Планируемые результаты
В результате изучения русского языка в 10 и 11 классе обучающиеся должны
знать/понимать:
- русский язык как одну из величайших духовных и национально – культурных ценностей народа;
- роль русского языка в современном мире, его основные функции, взаимосвязь языка и культуры, языка и общества;
- основные уровни и единицы языка, социальную стратификацию языка;
- базовые понятия современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально – смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально – культурной, учебно – научной, официально – деловой сферах общения;
уметь:
- воспитывать любовь к русскому языку, гордость за него; осознавать потребность сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
- расширять словарный запас; овладевать лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
- продуцировать тексты разных жанров;
- постоянно совершенствовать собственную речь, развивать эстетический вкус.
- овладевать орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пукнтуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизировать орфографические и пунктуационные правила;
- овладевать основными стилистическими ресурсами русского языка и углублять представления о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
- проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разный частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
- осознавать эстетическую функцию языка; понимать роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- владеть всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение
умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой; способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию; адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мыли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения; умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст; владение нормами правильной письменной речи; умение описывать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки; умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем; использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
- использовать основные виды чтения (ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
3. Основное содержание
по предмету «Русский язык» для 10 - 11 класса
№п\п | Название раздела | Количество часов |
10класс | 11класс |
1. | Введение. Слово о русском языке | 1 | |
2. | Лексика. Фразеология. Лексикография | 5 | |
3. | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 2 | |
4. | Морфемика и словообразование | 2 | |
5. | Морфология и орфография | 5 | |
6. | Части речи. Имя существительное | 2 | |
7. | Части речи. Имя прилагательное | 2 | |
8. | Части речи. Имя числительное | 2 | |
9. | Части речи. Местоимение | 1 | |
10. | Части речи. Глагол | 1 | |
11. | Причастие | 1 | |
12. | Деепричастие | 1 | |
13. | Части речи. Наречие | 2 | |
14. | Служебные части речи | 5 | |
15 | Контрольные работы, тестирование | 2 | 6 |
16 | Синтаксис и пунктуация | | 28 |
| Итого | 34 | 34 |
Введение. Слово о русском языке – 1 час
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
Лексика. Фразеология – 5 часов
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2 часов
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Морфемика и словообразование – 2 часов
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Самостоятельная работа «Морфемный и словообразовательный анализ слов»
Морфология и орфография –5 часов
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Части речи. Имя существительное – 2 часов
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
Части речи. Имя прилагательное – 2 часов
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
Части речи. Имя числительное – 2 часа
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Части речи. Местоимение – 1 часа
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Части речи. Глагол –1 часов
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Части речи. Причастие – 1часов
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Части речи. Деепричастие – 1 часов
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Части речи. Наречие – 2 часов
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Служебные части речи – 5 часов
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Содержание учебного курса по русскому языку для 11 класса
Синтаксис и пунктуация - 28 часов
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Календарно- тематическое планирование. 10 класс
№ | Разделы и темы программы | Дата |
план | факт |
1 | Слово о русском языке | | |
| Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 | | |
2 | Лексика. Слово и его значение | | |
3 | Изобразительно-выразительные средства языка | | |
4 | Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы | | |
5 | Происхождение лексики. Употребление лексики. | | |
6 | Фразеология. Лексикография. | | |
| Фонетика. Графика. Орфоэпия - 2 | | |
7 | Звуки и буквы. | | |
8 | Орфоэпия | | |
| Морфемика и словообразование - 2 | | |
9 | Состав слова | | |
10 | Словообразование. Формообразование. | | |
| Морфология и орфография - 5 | | |
11 | Принципы русской орфографии | | |
12 | Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Е, Ё и сочетание ЙО | | |
13 | Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных | | |
14 | Правописание гласных и согласных в приставках | | |
15 | Употребление Ь и Ъ. Употребление прописных букв. Правила переноса. | | |
| | | |
16 | Контрольное тестирование по итогам полугодия. | | |
Части речи. Имя существительное - 2 | | |
17 | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний | | |
18 | Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных | | |
| Части речи. Имя прилагательное - 2 | | |
19 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. | | |
20 | Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных | | |
| Части речи. Имя числительное - 2 | | |
21 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных. | | |
22 | Употребление имён числительных в речи. | | |
| Части речи. Местоимение - 1 | | |
23 | Местоимение как часть речи. Правописание местоимений | | |
| Части речи. Глагол - 1 | | |
24 | Глагол как часть речи. Правописание глаголов | | |
| Причастие - 1 | | |
25 | Причастие как глагольная форма. Правописание причастий | | |
| Деепричастие - 1 | | |
26 | Деепричастие как глагольная форма. | | |
| Части речи. Наречие - 2 | | |
27 | Наречие как часть речи. Правописание наречий | | |
28 | Слова категории состояния | | |
| Служебные части речи - 5 | | |
29 | Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов | | |
30 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов | | |
31 | Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление | | |
32 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи | | |
33 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова | | |
34 | Диктант по итогам года. | | |
Календарно- тематическое планирование. 11 класс
№ | Разделы и темы программы | Дата |
план | факт |
1 | Основные принципы русской орфографии | | |
2 | Словосочетание как синтаксическая единица | | |
3 | Виды синтаксической связи | | |
4 | Предложение как синтаксическая единица | | |
5 | Формы выражения подлежащего и сказуемого | | |
6 | Тире в простом предложении | | |
7 | Предложения с однородными членами | | |
8 | Предложения с однородными членами | | |
9 | Обособленные и необособленные определения | | |
10 | Обособленные приложения | | |
11 | Обособленные обстоятельства и дополнения | | |
12 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | | |
13 | Тестирование формата ЕГЭ (часть А) | | |
14 | Тестирование формата ЕГЭ (часть В) | | |
15 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | | |
16 | Знаки препинания при обращениях | | |
17 | Вводные слова и вставные конструкции | | |
18 | Вводные слова и вставные конструкции | | |
19 | Междометья. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | | |
20 | Знаки препинания в ССП | | |
21 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным | | |
22 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | | |
23 | Знаки препинания в СБП | | |
24 | Сложные предложения с разными видами связи | | |
25 | Тестирование формата ЕГЭ (часть А) | | |
26 | Тестирование формата ЕГЭ (часть В) | | |
27 | Способы передачи чужой речи | | |
28 | Знаки препинания при цитатах | | |
29 | Стилистика. Анализ текста. | | |
30 | Сочинение формата ЕГЭ | | |
31 | Сочетание знаков препинания | | |
32 | Авторская пунктуация | | |
33 | Контрольное тестирование формата ЕГЭ | | |
34 | Контрольное тестирование формата ЕГЭ | | |