СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП родная русская литература 5-6 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП родная русская литература 5-6 класс по рекомендациям ИРО Краснодарского края

Просмотр содержимого документа
«РП родная русская литература 5-6 классы»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По родной литературе (русская)


Уровень образования основное общее образование 5-6 класс


Количество часов всего 14


Учителя:




Программа разработана в соответствии и на основе Примерной рабочей программы

по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования первый и второй годы обучения

(5, 6 классы). Составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

































1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Рожная литература (русская)» в 5-м и 6-м классах.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У учащихся будут сформированы:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России).

  2. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).

  3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

  5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями.

  7. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  8. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  9. Социальные нормы и правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

  10. Нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

  11. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  12. Основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  13. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Учащиеся приобретают опыт:

  • осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа;

  • осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;

  • усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • участия в социально значимом труде.

У учащихся может быть сформировано:

  • ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, опыта

  • целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты курса «Родная литература (русская)» - формирование универсальных учебных действий (УУД).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Обучающийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;  

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  •  овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  •  переработка в сотрудничестве с учителем и преобразование информации из одной формы в другую (перевод сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  

  • Изложение содержания прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  

  • Умение пользоваться словарями, справочниками;  

  • осуществление анализа и синтеза;  

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;  

  • способность строить рассуждения.

Обучающийся научится:

  • учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • владение монологической и диалогической формами речи в устной и письменной формах; монологической контекстной речью;

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);

  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (при (при методической поддержке учителя);

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  •  умение  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.  

Обучающийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.


ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 5-6 классах является сформированность следующих умений:

  1. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  2. устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  3. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  7. умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  8. умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  9. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

  10. потребность в самовыражении через слово.

Обучающийся научится:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;

  • выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;

  • осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;

  • обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный отзыв о произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

      • выразительно читать произведения лирики.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • видеть черты русского национального характера в героях литературных произведений;

  • выбирать литературные произведения для самостоятельного чтения.

  • владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения, доклады, рефераты;

  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

  • индивидуально, в паре или в группе вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 5-6 классы

5 класс (7 часов)

Устное народное творчество.

1.1. Русские народные сказки. Сказка как зеркало национальной культуры и хранилище материальной и духовной культуры народа.

1.2. Метафоричность русской загадки. Загадки о явлениях природы, предметах быта, животных и растениях.

1.3. Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, и т.д.).

1.4. Лексические средства выразительности в художественном тексте. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Лексический повтор. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; заяц – трусливый человек, осел – упрямство, змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.). Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Связь имен в малых жанрах русского фольклора с народным календарем.

1.5. Роль грамматических средств выразительности в художественных текстах. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Сравнительная степень имен прилагательных. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Глагол и формы глагола (вид, время, возвратность-невозвратность). Символическое значение числительных в жанрах фольклора.

1.6. Элементы анализа художественного текста. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Инверсия. Тавтология и плеоназм как средство выразительности в жанрах фольклора. Постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица и др.). Сравнение. Аллегория в загадках. Гипербола и литота в волшебной сказке. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.


6 класс (7 часов)

Раздел 1. Устное народное творчество (1 час)

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливость, бескорыстного служения Отечеству (сказки).

Теория литературы: Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений

/Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие)1.

Теория литературы: Жанр народной песни. Повествовательное и лирическое начала в народной песне Повествовательное и лирическое начала в народной песне Выразительное чтение произведения. Выразительное чтение произведения.

/«Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря», «Добрыня и змей», «Садко», «Святогор- богатырь» и другие.. Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы: народная песня, былина, гипербола. Выразительное чтение произведения.

Раздел 2. Древнерусская литература (1 час)

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека (повести, хождения, жития)

/Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Житие Сергея Радонежского.

/Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хожения»).

/«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хожение», житие, воинская повесть).

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы

Раздел 3. Литература XVIII века (1 час)

Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.

Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).

Раздел 4. Литература XIX века (1 час)

Поэтический образ Родины в лирике XIX века. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения. Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.

/Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.

Развитие речи: выразительное чтение.

Раздел 5. Литература XX-XXI веков (2 часа)

Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.

/В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки

/Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его души.

Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа.

/В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех» Краткий рассказ о писателе.

Единство человека и природы в рассказе.

Произведения современных поэтов и прозаиков Кубани о природе родного края.

Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план

Итоговая аттестация – защита проекта (1 час)



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (РУССКАЯ) в 5-6 классах


5 класс (7 часов)


п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

Устное народное творчество

1

Русские народные сказки.

«Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и журавль», «Поди туда — не знаю куда,

принеси то — не знаю что», «Два Ивана — солдатских сына», «Сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и сером волке», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»



1



Метафоричность русской загадки.

Тематический подбор загадок:

1. Грамота и книжная мудрость.

2. Дикие и домашние животные.

3. Земледельческие работы. Ягоды, фрукты, овощи.

4. Деревья, кустарники, травы, грибы.

5. Явления природы. Времена года.

6. Транспорт. Техника.

7. Домашнее хозяйство

8. Спорт.

9. Жилище. Люди.

10. Тепло и свет,

11. Земля и небо.



1

Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества.



1

Лексические средства выразительности в художественном тексте.

«Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и журавль», «Поди туда — не знаю куда,

принеси то — не знаю что», «Два Ивана — солдатских сына», «Сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и сером волке», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»



1

Роль грамматических средств выразительности в художественных текстах



1

Элементы анализа художественного текста


Итоговая аттестация

1

Защита проекта

Примерная тематика проектных и исследовательских работ:

1. Русские имена в малых жанрах фольклора

2. Народный календарь как энциклопедия жизни русского народа.

3. Метафора в русских загадках.

4. Словарик пословиц о характере человека, его качествах и др.


Итого

7

















6 класс (7 часов)


п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

Устное народное творчество

1

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливость, бескорыстного служения Отечеству (сказки).

Теория литературы: Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений

Волшебные сказки

«Семь Семионов»

«Морозко»

«Булат-молодец»,

«Волшебное кольцо»

«Дочь семилетка»





2.

Древнерусская литература

1




Образное отражение жизни в древнерусской литературе.


Житие Сергея Радонежского.

«Житие Александра Невского»

3.

Литература XVIII века

1

История создания стихотворения. Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).

Г.Р. Державин «Лебедь».

4.

Литература XIX века

.

1

Поэтический образ Родины в лирике XIX в века.

Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.

Е.А. Баратынский. «Родина».

5.

Литература XX-XXI веков

2

Н.М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.

В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»

Н.А. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Н.А. Заболоцкий.

6.

Защита проекта

1

Сборник песен,

междисциплинарный исследовательский проект,

сочинение-отзыв,

литературная гостиная

  1. Проект сборника «Русские народные песни»

  2. Русские богатыри в творчестве русских художников и в «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.

  3. Литературная гостиная по творчеству писателя (по выбору)

  4. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века

  5. Сочинение-отзыв об одном из произведений кубанского писателя


Итого

7








1 / - отмеченные произведения включаются в рабочую программу по выбору учителя