[Введите название организации] |
Глава 2. Русь в IX – I половине XII в. Урок 2. Образование Древнерусского государства. Часть 2. |
История России 6 класс. «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- М: Дрофа, 2019 |
|
[Введите имя автора] |
|
Конспект
Цель: характеризовать особенности духовного мира восточных славян
Задачи:
определить структуру языческого пантеона восточных славян, установить взаимосвязь религии восточных славян и хозяйственного уклада
выяснить цели, основное содержание и результаты первой религиозной реформы князя Владимира
развивать навыки анализа различных исторических источников; умения формулировать аргументированные выводы по проблемам урока, их систематизации в таблице, принимать участие в дискуссии;
развивать интерес к отечественной истории.
Тип урока: комбинированный с применением технологии развития критического мыш-
ления, игровых и здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- М: Дрофа, 2019, «Методическое пособие к учебнику «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- Е.В.Симонова.-М: Дрофа, 2018.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
2.1. Какую роль сыграли варяги в образовании Древнерусского государства?
2.2. Какие задачи стояли перед первыми русскими князьями? Кто из первых русских князей, по вашему мнению, проводил наиболее результативную политику?
2.3. Письменно
Дата:_____________Работу выполнил(-а)__________________________________________
Установить соответствие:
Событие | Князь |
реформа сбора дани со славянских племен основание династии древнерусских князей заключение первых торговых договоров с Византией разгром Хазарского каганата принятие христианства гибель от рук печенегов объединение северных и южных племен восточных славян гибель в связи с нарушением порядка полюдья походы на Оку, Северный Кавказ, Болгарию, Византию месть древлянам | А. кн.Олег Б. Рюрик В. кн.Игорь Г. Святослав Д. кн.Ольга |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Д | Б | А | Г | Д | Г | А | В | Г | Д |
3.Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Разгадайте ребус.
Все народы мира в начале своей истории были язычниками. Вспомните, какую религию называют языческой? (ответы учащихся).
Обобщение учителя (анимация): Язычество – система дохристианских представлений о мире и человеке, вера и поклонение многим богам.
Формулирование цели и задач урока.
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
4. Изучение нового материала.
Слайд 3. План:
Язычество восточных славян
Религиозная реформа князя Владимира
Слайд 4. Язычество восточных славян
Восточные славяне поклонялись многим богам. Русский историк Н.Карамзин писал: «…До введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хо̀рса, Дажбо̀га, Стрибо̀га, Сама̀ргла и Мо̀коша…. Упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуно̀вым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота... Бог веселия, любви, согласия… имено-вался…Ладо…. Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... Язычники… славили Коляду, бога торжеств и мира...».
Какие выводы об особенностях религии восточных славян можно сделать на основе этого фрагмента? (примерные ответы: боги отражали силам природы, их изображали в виде деревянных идолов, им приносили жертвы, их именами клялись).
Слайд 5. Комментарии к схеме.
Есть ли связь между богами, их предназначением и особенностями хозяйства восточных славян? (Ответы учащихся).
Слайд 6. Славяне верили в загробную жизнь и почитали предков. Одним из них был Род. Кроме «старших» или высших божеств языческий мир был полон различными сверхъес-тественными силами низшего ряда. В домах жил домовой – Щур или Чур. Часто и в наши дни можно услышать выражение «Чур меня».
Как вы думаете, что означает это выражение? (призыв к высшей силе с просьбой оградить от недобрых сил).
Слайд 7. В озерах и реках жили водяные и русалки, леса населяли лешие. В представле-ниях славян была и главная ведьма – Баба Яга – костяная нога, которая жила в избушке на курьих ножках, перемещалась по воздуху в ступе, управляя помелом. Баба Яга олицетворяла душу, не получившую загробного упокоения, ей приносили кровавые жертвы.
Слайд 8. В отличие от античных греков или народов Древнего мира славяне не строили храмов для совершения обрядов. Для этих целей у них были священные рощи с вековыми дубами. Там помещались идолы – статуи богов из дерева или камня. Место молений и обрядов славян называлось капищем. Богам приносили в жертву животных, есть сведение, что были и человеческие жертвоприношения.
Слайд 9. Ещё одной особенностью было отсутствие специальных жрецов для исполнения религиозных обрядов. Однако у славян были особые люди – волхвы или кудесники. Считалось, что они обладают способностью общаться с богами, колдовать и предсказывать будущее.
Слайд 10. Религиозная реформа князя Владимира.
В 980 г. киевским князем в результате междоусобицы стал младший сын князя Святослава Владимир. Он решил использовать веру людей в богов для усиления единства государства.
Задание: стр. 46, 2 абз. – стр.47. Заполните таблицу: «Религиозная реформа князя Владимира».
Дата | Цель/причины | Основные меры | Результат |
| | | |
Проверка выполнения задания.
Слайд 11. Вариант заполнения таблицы.
Дата | Цель/причины | Основные меры | Результат |
980 г. | Укрепить единство госу-дарства, княжескую власть Соседние страны приняли единобожие Превращение Киева в духовный центр языческой Руси | Создание капища всех божеств, которым поклоня-лись славяне и другие народы, входившие в состав Древнерусского государства | Не имела успеха |
Как вы думаете, почему реформа не имела успеха? (обсуждение проблемы).
5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
6. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 12. Домашнее задание:
§4-5, п. 4. Презентация/реферат* «Обряды/праздники языческой Руси», иллюстрации к теме урока.
Слайд 13. Источники:
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_
https://w.histrf.ru/articles/article/show/iazychiestvo_drievniei_rusi
https://humanities_dictionary.academic.ru/6190/%C2%AB%D0%A7%D1%83%D1%80_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%2C_%D1%87%D1%83%D1%80%C2%BB