РР Обучающее сочинение по картине
С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Цель деятельности учителя: повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана, воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи.
Тип урока: урок развития речи
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Вы сегодня работаете в группах, значит, все будете выполнять дружно, сообща.
2.Актуализация и пробное учебное действие
- Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-описания. Откройте в учебнике картинную галерею и найдите репродукцию художника Тутунова «Зима пришла. Детство». Нам тоже предстоит изобразить зиму. Как? (ученики самостоятельно ставят цели «описать картину, изобразить при помощи слов, предложений…»).
3.Выявление места и причины затруднения
- Какие картины вы видите перед собой? (о зиме)
- Как вы думаете о чем будет наше сочинение?
На доске записываю тему: сочинение по картине С. Тутунова «Зима пришла. Детство»
- Каким по типу речи должно быть сочинение? (описание).
- Ребята, я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую. Почему наш урок - мастерская? (Будем чему-то учиться, что-то смастерим, сотворим)
- Девиз: «Мы – творцы слова!» (Записан на доске)
- На уроке мы запишем опорные слова, поработаем над орфографией некоторых слов, познакомимся с синонимическими рядами.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
1) Звучит пьеса из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Зима»
2) Дикторское чтение:
* * *
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
… В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…
И. Никитин
***
Первый снег
Первый снег обнимает траву,
Ветер, словно из сказочных тем.
А я счастлив и радостен тем,
Что смеюсь и живу наяву.
Разлохматил прически берез
Ветер буйный.
Доносится смех.
И уже не из сказок и грез,
Выпал первый искрящийся снег.
Николай Селезнёв
3) Беседа.
- О каком времени года идет речь?
- Назовите зимние месяцы.
- Какие цвета зимы отметили поэты? (белый, искрящийся, разноцветный)
- Объясните значение этих слов.
- Какой вы видите зиму, читая строки поэтов?
- Мы увидели, как поэты «раскрасили» зиму с помощью слов, и попали под обаяние этого времени года. А теперь рассмотрим репродукцию художника, обратим внимание на краски и почувствуем переданное им настроение.
5.Творческая практическая деятельность реализации построенного проекта
Блок «Творческая мастерская». «Подмастерья»
- Сейчас вы в нашей творческой мастерской будете работать в качестве подмастерьев. Кто такие подмастерья? (Ученики, помощники мастера).
а) Опишите мальчика. В чём он одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён? А у мальчика какое настроение? О чём он думает? Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство?
б) Представьте, что он видел вчера во дворе?
в) А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?
Физкультминутка
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь, покружитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
6.Первичное закрепление с комментированием
- Итак, заголовок мы выбрали. Но ваше сочинение должно заинтересовать и содержанием. Старайтесь избегать ошибок и сделать сочинение ярким, образным, красивым.
1) Работа с текстом (у каждого на парте)
Памятка к сочинению по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».
Вступление.(1-2 предложения)
(Я смотрю на картину… . Передо мной картина художника…. . На картине…. . ….(свой вариант)
- Почему художник дал картине такое название? Художник Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге изобразил на картине.
Основная часть. - Описание картины
Мальчик | двор | | снег |
Проснулся, подошёл к окну; застыл на месте от неожиданности; стоит как заколдованный (заворожённый); не может пошевелиться; не может глаз оторвать Опишите мальчика. В чём одет? Почему? Как стоит? Куда смотрит? Как смотрит? Чему удивлён он?( выпал первый снег) А у мальчика какое настроение? О чём он думает? | Вчера: -Представьте, что он видел вчера во дворе? Унылая картина; всё тёмное, мрачное; грязь; сырая, тёмная земля; голые деревья; последние листочки на деревьях не радовали взгляд | Сегодня: - А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна? Необычайно светло; очень яркий свет; больно глазам; двор весь белый, чистый; как в сказке; чудесное превращение из грязного в белоснежное, нарядное | запорошил как лебяжий пух; порхает, кружится, тихо танцует; пушистый, как вата; повис клоками на заборе |
Чувства: Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? | изумление, волнение, интерес, | очарование, восхищение | восторг, радость, удивление |
3. Заключение, концовка. (1-2 предложения) – (Мне нравится …. . Мне радостно смотреть… .
Картина вызывает у меня … . Смотрю на картину и ….. . После знакомства с этой картиной… .
2) Работа по группам
- Мы знаем, что одна из речевых ошибок – это повтор слов. Задания.
1. группа. Найдите речевые ошибки и исправьте их.
1. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.
2.Небо стало яснее ясного.
3. День-деньской шёл снег.
4.Утренний рассвет разбудил мальчика.
2 группа. Подберите слова – определения, характеризующие, снег, деревья, лес, солнце. Запишите в тетрадях.
День – теплый, солнечный, ясный.
Снег – рыхлый, подтаявший, зернистый.
Деревья – мощные, стройные, тонкие, молодые.
Лес – плотный, побагровевший.
Небо – чистое, голубое, высокое, лазурное.
Солнце – теплое, яркое, ласковое.
3 группа. Орфографическая разминка.
П..жама, праз..ничным, пр..ображая, за одну ноч.., искрит..ся, т..шина, загадоч…ность, от..енки., сн..жинок, п..заж,м..чтательность,уд..вительный.
4 группа. Подберите синонимы к словам.
Художник – живописец, пейзажист.
Картина – холст, полотно, произведение.
Изобразить – показать, нарисовать, передать, запечатлеть.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Удивляет – поражает, изумляет
- Молодцы, ребята! Сколько прекрасных слов и выражений собрали вы сегодня! - Наполнили свои копилки, которые вам пригодятся для написания мини-сочинения.
- Вспомните, как называются художественные определения? (Эпитеты)
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо. Три – наверх, четыре – вниз, А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. | |
Листопад, листопад | посмотреть вверх |
Осыпается наш сад. | посмотреть вниз |
Листья жёлтые летят | круговые движения глазами |
Под ногами шелестят. | поморгать глазами |
3) Работа над планом
- Что нужно сделать, чтобы сочинение получилось последовательным? (Составить план)
(Схема плана на доске.)
I. Вступление
II. Основная часть
1.
2.
3.
III. Заключение
- Сколько частей включает в себя любое сочинение? (Три)
- Какие? (Вступление, основная часть, заключение)
- В какой части мы напишем о детских воспоминаниях художника? (Во вступлении)
- В какой части опишем мальчика, двор, снег? (В основной)
- А ваше отношении к данной картине (в заключении)
7. Самостоятельная работа
- Заключительный этап нашей мастерской называется «Мастера».
- Вот теперь вы из подмастерьев выросли в настоящих мастеров.
- Вам не нужна моя помощь, мы на равных.
- Сейчас вы на черновиках напишете вторую часть сочинения и должны применить знания, полученные на уроке.
8. Написание сочинения
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Заключительная беседа по вопросам.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?
- Вы справитесь самостоятельно с описанием картины?
3