СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП внеуроной деятельности Моя первая экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Моя первая экология» —  курс внеуроной деятельности для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников.  

Просмотр содержимого документа
«РП внеуроной деятельности Моя первая экология»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»



УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №6

___________Ю.П. Анохин

«____» августа 2016 г.

ПРОВЕРЕНО

зам. директора по УВР

__________Е.П.Кучеренко

«____» августа 2016 г.


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

посоциальномунаправлению

на 2016-2017 учебный год





Название курса:«Моя первая экология»

Класс: 2- в

Учитель: ФаткуллинаРезидаМинегадиевна

первая квалификационная категория











г.Радужный



ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы Н.Н.Кондратьевой «Мы». Программа экологического образования детей. Санкт – Петербург «Детство – Пресс»,2009г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая эколо­гия» предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально ориентированной, массовой.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Новизна программы состоит в том, что в содержание включены вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Практическая значимость

Занятия помогут решать задачи интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион

Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках окружающего мира. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы.

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития ин­теллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в про­цессе саморазвития, формирование экологической культуры.

Задачи программы:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

  • формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни;

  • развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам;

  • развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

  • развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

С целью расширения знаний о мире профессий и формированию интереса к познанию и миру труда, развития творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями на занятиях ведется работа по профориентации учащихся.

Отличительные особенности рабочей программы

Программа включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой программы является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована данная рабочая программа

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов, организации практической деятельности. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.

Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Преемственность курса

Программа внеурочной деятельности «Моя первая эколо­гия» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Тип программы: комплексная образовательная программа

Место в учебном плане

Программа рассчитана во 2 классе на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35 – 40 мин.

Возраст детей: 8 лет, учащиеся начальных классов. Набор обучающихся для реализации программы – свободный, по желанию.


Сроки реализации программы – 1 год.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.

Формы занятий детей разнообразны: индивидуальная, групповая.

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.


Учебно-тематический план


№ п/п

№ п/п


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Введение (1 час)

1


1

1

Вводное занятие: Что такое Экология?


1


Мой дом за окном (6ч)

4

2

2

1

Мой дом

1


3

2

Дом, где мы живем

1


4

3

Практическое занятие «Уборка школьного двора»


1

5

4

Деревья твоего двора

1


6

5

Птицы нашего двора

1


7

6

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»


1

Я и мое окружение (9ч)

5,5

3,5

8

1

Моя семья

1


9

2

Соседи-жильцы

1


10

3

Мой класс

1


11

4

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»


1

12

5

Дом моей мечты

0,5

0,5

13

6

Планета - дом всего человечества

1


14

7

Комнатные растения в квартире, в классе

1


15

8

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»


1

16

9

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»


1

Гигиена моего дома (7ч)

3,5

3,5

17

1

Гигиена класса

1


18

2

Практическое занятие «Гигиена класса»


1

19

3

Бытовые приборы в квартире

1


20

4

Экологический дом


1

21

5

Наша одежда и обувь

1


22

6

Русская народная одежда

0,5

0,5

23

7

Практическое занятие «Русская национальная одежда»


1

Вода - источник жизни (4ч)

3

1

24

1

Вода в моем доме и в природе

1


25

2

Удивительные свойства воды

1


26

3

Вода в жизни растений и животных.

1


27

4

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.


1

Солнце и свет в нашей жизни (5ч)

2

3

28

1

Солнце, Луна, звезды – источники света

1


29

2

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1


30

3

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света


1

31

4

«Размеще­ние комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света».


1

32

5

«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».


1

Воздух и здоровье (2ч)

1

1

33

1

Воздух и здоровье человека

1


34

2

Практическое занятие «Уборка в классе»


1

Итого:34ч

20

14



СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение (1ч)

Вводное занятие: Что такое Экология? Правила поведения при проведении практических работ. Эко­логия - наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными), связи между природой и человеком.


Мой дом за окном (6ч)

Занятие 1: Мой дом. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.

Занятие 2: Дом, где мы живем. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и по­рядка в своем доме.

Занятие 3:

Практическое занятие «Уборка школьного двора». Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Отчет о выполне­нии задания.

Занятие 4: Деревья твоего двора. Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Занятие 5: Птицы нашего двора. Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Занятие 6:

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Вывешивание кормушек


Я и моё окружение (9ч)

Занятие 1:Моя семья. Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по веде­нию общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Занятие 2: Соседи-жильцы. Доброжелательные отношения с ни­ми. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаи­мопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Занятие 3:Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предна­значена мебель, растения? Что необ­ходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу.

Занятие 4:

Практическое занятие «Создаём уют в классной комнате и игровой ком­нате».

Занятие 5: Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Занятие 6: Планета - дом всего человечества. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.

Занятие 7: Комнатные растения в квартире, в классе. Эстетическое и ги­гиеническое значение комнатных растений, условия со­держания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспо­собленности к условиям существо­вания. Знакомство с комнатными растения­ми класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями

Занятие 8:

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Пересадка комнатных растений. Фор­мовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по ухо­ду за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Занятие 9:

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». Подготовка семян к посеву. Подго­товка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на сре­занных веточках осины, берёзы.


Гигиена моего дома (7ч)

Занятие 1:Гигиена класса. Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигие­на жилища. Режим проветривания класса. Влаж­ная уборка. Дежурство. Уход за ком­натными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними живот­ными.

Занятие 2:

Практическое занятие. «Гигиена класса». Необходимость в со­блюдении правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по дежурству в классе, выпол­нение работы, отчет групп о проде­ланной работе.

Занятие 3:Бытовые приборы в квартире. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влаж­ность воздуха в квартире, на жизне­деятельность человека. Правила об­ращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользу­ется, правила безопасности при их эксплуатации.

Занятие 4:

Практическое занятие «Экологический дом». Составление памятки для ремонта (использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Занятие 5: Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ги­гиенические требования, условия содержания, уход.

Занятие 6:Русская народная одежда. История появления одежды. Знаком­ство с элементами русской народной одеждой.

Занятие 7:

Практическое занятие «Русская национальная одежда». Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пугови­цу, вычистить щеткой верхнюю одежду?


Вода - источник жизни (4ч)

Занятие 1: Вода в моем доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Занятие 2:Удивительные свойства воды. Аквариум - модель природной экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы.

Занятие 3: Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Занятие 4:

Практическое занятие «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.


Солнце и свет в нашей жизни (5ч)

Занятие 1: Солнце, Луна, звезды – источники света. Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Занятие 2: Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Влияние тепла и света на комнатные растения.

Занятие 3:

Практическое занятие «Размеще­ние комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света». Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых ком­натных растений.

Занятие 4:

Практическое занятие «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 5:

Практическое занятие «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».


Воздух и здоровье(2ч)

Занятие 1:Воздух и здоровье человека. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Занятие 2:

Практическое занятие «Уборка в классе» Влажная уборка класса. Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.




Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы во 2 классе:

Личностными результатами освоения программы являются:

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания не­обходимости сохранения окружающей среды;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

  • самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

  • мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).


Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • умение структурировать знания;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации.


Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;

  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).


Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;

  • умение договариваться, находить общее решение.


Предметными результатами являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере: сформированность пред­ставлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важ­нейшем элементе культурного опыта человечества;

  • в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освое­ние базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование эле­ментарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в при­родной и социоприродной среде;

  • в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями ком­натными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

  • в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

  • в сфере физической культуры: знание элементарных представле­ний о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды


Формы контроля и оценки планируемых результатов

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки.


Предполагаемая результативность курса

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.


Отслеживание результатов усвоения программы будет проходить в три этапа: начальная

рефлексия, промежуточная рефлексия, рефлексия по итогам года. Формы проведения: практическая и самостоятельная работа. Оценка результата усвоения программы будет оцениваться по 3-х уровневой системе:

0 баллов – навык не сформирован

1 балл – навык сформирован частично

2 балла – навык сформирован полностью




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Содержание учебного материала

Планируемые результаты обучения

Дата проведения занятия

планируе

мая

фактичес

кая

Введение (1ч).


1.

1

Вводное занятие: Что такое Экология?

Правила поведения при проведении практических работ. Эко­логия - наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными), связи между природой и человеком.

Профессия эколог.

-знать что такое экология,

и как человек

принимает участие в восстановлении богатств природы.





02.09



Мой дом за окном (6ч)

2.

1

Мой дом

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.


- знать основы экологической культуры;

-планировать свою деятельность;

-составлять описание (собственного дома);

- сравнивать городские и сельские дома.


09.09


3

2

Дом, где мы живем

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и по­рядка в своем доме.


-понимать значение дома в жизни человека;

-знать правила гигиены жилища;

-иметь представление о значении чистоты и порядка в помещении, о вреде пыли и грязи.



16.09


4

3

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Отчет о выполне­нии задания.



- усвоить понятия: гигиена, инструкция;

- совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности.

23.09


5

4

Деревья твоего двора

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?


- понимать значение зелёных насаждений для домов, улиц, пришкольного участка;

-уметьучаствовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения.

30.09


6

5

Птицы нашего двора


Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

- иметь представления о жизни птиц (из отряда воробьинообразных: воробей, ворона; голубиных: голубь) в условиях города , о приспособленности, особенностях их поведения, значении птиц в жизни человека, помощи птицам в трудное времена.

07.10


7

6

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»

Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Вывешивание кормушек.



- уметь находить, перерабатывать информацию о зимующих птицах, о видах кормушек для птиц;

-совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности.

14.10


Я и мое окружение (9ч)

8

1

Моя семья

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по веде­нию общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».


- активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь.



21.10


9

2

Соседи-жильцы

Доброжелательные отношения с соседями. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаи­мопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.


-уметь жить в мире, правильно общаться, уважать культурные и национальные особенности других людей.

28.10


10

3

Мой класс

Свет, тепло, уют. Для чего предна­значена мебель, растения? Что необ­ходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу.


-совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности.



11.11


11

4

Практическая занятие «Создаём уют в классной комнате»


Свет, тепло, уют. Для чего предна­значена мебель, растения? Что необ­ходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу.


18.11


12

5

Дом моей мечты

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

- иметь представление о нравственно-этических нормах и традициях семейного уклада,о составляющих семейного очага, дома, как основы любой семьи.


25.11


13

6

Планета - дом всего человечества

Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.


- расширять круг знаний в области экологии;

- формировать ответственное отношение к охране окружающей природы; прививать любовь к природе.




14

7

Комнатные растения в квартире, в классе

Эстетическое и ги­гиеническое значение комнатных растений, условия со­держания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспо­собленности к условиям существо­вания. Знакомство с комнатными растения­ми класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями


-расширить представление о комнатных растениях и их значении в жизни человека; -познакомиться с правилами ухода за комнатными растениями;

-составлять описание природных объектов на основе предложен­ного алгоритма;

-понимать значение изучения окружающей природной среды для её сохранения.



15

8

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

Пересадка комнатных растений. Фор­мовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по ухо­ду за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.


-совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности;

-вести наблюдения после проведённых работ.



16

9

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

Подготовка семян к посеву. Подго­товка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на сре­занных веточках осины, берёзы.


-совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности;

-вести наблюдения после проведённых работ.

22.12


Гигиена моего дома (7ч)

17

1

Гигиена класса

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигие­на жилища. Режим проветривания класса. Влаж­ная уборка. Дежурство. Уход за ком­натными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними живот­ными.

-знать правила гигиены жилища;

-иметь представление о значении чистоты и порядка в помещении, о вреде пыли и грязи;

- освоить способы ухода за растениями;

- выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с домашними животными.

12.01


18

2

Практическое занятие «Гигиена класса»


Необходимость в со­блюдении правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по дежурству в классе, выпол­нение работы, отчет групп о проде­ланной работе.


-совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности; работать в группах.

-вести наблюдения после проведённых работ.

19.01


19

3

Бытовые приборы в квартире

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влаж­ность воздуха в квартире, на жизне­деятельность человека. Правила об­ращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользу­ется, правила безопасности при их эксплуатации.

- знать правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами;

-закрепить умение находить выход из опасных ситуаций и как их можно избежать;

- высказывать своё суждение.


26.01


20

4

Практическое занятие «Экологический дом»

Составление памятки для ремонта (использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.


-уметь распределять обязанности; работать в группах.


02.02


21

5

Наша одежда и обувь



Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ги­гиенические требования, условия содержания, уход.


-работать со справочной литературой;

- участвовать в коллективной беседе;

-одеваться соответственно гигиеническим требованиям.


09.02


22

6

Русская народная одежда


История появления одежды. Знаком­ство с элементами русской народной одеждой.

-находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину.

-уметь разгадывать загадки, кроссворды.


16.02


23

7

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пугови­цу, вычистить щеткой верхнююодежду?

-совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности, работать в группах.



02.03


Вода - источник жизни (4ч)


24

1

Вода в моем доме и в природе

Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?


-работать со справочной литературой;

- участвовать в коллективной беседе о значении воды, бережном отношении к ней.

09.03


25

2

Удивительные свойства воды

Аквариум - модель природной экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы.


- различать изученные растения и животные, подлежащих охране;

- составлять описание природных объектов на основе предложен­ного алгоритма.умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.



16.03


26

3

Вода в жизни растений и животных


Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

- проводить наблюдения за природными объектами;
-составлять описания объекта изучения;

- выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пласти­ческих форм.

23.03


27

4

Практическое занятие«Вода и здоровье человека. Личная гигиена»

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяетсяиз организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.


- высказывать своё суждение;

-вести наблюдения;

-уметь работать в группе, - учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту,


06.04


Солнце и свет в нашей жизни (5ч)


28

1

Солнце, Луна, звезды – источники света

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.


-составлять описание природных объектов на основе предложен­ного алгоритма;

--понимать значение изучения окружающей природной среды для её сохранения.

13.04


29

2

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

Влияние тепла и света на комнатные растения.


- уметь ухаживать за комнатными растениями и определять их место по отношению к свету;

-выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пласти­ческих форм.

20.04


30

3

Практическое занятие «Размеще­ние комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света»

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых ком­натных растений.


- знать основы экологической культуры;

-планировать свою деятельность;

-вести наблюдения после проведённых работ.


27.04


31

4

Практическое занятие «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений»

Подготовка почвы к посеву комнатных растений.Инструктаж по технике безопасности.


-совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности; работать в группах.

-вести наблюдения после проведённых работ.









04.05


32

5

Практическое занятие «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений»


11.05


Воздух и здоровье (2ч)



33

1

Воздух и здоровье человека



Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

-знать: что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим

-познакомиться со способами борьбы с пылью;

-разработать рекомендации по улучшению санитарно-гигиенических норм.







18.05


34

2

Практическое занятие «Уборка в классе»


Влажная уборка класса. Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.

-совершенствовать навык культуры труда;

-уметь распределять обязанности; работать в группах.


25.05



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Литература:

1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.

3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.