Согласовано: Зам. директора по УВР __________________Г.Б. Бугакова «_____»________________20 г. | Утверждаю: Директор школы _____________И.Н.Пешкова «_____»_______________20 г. |
Рабочая программа по_____________________________________ (указать учебный предмет)
Уровень образования: начальное общее образование
Общее количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год
Программа разработана на основе:
Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
Рассмотрено:
Протокол заседания ШМО
от «____» ______ 20 года №_____
Руководитель ШМО
_______________ _______________
(подпись) (расшифровка)
РУЧНОЙ ТРУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
Цель программы обучения:
всесторонние развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи программы обучения:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовнонравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности;
Трудовое обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является главным этапом в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уроки ручного труда в начальных классах является первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовки обучающихся образовательной организации, реализующей адаптированные основные образовательные программы. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей обучающихся и формировании у них готовности к профессиональному обучению. На уроках труда обучающиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания обучающиеся овладевают общетрудовыми умениями и навыками, знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычка к разнообразным видам трудовой деятельности.
Уроки занимательного труда в начальных классах должны быть тесно связаны с уроками чтения, рисования, математики, развития речи.
Общая характеристика учебного предмета
Составленная программа будет реализована в условиях классно – урочной системы обучения с применением различных методов обучения (словесного, наглядного, практического, работы с книгой и техническими средствами обучения). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.
Новизна данной учебной программы заключается в ее научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровье сберегающих информационно – коммуникативных и игровых технологий.
.
Планирование коррекционной работы:
— коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании обще трудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
— повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
— компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);
— коррекция недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).
Место курса в учебном плане
На изучение предмета в 2 классе отводится следующее количество часов: на 34 часа (1 час в неделю)
Содержание курса
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приёмы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», 4 «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объёмные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историкокультурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объёмные изделия). Работа с сосновыми и еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объёмные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приёмы разметки:
- разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертёжных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
- разметка с опорой на чертёж. Понятие «чертёж». Линии чертежа. Чтение чертежа
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приёмы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное 5 вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приёмы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объёмная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приёмы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок)
Картонажно-переплётные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплёте. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечков, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приёмы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приёмы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приёма», «вышивка стежком «вперёд иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приёма». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнётся, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скручиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьёт из ткани. Инструменты и приспособления, используемые 6 при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитьё, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитьё. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманов и т. д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа с алюминиевой фольгой. Приёмы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (чёрные, цветные, лёгкие тяжёлые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнётся). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приёмы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание 7 вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвёртка). Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Содержание курса |
Тема | Количество часов |
Повторение пройденного | 1 |
Работа с глиной и пластилином | 8 |
Работа с природным материалом | 6 |
Работа с бумагой и картоном | 11 |
Работа с нитками | 4 |
Работа с тканью | 3 |
Работа с текстильными материалами | 1 |
ИТОГ | 34 |
Календарно-тематическое планирование |
№ урока | Тема урока | Нед. | Кол час. | Виды деятельности |
Повторение пройденного (1ч) |
1 | Повторение пройденного | 1 нед | 1ч | Названия общих правил поведения на уроках, используемых материалов, инструментов. Соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические навыки |
Работа с глиной и пластилином (2ч) |
2 | Лепка на плоскости прямоугольных геометрических тел | 2 нед | 1ч | Выделить существенные общие признаки Выполнять работу по образцу |
3 | Лепка из пластилина молотка | 3 нед | 1ч |
Работа с природными материалами (3ч) |
4 | Сбор природного материала. Экскурсия в природу | 4 нед | 1ч | Знать названия деревьев, осенних месяцев. Уметь различать листья деревьев, травы и цветы. Знать названия и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; |
5 | Изготовление игрушек из шишек | 5 нед | 1ч |
6 | Изготовление игрушек из скорлупы ореха | 6 нед | 1ч |
Работа с бумагой (2ч) |
7 | Изготовление аппликации из мятой бумаги | 7 нед | 1ч | Знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами |
8 | Складывание фигурок из бумаги | 8 нед | 1ч |
Работа с картоном (1ч) |
9 | Изготовление из картона пакета для хранения изделий | 9 нед | 1ч | Применение картона, сорта картона, свойства картона |
Работа с нитками (2ч) |
10 | Связывание ниток в пучок | 10 нед | 1ч | Знать правила пользования ножницами. Уметь риготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены |
11 | Пришивание пуговиц | 11 нед | 1ч |
Работа с глиной и пластилином (2ч) |
12 | Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы | 12 нед | 1ч | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами |
13 | Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы | 13 нед | 1ч |
Работа с природными материалами (1ч) |
14 | Аппликация из засушенных листьев | 14 нед | 1ч | Анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; |
Работа с бумагой и картоном (1ч) |
15 | Аппликация яблока из обрывной бумаги | 15 нед | 1ч | Соблюдать пропорции и размеры изделия Самостоятельность в выполнении учебных заданий |
Работа с нитками (1ч) |
16 | Изготовление фигурки из связанных пучков ниток | 16 нед | 1ч | Правила пользования ножницами. Приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены |
Работа с глиной и пластилином (1ч) |
17 | Лепка чайной посуды в форме шара | 17 нед | 1ч | Знать свойства различных природных материалов. Уметь сравнивать образец с натуральным объектом. Выполнять работу по инструкции |
Работа с бумагой и картоном (2ч) |
18 | Изготовление бумажного шара из кругов | 18 нед | 1ч | Уметь соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Озвучивать план работы, называя используемые материалы, инструменты |
19 | Изготовление шара из бумажных полос | 19 нед | 1ч |
Работа с глиной и пластилином (2ч) |
20 | Лепка из пластилина фигурки «медвежонок» | 20 нед | 1ч | Самостоятельность в выполнении учебных заданий |
21 | Лепка по образцу пластилина стилизованных фигур | 21 нед | 1ч |
Работа с природными материалами (2ч) |
22 | Фигурки птиц | 22 нед | 1ч | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами |
23 | Композиция из шишки и листьев «Пальма» | 23 нед | 1ч |
Работа с бумагой и картоном (3ч) |
24 | Изготовление аппликации утёнка, лягушки из геометрических фигур | 24 нед | 1ч | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами |
25 | Изготовление аппликации лисы, собаки из геометрических фигур | 25 нед | 1ч |
26 | Изготовление аппликации грузовика из геометрических фигур | 26 нед | 1ч |
Работа с тканью (3ч) |
24 | Раскрой деталей изделия из ткани | 24 нед | 1ч | Владение некоторыми технологическими приёмами ручной обработки материалов. Знать правила хранения игл. Знать свойства ниток. |
28 | Соединение деталей, выкроенных из ткани прямой строчкой | 28 нед | 1ч |
29 | Изготовление игольницы | 29 нед | 1ч |
Работа с бумагой и картоном (1ч) |
30 | Изготовление поздравительной открытки «Сказочный цветок» | 30 нед | 1ч | Уметь давать отчёт о последовательности изготовления изделия |
Работа с пластилином (1ч) |
31 | Лепка композиции к сказке «Колобок» | 31 нед | 1ч | Самостоятельность в выполнении учебных заданий |
Работа с бумагой и картоном (2ч) |
32 | Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок | 32 нед | 1ч | Самостоятельность в выполнении учебных заданий |
33 | Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход» | 33 нед | 1ч |
Работа с текстильными материалами (1ч) |
34 | Вышивание закладки из канвы прямой строчкой | 34 нед | 1ч | Знать правила хранения игл. Знать свойства ниток. Дать отчёт о последовательности изготовления изделия |
Планируемые результаты деятельности учащихся
Самостоятельная ориентировка в задании.
Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, игрушкой.
Самостоятельное составление плана работы над изделием.
Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно.
Умение придерживаться плана при выполнении изделий.
Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя.
Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе.
Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно.
Употребление в речи технической терминологии.
Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке.
Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.
Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий — короче, длинный — длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко — далеко
Список литературы
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва «Просвещение», 2017 год
2. Л. А. Кузнецова, Технология, Ручной труд, 2 класс, Москва «Просвещение», 2019 год
3. И. Г. Майорова, В. И. Романина…, Трудовое обучение в начальных классах, Москва «Просвещение» 1978 год