Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
УТВЕРЖДАЮ |
директор МБОУ СОШ №6 |
___________Ю.П. Анохин |
«____» августа 2016 г. |
ПРОВЕРЕНО |
зам. директора по УВР |
__________Е.П.Кучеренко |
«____» августа 2016 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
посоциальномунаправлению
на 2016-2017 учебный год
Название курса:«Моя первая экология»
Класс: 2- в
Учитель: ФаткуллинаРезидаМинегадиевна
первая квалификационная категория
г.Радужный
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы Н.Н.Кондратьевой «Мы». Программа экологического образования детей. Санкт – Петербург «Детство – Пресс»,2009г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
По содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – индивидуально ориентированной, массовой.
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Новизна программы состоит в том, что в содержание включены вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Практическая значимость
Занятия помогут решать задачи интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках окружающего мира. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
С целью расширения знаний о мире профессий и формированию интереса к познанию и миру труда, развития творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями на занятиях ведется работа по профориентации учащихся.
Отличительные особенности рабочей программы
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована данная рабочая программа
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов, организации практической деятельности. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Преемственность курса
Программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Тип программы: комплексная образовательная программа
Место в учебном плане
Программа рассчитана во 2 классе на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35 – 40 мин.
Возраст детей: 8 лет, учащиеся начальных классов. Набор обучающихся для реализации программы – свободный, по желанию.
Сроки реализации программы – 1 год.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Формы занятий детей разнообразны: индивидуальная, групповая.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Учебно-тематический план
№ п/п | № п/п | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика |
Введение (1 час) | 1 | |
1 | 1 | Вводное занятие: Что такое Экология? | 1 | |
Мой дом за окном (6ч) | 4 | 2 |
2 | 1 | Мой дом | 1 | |
3 | 2 | Дом, где мы живем | 1 | |
4 | 3 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | | 1 |
5 | 4 | Деревья твоего двора | 1 | |
6 | 5 | Птицы нашего двора | 1 | |
7 | 6 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | | 1 |
Я и мое окружение (9ч) | 5,5 | 3,5 |
8 | 1 | Моя семья | 1 | |
9 | 2 | Соседи-жильцы | 1 | |
10 | 3 | Мой класс | 1 | |
11 | 4 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | | 1 |
12 | 5 | Дом моей мечты | 0,5 | 0,5 |
13 | 6 | Планета - дом всего человечества | 1 | |
14 | 7 | Комнатные растения в квартире, в классе | 1 | |
15 | 8 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | | 1 |
16 | 9 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | | 1 |
Гигиена моего дома (7ч) | 3,5 | 3,5 |
17 | 1 | Гигиена класса | 1 | |
18 | 2 | Практическое занятие «Гигиена класса» | | 1 |
19 | 3 | Бытовые приборы в квартире | 1 | |
20 | 4 | Экологический дом | | 1 |
21 | 5 | Наша одежда и обувь | 1 | |
22 | 6 | Русская народная одежда | 0,5 | 0,5 |
23 | 7 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | | 1 |
Вода - источник жизни (4ч) | 3 | 1 |
24 | 1 | Вода в моем доме и в природе | 1 | |
25 | 2 | Удивительные свойства воды | 1 | |
26 | 3 | Вода в жизни растений и животных. | 1 | |
27 | 4 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | | 1 |
Солнце и свет в нашей жизни (5ч) | 2 | 3 |
28 | 1 | Солнце, Луна, звезды – источники света | 1 | |
29 | 2 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | |
30 | 3 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | | 1 |
31 | 4 | «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света». | | 1 |
32 | 5 | «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». | | 1 |
Воздух и здоровье (2ч) | 1 | 1 |
33 | 1 | Воздух и здоровье человека | 1 | |
34 | 2 | Практическое занятие «Уборка в классе» | | 1 |
Итого:34ч | 20 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение (1ч)
Вводное занятие: Что такое Экология? Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.
Мой дом за окном (6ч)
Занятие 1: Мой дом. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.
Занятие 2: Дом, где мы живем. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Занятие 3:
Практическое занятие «Уборка школьного двора». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Занятие 4: Деревья твоего двора. Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Занятие 5: Птицы нашего двора. Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Занятие 6:
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Я и моё окружение (9ч)
Занятие 1:Моя семья. Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Занятие 2: Соседи-жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Занятие 3:Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу.
Занятие 4:
Практическое занятие «Создаём уют в классной комнате и игровой комнате».
Занятие 5: Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Занятие 6: Планета - дом всего человечества. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.
Занятие 7: Комнатные растения в квартире, в классе. Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями
Занятие 8:
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Занятие 9:
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках осины, берёзы.
Гигиена моего дома (7ч)
Занятие 1:Гигиена класса. Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными.
Занятие 2:
Практическое занятие. «Гигиена класса». Необходимость в соблюдении правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по дежурству в классе, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.
Занятие 3:Бытовые приборы в квартире. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.
Занятие 4:
Практическое занятие «Экологический дом». Составление памятки для ремонта (использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Занятие 5: Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания, уход.
Занятие 6:Русская народная одежда. История появления одежды. Знакомство с элементами русской народной одеждой.
Занятие 7:
Практическое занятие «Русская национальная одежда». Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?
Вода - источник жизни (4ч)
Занятие 1: Вода в моем доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Занятие 2:Удивительные свойства воды. Аквариум - модель природной экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы.
Занятие 3: Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Занятие 4:
Практическое занятие «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.
Солнце и свет в нашей жизни (5ч)
Занятие 1: Солнце, Луна, звезды – источники света. Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.
Занятие 2: Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Влияние тепла и света на комнатные растения.
Занятие 3:
Практическое занятие «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света». Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Занятие 4:
Практическое занятие «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 5:
Практическое занятие «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».
Воздух и здоровье(2ч)
Занятие 1:Воздух и здоровье человека. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Занятие 2:
Практическое занятие «Уборка в классе» Влажная уборка класса. Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы во 2 классе:
Личностными результатами освоения программы являются:
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Познавательные УУД:
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
умение структурировать знания;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
Коммуникативные УУД:
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение договариваться, находить общее решение.
Предметными результатами являются:
в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды
Формы контроля и оценки планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки.
Предполагаемая результативность курса
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Отслеживание результатов усвоения программы будет проходить в три этапа: начальная
рефлексия, промежуточная рефлексия, рефлексия по итогам года. Формы проведения: практическая и самостоятельная работа. Оценка результата усвоения программы будет оцениваться по 3-х уровневой системе:
0 баллов – навык не сформирован
1 балл – навык сформирован частично
2 балла – навык сформирован полностью
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Дата проведения занятия |
планируе мая | фактичес кая |
Введение (1ч). |
1. | 1 | Вводное занятие: Что такое Экология? | Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком. Профессия эколог. | -знать что такое экология, и как человек принимает участие в восстановлении богатств природы. | | 02.09 | |
Мой дом за окном (6ч) |
2. | 1 | Мой дом | Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. | - знать основы экологической культуры; -планировать свою деятельность; -составлять описание (собственного дома); - сравнивать городские и сельские дома. | 09.09 | |
3 | 2 | Дом, где мы живем | Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме. | -понимать значение дома в жизни человека; -знать правила гигиены жилища; -иметь представление о значении чистоты и порядка в помещении, о вреде пыли и грязи. | 16.09 | |
4 | 3 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания. | - усвоить понятия: гигиена, инструкция; - совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности. | 23.09 | |
5 | 4 | Деревья твоего двора | Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев? | - понимать значение зелёных насаждений для домов, улиц, пришкольного участка; -уметьучаствовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения. | 30.09 | |
6 | 5 | Птицы нашего двора | Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. | - иметь представления о жизни птиц (из отряда воробьинообразных: воробей, ворона; голубиных: голубь) в условиях города , о приспособленности, особенностях их поведения, значении птиц в жизни человека, помощи птицам в трудное времена. | 07.10 | |
7 | 6 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек. | - уметь находить, перерабатывать информацию о зимующих птицах, о видах кормушек для птиц; -совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности. | 14.10 | |
Я и мое окружение (9ч) |
8 | 1 | Моя семья | Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». | - активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье; - совершенствовать диалогическую и монологическую речь. | 21.10 | |
9 | 2 | Соседи-жильцы | Доброжелательные отношения с соседями. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. | -уметь жить в мире, правильно общаться, уважать культурные и национальные особенности других людей. | 28.10 | |
10 | 3 | Мой класс | Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу. | -совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности. | 11.11 | |
11 | 4 | Практическая занятие «Создаём уют в классной комнате» | Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате? Дежурство по классу. | 18.11 | |
12 | 5 | Дом моей мечты | Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? | - иметь представление о нравственно-этических нормах и традициях семейного уклада,о составляющих семейного очага, дома, как основы любой семьи. | 25.11 | |
13 | 6 | Планета - дом всего человечества | Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля. | - расширять круг знаний в области экологии; - формировать ответственное отношение к охране окружающей природы; прививать любовь к природе. | | |
14 | 7 | Комнатные растения в квартире, в классе | Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями | -расширить представление о комнатных растениях и их значении в жизни человека; -познакомиться с правилами ухода за комнатными растениями; -составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; -понимать значение изучения окружающей природной среды для её сохранения. | | |
15 | 8 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. | -совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности; -вести наблюдения после проведённых работ. | | |
16 | 9 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках осины, берёзы. | -совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности; -вести наблюдения после проведённых работ. | 22.12 | |
Гигиена моего дома (7ч) |
17 | 1 | Гигиена класса | Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными. | -знать правила гигиены жилища; -иметь представление о значении чистоты и порядка в помещении, о вреде пыли и грязи; - освоить способы ухода за растениями; - выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с домашними животными. | 12.01 | |
18 | 2 | Практическое занятие «Гигиена класса» | Необходимость в соблюдении правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по дежурству в классе, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. | -совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности; работать в группах. -вести наблюдения после проведённых работ. | 19.01 | |
19 | 3 | Бытовые приборы в квартире | Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации. | - знать правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами; -закрепить умение находить выход из опасных ситуаций и как их можно избежать; - высказывать своё суждение. | 26.01 | |
20 | 4 | Практическое занятие «Экологический дом» | Составление памятки для ремонта (использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. | -уметь распределять обязанности; работать в группах. | 02.02 | |
21 | 5 | Наша одежда и обувь | Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания, уход. | -работать со справочной литературой; - участвовать в коллективной беседе; -одеваться соответственно гигиеническим требованиям. | 09.02 | |
22 | 6 | Русская народная одежда | История появления одежды. Знакомство с элементами русской народной одеждой. | -находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. -уметь разгадывать загадки, кроссворды. | 16.02 | |
23 | 7 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнююодежду? | -совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности, работать в группах. | 02.03 | |
Вода - источник жизни (4ч) |
24 | 1 | Вода в моем доме и в природе | Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? | -работать со справочной литературой; - участвовать в коллективной беседе о значении воды, бережном отношении к ней. | 09.03 | |
25 | 2 | Удивительные свойства воды | Аквариум - модель природной экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы. | - различать изученные растения и животные, подлежащих охране; - составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма.умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде. | 16.03 | |
26 | 3 | Вода в жизни растений и животных | Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? | - проводить наблюдения за природными объектами; -составлять описания объекта изучения; - выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм. | 23.03 | |
27 | 4 | Практическое занятие«Вода и здоровье человека. Личная гигиена» | Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяетсяиз организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды. | - высказывать своё суждение; -вести наблюдения; -уметь работать в группе, - учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, | 06.04 | |
Солнце и свет в нашей жизни (5ч) |
28 | 1 | Солнце, Луна, звезды – источники света | Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток. | -составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; --понимать значение изучения окружающей природной среды для её сохранения. | 13.04 | |
29 | 2 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | Влияние тепла и света на комнатные растения. | - уметь ухаживать за комнатными растениями и определять их место по отношению к свету; -выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм. | 20.04 | |
30 | 3 | Практическое занятие «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света» | Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. | - знать основы экологической культуры; -планировать свою деятельность; -вести наблюдения после проведённых работ. | 27.04 | |
31 | 4 | Практическое занятие «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» | Подготовка почвы к посеву комнатных растений.Инструктаж по технике безопасности. | -совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности; работать в группах. -вести наблюдения после проведённых работ. | 04.05 | |
32 | 5 | Практическое занятие «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений» | 11.05 | |
Воздух и здоровье (2ч) |
33 | 1 | Воздух и здоровье человека | Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. | -знать: что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим -познакомиться со способами борьбы с пылью; -разработать рекомендации по улучшению санитарно-гигиенических норм. | 18.05 | |
34 | 2 | Практическое занятие «Уборка в классе» | Влажная уборка класса. Проветривание. Инструктаж по технике безопасности. | -совершенствовать навык культуры труда; -уметь распределять обязанности; работать в группах. | 25.05 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Литература:
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.