СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП родная литература 7 класс (индивидуальное обучение)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП родная литература 7 класс (индивидуальное обучение)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Родная литература» для 7 класса разработана на основании

  1. Программы по литературе для 5 – 9 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО «Русское слово», 2017 (ФГОС. Инновационная школа) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обязательного минимума содержания учебных программ.

  2. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 г. № 189).

  3. Учебного плана МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова» Ржаксинского района Тамбовской области.

  4. Годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова» Ржаксинского района Тамбовской области на 2019-2020 учебный год.

  5. Основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова» Ржаксинского района Тамбовской области.



 Цели изучения учебного предмета «Родная литература»

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа по курсу «Родная литература (на русском языке)» направлена на решение важнейшей задачи современного образования — становление  гармоничной личности, воспитание гражданина,  патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

            Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:

•         воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

•         приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

•         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

•         развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Родная литература» обеспечит:

- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

- формирование основы для понимания особенностей русской родной культуры и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса на основе литературных норм для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов

При реализации программы будет использоваться учебник «Русская литература. 7 класс» Г.С. Меркина и др.




Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» предназначена для изучения в 5-9 классах, приступивших к реализации ООП ООО МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 им. Н.М. Фролова» с 2019/20 учебного года и позднее.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

7

0,5

17

Итого

0,5

17


Содержание учебного предмета

7 класс


Качества текста и художественность произведений




Период становления и формирования личности пи­сателя; годы учения. Включение в круг чтения и изу­чение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободо­любия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими про­изведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо- тоническая система).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — не­обходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Средства художественной изобразительности в русской литературе

Основные средства художественной выразительности в баснях и сказках

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Родной край (природа) в произведениях древнерусской литературы.

Мифологический сюжет.

Драматическое произведение — произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

Разновидности употребления русского языка в русской литературе

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства.

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания. Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.


Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой по­вествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Сказовая речь; просторечная лексика

мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

микросочинение с дан­ным финалом либо данным эпиграфом



Дополнительные тексты художественных произведений русских писателей и поэтов к материалам, представленным в основном учебнике 7 класса «Литература»:

Из литературы XVIII века

И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Из литературы XIX века

Ф.Н.Глинка. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

Из литературы XX – XXI века

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М.Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А.Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.



Тематический план

(7класс)

№п\п

Наименование разделов

Количество часов

с учит.

самост.

всего

1

Введение

0.5

0.5

1

2

Тамбовский фольклор

0.5

0.5

1

3

Литература 18 века

1

1

2

4

Литература 19 века

2

1

3

5

Литература 20 века

4

4

8

6

Итоговое занятие

-

1

1

6

Резерв

-

1

1


Всего

8

9

17





Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•смысловое чтение;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».