СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рус. 3 кл. Число глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рус. 3 кл. Число глаголов»

К уроку допущена _______ 2024 г.

Руководитель практики _______ (Харина Е. П.)





КОНСПЕКТ

Урока русского языка по теме:

«Число глаголов»,

проведённого в 3 классе

студенткой 31 НК группы

Скребцовой Лерой Сергеевной



Дата проведения: 05.03.2024.

Руководитель практики: Харина Е. П.

Оценка __________




Белгород 2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

«Число глаголов»

Класс

3

УМК

Школа России

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создание условий для формирования знаний учащихся о числе глаголов.

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания у учащихся о числе глаголов; учить учащихся определять число глаголов и изменять глаголы по числам при помощи практических заданий.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память с помощью выполнения упражнений, проверяющих умение изменять глаголы по числам; развивать умение определять число глагола; развивать умение анализировать и делать выводы на основе полученной информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам русского языка при выполнении практических заданий; воспитывать умение давать самооценку при выполнении самостоятельной работы; воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества с помощью парного задания.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умеют определять число глаголов.

Умеют изменять глаголы по числам.

Познавательные УУД: умеют воспринимать, осознавать и анализировать полученную информацию; умеют работать с учебником.

Регулятивные УУД: умеют ставить цели и задачи урока; умеют принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; умеют проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и позицию; учитывают мнения своих одноклассников, умеют работать в парах.

Продолжают формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Оборудование

Презентация, учебник В.П. Канакина «Русский язык» 3 класс ( 2 часть), карточки для самостоятельной и парной работы, карточки для рефлексии.

Методы и приемы

Словесный, практический, наглядный, самостоятельная/парная работа.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная работа.

Формы контроля

Самоконтроль, проверка по эталону.







































Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические примечания

1. Мотивация к учебной деятельности


(2 мин)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я предлагаю вам посмотреть на экран. На нём представлено высказывание древнегреческого поэта -драматурга Софокла.

(На экране пословица «Успех зависит от усилий».)


Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?


Действительно, для того, чтобы добиться успеха, нужно стараться, прикладывать усилия, иначе добиться желаемого не получится.


А для того, чтобы у нас сегодня все получилось, необходимо активно работать в течение урока. Я уверена, если мы будем прикладывать усилия, обязательно добьемся успеха!


Приветствуют учителя, - настраиваются на урок .



Выдвигают мнения:




-Если мы не будем стараться, то не добьёмся цели.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии


(3-7 мин.)

Ребята, предлагаю начать наш урок с минутки чистописания. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату (5 марта) и классная работа.

Обратите внимание на написание удвоенной согласной в корне слова «классная», подчеркните эту орфограмму.

Чтобы узнать, какую буквы мы пропишем, отгадайте загадку:

«Петя любит песни петь.

Любит дверью поскрипеть.

Любит ездить он в купе

И слова на букву ...»

Верно, пропишите заглавную и строчную букву «Пп» с новой строчки и до конца. При письме следите за правильным наклоном тетради и осанкой.

Сейчас выполним с вами небольшую словарную работу.

Запишите к себе в тетрадь слова со слайда и вставьте недостающие буквы вместо пропуска, так же подчеркните их и поставить ударение в словах:

Вет…р, м…шина, п…нять, р…кета, п…льто, с…м…лёт, лес…ница.

Прочитайте получившиеся слова. Сравните свои ответы с ответами, которые вы видите на доске, аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

Внимательно посмотрите на слова. Как вы думаете какое слово лишнее?

Почему?





Составьте с этим словом предложение. Запишите его.





Давайте вспомним. Что же мы называем глаголом?





На какие вопросы отвечает эта часть речи?



Давайте вернёмся к слову, которое у нас было лишнее, это слово «понять». В какой форме стоит данный глагол?



Как вы это определили?





Молодцы, я вижу вы хорошо усвоили материал прошлых тем.

















-П.










-Ветер, машина, понять, ракета, пальто, самолёт, лестница.


-Понять.


-Это глагол, а остальные слова имена существительные.


-Мы не могли понять, как решить эту задачу.

Я хочу понять, как составить эту программу.


-Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.


- Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? и др.


- В неопределённой (в начальной).


-Задали вопрос. Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать? Что сделать? стоят в неопределённой форме. Также глаголы в начальной форме оканчиваются на – ть.




3. Выявление места и причины затруднения


(2 мин)

Обратите внимание на слайд. Прочитайте пары слов. Какой частью речи они являются?


Напишет – напишут

Плавала – плавали

Выросло – выросли


В чём различие каждой пары глаголов?


Вы совершенно правы.


Какая часть слова выделена в словах?


Как вы думаете, почему глаголы каждой пары имеют разные окончания?




Предположите, какая тема нашего урока?


Если не могут:

Ребята, тема нашего урока «Число глаголов».


Какую цель мы поставим перед собой? Дополните фразу на слайде: узнать…

Верно, молодцы!

-Глаголом.


- В том, что первые слова глаголы обозначают действия одного предмета, а их пара – слова, которые обозначают действия нескольких предметов.

-Окончание.

- Глаголы каждой пары имеют разные окончания, потому что они употреблены в разном числе.

Тема: Числа глаголов.



-Цель: узнать, как определять число глаголов.







4. Построение проекта выхода из затруднения


(2 мин)

А чтобы добиться цели, нам надо составить план.

Но его пункты поменялись друг с другом местами, давайте подумаем и расставим их в правильной последовательности. (ученик расставляет). План:


1. Оценить свою работу на уроке.

2. Выполнить задания по изученному материалу.

3. Закрепить знания, выполняя самостоятельную работу.

4. Изучить, какие бывают числа глаголов.





Молодцы. Давайте приступим к его выполнению.

Расставляют пункты плана в правильном порядке.



План:

1.Изучить, какие бывают числа глаголов.

2. Выполнить задания по изученному материалу.

3. Закрепить знания, выполняя самостоятельную работу.

4. Оценить свою работу на уроке.











5. Реализация построенного проекта

(8-10 мин)

Итак, ребята, начинаем наше исследование.

А кто может мне назвать главного помощника в получении новых знаний?

Совершенно верно, ребята!

Давайте обратимся к учебнику, рассмотрим на стр. 107 упр. 185, прочитайте выразительно данное стихотворение.

Что с чем сравнивается в стихотворении?



Найдите однокоренные слова и скажите, какими частями речи они являются?



Какой корень в этих словах?

Какие глаголы выделены?

В чем сходство и различие выделенных глаголов?







С какими имена существительными употреблены глаголы?

В каком числе стоит слово опушки?

Задайте вопрос от имени сущ. к глаголу. В каком числе стоит слово зеленеют?

В каком числе стоит слово пруд?

Задайте вопрос от имени сущ. к глаголу. В каком числе стоит слово зеленеет?

Спишите первое четверостишие. Над глаголами укажите число.

По каким признакам вы определили число глаголов?







Какой вывод можно сделать?











Теперь откроем страницу 107 и прочитаем правило.



Рассмотрев правило, сделайте вывод, сколько чисел есть у глаголов?



Что каждое из них обозначает и на какие вопросы отвечает?







При изменении глагола по числам что у него изменяется?

Совершенно верно. Умницы. Мы с вами узнали, какие числа есть у глаголов, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. Теперь потренируемся применять наши знания, выполним следующие задание: определим в словосочетаниях число данных глаголов и образуем от них глаголы другого числа, выделяя окончания:


Мальчик рисовал —


Синица сидит —


Шары полетели -


Собаки гуляют –


Девочка напишет –













Сейчас, предлагаю вам немного отдохнуть и провести физминутку для глаз:


Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.



- Учебник.







-В стихотворении сравнивается ёлка с зелеными свечами, а мох с зеленым полом.

-Зеленеют, зеленеет (глагол) – зелёные (прил.) – зелёненький (прил.).

-Зелен и зелён.

-Зеленеют и зеленеет.

- Глагол зеленеет обозначают действие одного предмета, а глагол зеленеют обозначает действие нескольких предметов.

-Зеленеют опушки , зеленеет пруд.

- Опушки (мн. ч).

Опушки (что делают?) зеленеют (мн. ч.)

-Пруд (ед. ч)

Пруд (что делает?) зеленеет (ед. ч).



- Число глаголов мы определяем по числу имени существительного, с которым оно употребляется. От им. сущ. мы задавали вопрос к глаголу.

- Глаголы бывают ед. и мн. числа, в ед. числе глагол обозначает действие одного предмета, а во мн. числе действие нескольких предметов, чтобы определить число глагола, нам нужно задать к нему вопрос.

- Два числа: единственное и множественное.

- Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др.

Глагол во множественном числе обозначает действие нескольких предметов и отвечает, на вопросы что делают? что сделают? и др.

-Окончание.









- Мальчик (что делал?) рисовал (ед. ч) — мальчики (что делали? рисовали (мн. ч).

Синица (что делает?) сидит (ед. ч) — синицы (что делают?) сидят (мн. ч).

Шары (что сделали?) полетели (мн. ч) – шар (что сделает?) полетит (ед. ч).

Собаки (что делают?) гуляют (мн. ч), собака (что делает?) гуляет.

Девочка (что сделает?) напишет (ед. ч.) – девочки (что сделают?) напишут (мн. ч).

Выполняют физминутку для глаз.

















































6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(2мин)

Сейчас я предлагаю вам перейти на доску совместного доступа. Для этого отсканируйте QR-код, который вы видите у себя на экране, или воспользуйтесь ссылкой, которая находится у вас в чате. Чтобы закрепить умения употреблять глагол в нужном числе, предлагаю вам поработать в парах. Но для начала давайте вспомним основные правила работы в парах.


Вы правы. Давайте соблюдать эти правила.

Первая пара: имена, вторая пара: имена, третья пара: имена, четвёртая пара: имена, пятая пара: имена.

Первая пара – 1 слайд доски совместного доступа, вторая пара – 2 слайд доски совместного доступа, третья пара – 3 слайд доски совместного доступа, четвёртая пара – 4 слайд доски совместного доступа, пятая пара – 5 слайд доски совместного доступа.


Вам необходимо в задании прочитать текст и найти в нём глаголы. Указать их число и выделить окончания.


Солнце пригрело землю. Облака плывут по небу. Тает снег. По круглой черной земле сбегают ручьи. А деревья кругом стоят тощенькие – будто похудели за зиму.


Приступайте. Не забывайте о правилах работы в паре.


Покажите мне готовностью с помощью поднятия руки.

Проверим ваши работы, каждая пара прочитает по одному примеру.


Умницы! Я вижу вы хорошо поняли материал.

Правила работы:

  • Внимательно слушай товарища.

  • Говори вполголоса.

  • Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.







Ответ: Солнце пригрело (ед. ч) землю. Облака плывут (ед. ч) по небу. Тает (ед. ч) снег. По круглой черной земле сбегают (мн. ч) ручьи. А деревья кругом стоят (мн. ч) тощенькие – будто похудели (мн. ч) за зиму.








https://jamboard.google.com/d/12P_X6SkqG_JpMj5rO0LwE39A7CsDOyFc14AsLFsPcBc/viewer?f=0

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(2мин)

Сейчас я вам предлагаю поработать индивидуально.


На слайде у вас есть qr код, который вы должны отсканировать и перейти по всплывающей ссылке.


https://learningapps.org/watch?v=pw7hubevn24


В задании вам нужно прочитать словосочетания. Определить в каком числе употреблены глаголы. Распределите словосочетания в нужный столбец таблицы. Если нет вопросов, приступайте к работе.


Кто выполнил задание? Покажите мне свою готовность с помощью поднятия руки.


Сравните, так ли у вас получилось?

У кого задание выполнено без ошибок? А есть такие, кто ответил где-то неверно?


Если все правильно: Вы- молодцы!


Если есть ошибки: Какие возникли трудности? Давайте попробуем исправить себя с помощью изученного правила.





-Да.


Работают индивидуально.










Сверяют свои ответы с эталоном.

Эталон:

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

(5 мин.)

А в завершении нашего урока я предлагаю пройти небольшую викторину в виде игрового шоу. За каждый верный ответ, вы будете получать баллы, посмотрим, сколько баллов вы сможете заработать. У вас будут доступны функции: 50:50, чтобы убрать один неверный ответ, дополнительное время, чтобы использовать его для размышления над сложным вопросом, если 30 секунд для ответа вам не хватит, подсказка, если она вам будет нужна.


  1. Как изменяются глаголы?

  2. Что обозначают глаголы в единственном числе?

  3. При изменении глагола по числам изменяется его ...

  4. Укажи глаголы, которые стоят в единственном числе и отвечают на вопрос что сделал?

  5. Что обозначают глаголы во множественном числе?

  6. Определите число глагола в предложении. Мальчик играет на площадке.

  7. В какой строчке записаны глаголы только во множественном числе?


Умницы! Я вижу, что вы хорошо усвоили материал и заработали, так много очков!









Ответы:

1. По числам.

2. Действие одного предмета.

3. Окончание.

4 Нарисовал, спел.

5. Действие двух или нескольких предметов.

6. Единственное число.

7. Читали, видели, писали.

https://wordwall.net/ru/resource/69346920/викторина-число-глаголов

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(1-2 мин)

Итак, наш урок уже подходит к концу.

Вспомните, какая у нас сегодня была тема?

А какая была цель?

Удалось ли нам ее достичь?

А все ли пункты плана мы выполнили?

Тогда, давайте его скорее выполним!

Предлагаю вам оценивать свою деятельность на уроке.

Для этого перейдите на шестой слайд доски совместного доступа.

Вам нужно выбрать смайлик с фразеологизмом, который подходит для вашей деятельности на уроке и поставить рядом с ним знак галочки.


Спасибо, за вашу работу! Вы умницы! До свидания!

Вспоминают всё то, что было изучено на уроке.


-Тема: Число глаголов.

-Цель: узнать, как определять число глаголов.


-У нас остался последний пункт плана: оценить свою деятельность на уроке.


-Оценивают свою деятельность.