Пояснительная записка
София по заключению ПМПк является ребенком с ОВЗ. По заключению ПМПк ей рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Врачебной комиссией ей рекомендовано обучение на дому по индивидуальному образовательному плану. Программа рассчитана на 68 часов. На изучение русского языка выделено 2 часа в неделю.
Уровень знаний и умений девочки по русскому языку соответствует уровню знаний и умений пятиклассника, обучаемого по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида.
Рабоча программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 с изменениями от 29.12.2014 №1644;
Примерная образовательная программы ООО (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 8.04.15, №1/15);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
Устав ГБОУ СОШ №37;
- АООП ООО РАС ГБОУ СОШ №37 (Приказ №554 от 03.09.2020г.).
- Реализация рабочей программы обеспечена учебником «Русский язык» 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. [авт.-сост. Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова] – М.: «Просвещение» 2019.
1. Планируемые результаты освоения учебной программы.
Личностные результаты:
- осознанно выполнять обязанности ученика;
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- гордиться школьными успехами и достижениями;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Предметные результаты
- находить ответы на вопросы ;
- ориентироваться в учебнике;
- выделять существенные, общие, отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
- умение высказывать своё отношение к получаемой информации ;
2. Содержание учебного предмета (курса) «Русский язык»
I. Повторение пройденного
Раздел 1. Звуки и буквы. Текст.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения нераспространенные, распространенные.
Однородные члены предложения. 4. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
II. Состав слова. Текст.
Однокоренные слова. Корень, приставка суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительные ъ.
Правописание безударных гласных в корне. Правописание звонких и глухих согласных в корне. Правописание приставок
III. Части речи. Текст.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание имён собственных. Изменение существительных по падежам. падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Склонение прилагательных мужского и среднего рода по падежам.
Глагол. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
IV.Предложение. текст
Однородные члены предложения
Обращение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Практическое употребление обращения. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении.
V. Повторение
Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке.
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
3.Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Контрольные работы (указать виды) | Форма контроля (стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание) | Лаборат.- практич., развитие речи, творческие работы |
| Повторение пройденного. | | | | | |
1 | Звуки и буквы. Текст. | 4 | 4 | | | |
2 | Предложение. Текст. | 6 | 4 | 1-диктант | | 1 |
3 | Состав слова. Текст. | 17 | 14 | 2-диктант | | 1 |
| Части речи. Текст. | | | | | |
4 | Имя существительное | 12 | 10 | 1 | | 1 |
5 | Имя прилагательное | 12 | 11 | 1 | | |
6 | Глагол | 8 | 7 | 1 | | |
| Предложение. текст | | | | | |
7 | Однородные члены предложения | 6 | 5 | | | 1 |
8 | Обращение | 3 | 2 | | 1-диктант | |
9 | Повторение | 1 | 1 | | | |
| Всего | 68 | 58 | 6 | | 4 |
Приложение 1
Тематическое планирование по предмету « Русский язык» 6 класс
обучающаяся Брыжак София, учитель Базаева Л.В.
№ | Дата | Тема. Содержание урока | К-во часов | Планируемые результаты (виды деятельности) | Примечание | |
ПП | Факт | Личностные | Предметные | |
1-я четверть (17часов ) | |
Раздел 1. Повторение. Звуки и буквы ( 4 ч. ) | |
1 | 2.09 | 2.09 | Гласные и согласные. Их различение. Безударные гласные в словах. | 1 | -осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; -гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Сравнивать гласные и согласные | | |
2 | 7.09 | 7.09 | Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. | 1 | Проследить за единообразным написанием гласных и парных согласных, находить проверочные и проверяемые слова | | |
3 | 9.09 | 9.09 | Текст. Части текста. Красная строка | 1 | Понаблюдать за делением текста на части. Познакомиться с понятием «красная строка» | | |
4 | 14.09 | 14.09 | Непроверяемые гласные и согласные в словах | 1 | Различать проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в группе однокоренных слов. Пополнять словарный запас однокоренными словами и активно использовать их в речи. | | |
Раздел 2. Повторение. Предложение. Текст ( 6 часов ) | |
5 | 16.09 | 16.09 | Деление текста на предложения. Выделение главных и второстепенных членов предложения. | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. | Тренироваться в делении текста на предложения. выделять главные и второстепенные члены предложения. | | |
6 | 21.09 | 21.09 | Нераспространённые и распространённые предложения. Распространение предложений | 1 | Сравнивать предложения нераспространённые и распространенные. Распространять нераспространенные предложения с помощью вопросов и рисунков. | | |
7 | 23.09 | 23.09 | Расположение частей текста в соответствии с данным планом | 1 | Учиться выделять части текста. Тренироваться в составлении текста из отдельных частей по данному плану и записывать полученный текст. | | |
8 | 28.09 | 28.09 | Однородные члены предложения | 1 | Уметь определять в тексте однородные члены. Распространять предложения однородными членами. | | |
9 | 30.09 | 30.09 | Контрольная работа по теме «Повторение» | 1 | - Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Определить уровень полученных умений и навыков по пройденным темам. | | |
10 | 5.10 | 5.10 | Работа над ошибками. Р/р. Деловое письмо Поздравление | 1 | - Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. | Научиться различать записку-просьбу, записку –приглашение. Записку-сообщение, поздравление. | | |
Раздел 3. Состав слова. Текст. ( 16 часов ) | |
11 | 7.10 | 7.10 | Корень и однокоренные слова. | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Дополнить вывод о том, какие слова называются однокоренными | | |
12 | 12.10 | 12.10 | Окончание как изменяемая часть слова. | 1 | объяснять, какую важную роль выполняют окончания в словах | | |
13 | 14.10 | 14.10 | Приставка как часть слова. | 1 | Понаблюдать за изменением значения слов в зависимости от приставки | | |
14 | 19.10 | 19.10 | Суффикс как часть слова. | 1 | Понаблюдать за изменением значения слов в зависимости от суффикса | | |
15 | 21.10 | 21.10 | Написание гласных в корне однокоренных слов. | 1 | Наблюдать за единообразным написанием корня в однокоренных словах | | |
16 | 26.10 | 26.10 | Контрольная работа. Диктант | 1 | Определить уровень навыков правописания безударных гласных в корне слова. | | |
17 | 28.10 | 28.10 | Работа над ошибками. Проверяемые и непроверяемые слова. | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; способствовать формированию мотивационной основы учебной деятельности; | Определить уровень полученных умений и навыков по пройденным темам. | | |
2-я четверть ( 14 ч. ) | |
18 | 9.11 | | Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Находить в словах и объяснять орфографическую трудность. Отрабатывать способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов | | |
19 | 11.11 | | Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне | 1 | Отрабатывать способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов | | |
20 | 16.11 | | Приставка и предлог | 1 | Уметь различать приставку и предлог, выучив для этого два правила | | |
21 | 18.11 | | Правописание безударных гласных в корне и приставках | 1 | Отрабатывать способы проверки безударных гласных в корне и приставке | | |
22 | 23.11 | | Деление текста на части по данному плану | 1 | Учиться делить текст на части по предложенному плану | | |
23 | 25.11 | | Наблюдение за правописанием согласных в приставках | 1 | Понаблюдать за написанием согласных в приставках | | |
24 | 30.11 | | Разделительный твёрдый знак в словах с приставками | 1 | Запомнить случаи написания разделительного твёрдого знака в приставках | | |
25 | 2.12 | | Состав слова. Закрепление знаний | 1 | Разбирать слова по составу, используя таблицу | | |
26 | 7.12 | | Р/р. Деловое письмо. Записка | 1 | Научиться различать записку-просьбу, приглашение, сообщение | | |
27 | 9.12 | | Контрольная работа по теме: Состав слова. текст | 1 | - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Определить уровень полученных умений и навыков по пройденным темам. | | |
Части речи. Текст | |
Раздел 4. Имя существительное ( 12 часов ) | |
28 | 14.12 | | Значение существительных в речи | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Выделять из текста существительные и менять их форму по вопросам кто? Что? | | |
29 | 16.12 | | Существительные, обозначающие явления природы | 1 | Уметь выделять имена существительные, обозначающие явления природы | | |
30 | 21.12 | | Различение существительных по родам и числам | 1 | Научиться определять род и число существительных | | |
31 | 23.12 | | Существительные собственные и нарицательные | 1 | Учиться различать имена существительные собственные и нарицательные | | |
3-я четверть ( 20 ч. ) | |
32 | 11.01 | | Имя существительное. Закрепление знаний | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Закрепить полученные знания о существительном | | |
33 | 13.01 | | Понятие о склонении. Определение падежей существительных по вопросам | 1 | Познакомиться с понятием склонения существительных | | |
34 | 18.01 | | Именительный и родительный падежи | 1 | Закрепить понятие склонения существительных. Постараться запомнить названия падежей существительных.Учиться определять падежи данных существительных по вопросам | | |
35 | 20.01 | | Дательный и винительный падежи | 1 | | |
36 | 25.01 | | Творительный и предложный падежи | 1 | | |
37 | 27.01 | | Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму | 1 | Познакомиться с понятием начальной формы существительного. Учиться ставить существительные в начальную форму. | | |
38 | 1.02 | | Контрользнаний по теме: Имя существительное | 1 | Закрепить полученные знания о существительном. | | |
Раздел 5. Имя прилагательное ( 12 часов ) | |
39 | 3.02 | | Значение прилагательных в речи | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Учитться выделять прилагательные среди других частей речи. | | |
40 | 8.02 | | Описание предметов и явлений с помощью прилагательных | 1 | Упражняться в подробном описании предмета, его качества и свойства с помощью прилагательных | | |
41 | 10.02 | | Изменение прилагательных по родам | 1 | Наблюдать за изменением прилагательных по родам и числам, их зависимости от рода и числа существительного. | | |
42 | 15.02 | | Окончания прилагательных мужского и женского рода | 1 | Учиться определять окончания прилагательных. Учиться различать прилагательные мужского, женского и среднего рода по окончанию | | |
43 | 17.02 | | Окончания прилагательных среднего рода | 1 | | |
44 | 22.02 | | Определение родовых окончаний прилагательных | 1 | | |
45 | 24.02 | | Понятие о склонении прилагательных | 1 | Познакомиться с понятием склонения прилагательных. Учиться ставить вопросы к прилагательным в косвенных падежах | | |
46 | 1.03 | | Именительный и родительный падежи прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Овладеть умением склонять прилагательные мужского и среднего рода | | |
47 | 3.03 | | Дательный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Овладеть умением склонять прилагательные мужского, и среднего рода | | |
48 | 9.03 | | Творительный и предложный падежи прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Овладеть умением склонять прилагательные мужского, и среднего рода | | |
49 | 10.03 | | Закрепление знаний о прилагательном | 1 | Закрепление полученных знаний о прилагательном | | |
50 | 15.03 | | Контрольная работа по теме: Имя прилагательное | 1 | Контрооль знаний, умений и навыков | | |
Раздел 6. Глагол ( 8 часов ) | |
51 | 17.03 | | Работа над ошибками. Значение глагола в речи | 1 | Способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности. | Обсудить значение глагола в речи. | | |
4-я четверть ( 17 ч. ) | |
52 | 29.03 | | Глаголы, противоположные по значению. Различение существительных, прилагательных, глаголов | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий | Учить выделять глаголы в группе слов. Познакомиться с глаголами противоположными по значению | | |
53 | 31.03 | | Единственное и множественное число глаголов настоящего времени | 1 | Наблюдать за изменением глаголов в настоящем времени по числам. | | |
54 | 5.04 | | Единственное и множественное число глаголов будущего времени | 1 | Наблюдать за изменением глаголов по числам | | |
55 | 7.04 | | Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени | 1 | Наблюдать за изменением глаголов в прошедшем времени по числам и родам | | |
56 | 12.04 | | Текст. Связь частей в тексте | 1 | Познакомиться с текстами, описывающими интересный случай. Учиться связывать части текста по смыслу | | |
57 | 14.04 | | Глагол. Закрепление знаний | 1 | Закрепить полйченные знания о глаголе | | |
58 | 19.04 | | Контрольная работа (Диктант) по теме: Глагол. | 1 | Контроль знаний, умений и навыкив по теме | | |
Предложение. Текст | |
Раздел 7. Однородные члены предложения ( 6 часов ) | |
59 | 21.04 | | Работа над ошибками. Различение предложений по цели высказывания | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Научиться различать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | | |
60 | 26.04 | | Определение однородных членов предложения | 1 | Отрабатывать умение ставить запятые между однородными членами предложения с союзом и без союза. | | |
61 | 28.04 | | Однородные члены предложения без союзов | 1 | | |
62 | 4.05 | | Однородные члены предложения с союзом И | 1 | | |
63 | 5.05 | | Р/р. Деловое письмо. Объявление | 1 | Познакомить с признаками делового письма и объявления | | |
64 | 11.05 | | Однородные члены предложения без союза и с союзом | 1 | Отрабатывать умение ставить запятые между однородными членами предложения с союзом и без союза. | | |
Раздел 8. Обращение ( 3 часа) | |
65 | 12.15 | | Знакомство с обращением | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; - способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; - гордиться школьными успехами и достижениями; - проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. | Познакомиться с обращением, его значением в речи. Понаблюдать за местом обращения в предложении. Использовать обращение в речи. | |
66 | 17.05 | | Предложение. Закрепление знаний | 1 | |
67 | 19.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль знаний, умений и навыкив полученными в течение учебного года | |
Раздел 9. Повторение ( 1 час ) |
68 | 24.05 | | Состав слова. Части речи | 1 | - осознанно выполнять обязанности ученика; | Закреплять полученные знания, умения, навыки | |
Приложение 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом, поэтому все предложения носят рекомендательный характер.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, выполняет свыше 65% заданий.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя, выполняет 50-65% заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя, выполняет 35-50% заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя, выполняет менее 35% работы.
2. Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 6 классе – списывание и диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объём текстов контрольных работ в 6 классе – до 55 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок, допускается одно исправление.
Оценка «4» ставится за работу с одной – двумя ошибками и одним-двумя исправлениями.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками, с помарками и исправлениями.
Если ученик получил неудовлетворительную оценку, по желанию может переписать свой текст диктанта на уроке работы над ошибками, чтобы повысить оценку на один балл.
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
- две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Приложение 3.
Контрольно-измерительные материалы
Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить
Апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, конфета, компас, мужчина, океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат, соревнование, соседи, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе (25слов ).
Контрольные работы
Тема: Повторение.
Дуб
Посадили ребята в саду дубок. Корень у дуба крепкий. А работа у корня трудная. Надо в земле на большой глубине воду искать. Без воды никак! Найдёт корень воду, начнете качать. Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти ветки, листья, жёлуди. ( 40 слов)
Стоять дуб будет крепко людям и птицам на радость. (49 слов)
Тема: Состав слова. Текст
Сыроежка
Я шёл по лесной дорожке. Вот поляна. На поляне кудрявая берёзка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Гриб был, как большая глубокая тарелка с водой. Края её завёрнуты кверху. Я присел и выпил воду до дна. ( 40 слов )
Вода была вкусная и пахла дождём.(47 слов )
Тема: Правописание приставок. Гласные в приставках
Отважный петух
Жили во дворе петух, хохлатка и малые цыплятки. Около их дома ходил хорёк. Но петух зорко охранял семью.
Вывела хохлатка цыплят погулять. Тут хорёк. Налетел он и схватил одного цыплёнка. Петух закричал, захлопал крыльями и стал клевать разбойника. (38 слов)
Хищник бросил цыплёнка и в кусты. (44 слова)
Тема: Правописание приставок. Согласные в приставках
Хитрый заяц
Царь зверей лев открыл соревнование. Надо было выпить котёл кипятка. Сбежались звери, пытались отпить хоть глоток. Всё напрасно! Последним к котлу подскочил заяц. Схватил котёл и стал хвастать своей силой и смелостью. Пока хвастал, вода остыла. Хитрый заяц осушил котёл. ( 40 слов)
А все звери в испуге разбежались. (46 слов)
Тема: Разделительный твёрдый знак в приставках
Угощение
Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверёк взял в лапки рябину и ловко объедал ягодки. Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб, грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутьё отличное. (39 слов)
Сразу найдёт орех в снегу и съест его. (47 слов)
Тема: Имя существительное
Ласточка
Осень. Ушло тепло. Ветер пригнал холод. Съёжились листья. Льют дожди. Маленькая ласточка осталась одна. Её сёстры улетели на юг. У ласточки болело крыло. Кто согреет птичку в холодную ночь?
Мальчик протянул ладони. Не бойся меня, малышка. Садись на ладонь. (49 слов )
Я согрею тебя и спасу.(54 сова )
Тема: Имя прилагательное
Кот-рыболов
Дед предложил любимому внуку порыбачить. На берегу реки дед задремал. Рядом сидел кот и следил за ярким поплавком. Вдруг вскочил и стал толкать деда. Дед дёрнул удочки. Отличный был улов. Крупного леща дед бросил в ведро, мелкого ёршика – коту. ( 39 слов )
Два года водил кота дед на рыбалку. Вот и результат.( 49 слов )
Тема. Глагол
Родная земля
Человек живёт на земле. Тут он растёт, познаёт жизнь.
Припадёт герой из сказки к родной земле, попросит у земли сил. Только потом отправится в путь.
За родную землю солдаты умирали, но не отдавали её врагу. (35 слов )
Мужчины передают детям сыновнее чувство к Отчизне.( 42 слова )
Тема: Повторение за год
Волшебник-невидимка
Жил во дворе волшебник. Был он невидимкой.
Встала мама утром корову доить. А на крылечке ведро с молоком стоит. Дала бабушка корм птице. А сытые куры, гуси и утки зерно не клюют. В сарае чисто. У лошади мешок сена. (39 слов)
Невидимка, кто ты? (42 слова)
4