «Жильцы Дома Дружбы!» | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | «Победителям –Слава!» | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Вот и лето пришло! (рисунок на асфальте) | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 33 часа | 15 | 18 |
14