Просмотр содержимого документа
«Руководящий контроль при работе с детьми с РАС»
Руководящий контроль при работе с детьми с РАС. 7шагов установления сотрудничества с ребенком.
Автор: Гулова Гузель
- Роберт Шрамм (Robert Schramm) — первый сертифицированный поведенческий аналитик в Германии. Получил образование и опыт работы в США. Магистр в области специального образования Университета Калифорнии. Сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения и вербального поведения (BCBA: Board Certified Behavior Analyst), ABA-терапист (специалист в области прикладного анализа поведения). Является профессором Университета Ольденбурга (Германия). Работает с детьми с 1991 года, занимается аутизмом с 1997 года. С 2004 года предлагает семинары, консультации и образовательные услуги семьям детей с аутизмом, синдромом Аспергера и смежным проблемам в разных странах Европы.
В основе всего- человек!
- Ребенок с РАС является полноценной личностью со своим характером, предпочтениями, эмоциями, которые нужно уважать и ценить, поэтому мы сначала выстраиваем с ребенком сотрудничество, стараемся стать для него другом, чтобы он начал нам доверять и сам хотел выполняет наши требования. Люди с особыми потребностями- прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у других людей: жить в семье, учиться, дружить, ходить в кафе, играть на детской площадке. Основой для того, чтобы ребенок мог жить в обществе и быть счастливее, является установление руководящего контроля, в дальнейшем сотрудничество.
Руководящий контроль (сотрудничество)
- Руководящий контроль (сотрудничество)- это умение педагога или родителя управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования мотивации.
Семья шагов установления сотрудничества
Ребенок должен знать, что вы полностью контролируете все предметы, которые он хотел бы получить или с которыми он хотел бы поиграть, и только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.
Семь шагов установления сотрудничества
Докажите ребенку, что с вами интересно. Каждый эпизод общения должен приносить новый опыт в жизнь ребенка и быть ему в радость, чтобы в дальнейшем ребенок следовал вашим указаниям по своему желанию и хотел проводить с вами как можно больше времени.
Семь шагов установления сотрудничества
Покажите ребенку, что вам можно доверять. Говорите то, что сделаете, делайте то, что сказали. Не бросайте слова на ветер. Если вы даете ребенку инструкцию сделать что-либо, не предоставляйте доступа к подкреплению, пока он ее не выполнит. На этом этапе вы можете использовать подсказки, ели это необходимо для выполнения ребенком инструкции.
Семь шагов установления сотрудничества
Покажите ребенку, что выполнение ваших инструкций выгодно для него и является самым действенным способом получить то, что он хочет. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и подкрепляйте его решение участвовать- после каждого такого решения ребенок должен получать нечто приятное.
Семь шагов установления сотрудничества
Используйте метод подкрепления. На ранних этапах овладения учебным контролем используйте подкрепление каждый раз, как только получаете положительную реакцию на ваши инструкции. Постепенно переходите к использованию режимов подкрепления с переменной пропорцией.
Семь шагов установления сотрудничества
Покажите, что вы знаете приоритеты вашего ребенка так же хорошо, как и свои собственные.
Семь шагов установления сотрудничества
Покажите ребенку, что игнорирование вашей инструкции или выбор неприемлемого поведения не приведет к получению подкрепления. Если ребенок не выполнит требование или инструкцию, которую вы ему даете, то он не может получить доступа к тому, что он хочет, как бы сильно он этого не требовал.
Важные правила!
- Все игрушки поощрения находятся только под вашим контролем! Убираем все в контейнеры, высоко на полки и т.д, чтобы ребенку пришлось выполнять ваши требования!
- Перед тем как позвать ребенка заниматься и забрать игрушку, нужно обязательно предупредить ребенка (обратный отсчет 3-2-1)
- С вами должно быть весело и комфортно ребенку, это очень важно для сотрудничества с ним!
- Часто нежелательное поведение у ребенка бывает из-за того, что у него нет способа коммуникации, он не может сказать, что он хочет, что у него болит и т.д, поэтому, в первую очередь, ребенку надо вводить альтернативные системы коммуникации!