Тема: «Добрый, честный, справедливый»
Здравствуйте, уважаемые родители, наша встреча пройдет в форме обучающего интерактива, я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Напоминаю, меня зовут Марина Михайловна.
Обращаю ваше внимание на документы, которые регламентируют мою деятельность учителя и наше взаимоотношения с вами: это «конвенция о правах ребенка», «ФГОС НОО», « Семейный кодекс».
Для того, чтобы узнать тему нашего мероприятия, послушайте высказывание древнего мыслителя и философа Китая Конфуция: “Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливо.”
Скажите,как вы понимаете это высказывание?
Как вы думаете какая тема нашего собрания?
Добрый,честный,справедливый.(Нравственное воспитание)
Перед нашим с вами мероприятием, дети прошли анкетирование на то,как бы они поступили в какой-то некоторой ситуации.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы,
в 2 балла - 3
единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Учитель знакомит родителей с результатами в ходе предварительно проведенного анкетирования.
Результаты анкетирования показывают, что большая часть детей не раскрыла бы свою доброту, честность и справедливость в некоторой ситуации.
Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным, духовно богатым человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. К сожалению, в современном мире телевидение, соцсети насаждают подрастающему поколению образ человека совсем не духовно-нравственного.
Этот вопрос актуален, поскольку не все наши дети могут понимать как необходимо поступать в некоторой ситуации,уметь отличать добро и зло, вследствии чего они могу ошибиться с тем, как правильно поступить. Ещё актуальность темы заключается в том, что духовно-нравственные качества не даются человеку с рождения, а он приобретает их в процессе жизни, поэтому задача родителей заключается в том, чтобы вложить в детей нравственные качества.
Цель:выявить причины отсутствия нравственности у детей и найти способы решения данной проблемы.
Понятие «нравственность» часто используют как синоним морали, этики или духовности. Между этими понятиями действительно много общего. Но тут есть нюанс: понимание того, что такое нравственность и духовность может быть разным даже у жителей соседних домов, например, в зависимости от религиозных предпочтений. Поэтому мы будем опираться на светское понимание нравственного воспитания детей, принятое в нашем обществе.
Сергей Иванович Ожегов даёт следующее определение нравственности «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.». Прием «Цветок - нравственность»
Предлагаю вам общими усилиями составить Цветок под названием «Нравственность».
У вас на столах лежат лепестки цветка и фломастеры.
Напишите на лепестках нравственные чувства, являющиеся мотивами человеческого поведения. Время выполнения – 1мин.
!!!Пока родители работают, учитель открывает флипчарт с листом, на котором есть серединка цветка со словом «Нравственность».
!!! После выполнения этого задания родители по очереди выходят к флипчарту, прикрепляют свой лепесток вокруг серединки цветка и озвучивают, что они написали.
-Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка.
Я хочу привести слова американского профессора Росса Кэмпбела:
…Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает любовь, но не начинает первым.
Если детей одаривают любовью, они возвращают её.
Если им ничего не дается, им нечего возвращать…
Сейчас мы с вами отправимся на рыбалку и узнаем, какие могут быть причины отсутствия формирования нравственных качеств.
Я предлагаю вам поработать в группах.Обозначить группы
Обсудите,запишите на листах какие причины отсутствия формирования нравственных качеств могут быть у детей.
Я услышала то,какие причины отсутствия формирования нравственных качеств могут быть.Предлагаю теперь посмотреть какой улов мы имее:
Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях;
Размытые нравственные ориентиры в обществе;
Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию;
Агрессивное влияние средств массовой информации;
Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, заменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.
Эти и другие факторы в комплексе оказывают негативное влияние на ход современного воспитательного процесса, порождая проблемы культурного и духовно – нравственного развития детей.Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
На рыбалке мы побыли.А теперь давайте вернемся на корабль.
На горизонте виднеется остров. На этом острове есть сундук с сокровищами в виде способов решения проблемы “Детская агрессия”.
Я предлагаю вам снова поработать в группах. Представьте,что ваша группа сидит в лодке,которая как можно быстрее хочет попасть на остров с сокровищами.
1. Личный пример Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение. Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей.
2. Положительное подкрепление Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. [1] Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора». Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь». Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.
Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния. Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.
3. Взаимодействие с эмоциями В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал». Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.
4. Книги и фильмы То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения в школе. Поэтому важно внимательно относиться к тому, чем увлечены ваши дети. Полезной традицией может стать совместный просмотр фильмов и чтение (причём читать можно даже с подростками). Это не только сблизит вас, но и даст возможность обсудить прочитанное, сделать акцент на тех качествах, которые вы хотите видеть в своих детях. Например: «Помнишь, в мультфильме Флип взял в магазине леденец без спроса и не заплатил? Как думаешь, почему он его взял? … И мне кажется, что он ему очень понравился. Как теперь Флипу исправить ситуацию? … Да, согласен, а в будущем он мог бы попросить маму или папу купить леденец».
5. Примеры других людей Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо. Поэтому чаще знакомьте детей с биографиями людей, чьи качества вам кажутся достойными, делайте акцент на этих качествах, обсуждайте их с ребёнком. Важно именно разговаривать со школьником, а не поучать или читать нотации.
6. Программа нравственного воспитания детей Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.
Курс изменения поведения 7Sps — это программа нравственного воспитания подростков. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.
Рефлексия:
-В завершении нашего интерактива я хотела бы получить обратную связь, насколько был вам полезен наш интерактив.
(На слайде: чемодан, мясорубка, мусорное ведро)
Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия. Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться своими детьми.
И в заключении хотелось бы вспомнить слова В.А Сухомлинского: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»
Рекомендации родителям по нравственному воспитанию детей
1) Будьте примером для своего ребенка.
2) Не требуйте того, что не можете сами.
3) Создавайте для ребёнка культурную среду, позаботьтесь о его окружении.
4) Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.
5) Воспитание-дело совести; образование-дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга.
6) Учатся у тех, кого любят.
7) Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца.
8) Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания.
9) Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
10) Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
11) Лаской почти всегда добьёшься больше, чем грубой силой.
5