СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь в IX – I половине XII в. Урок 2. Образование Древнерусского государства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русь в IX – I половине XII в. Урок 2. Образование Древнерусского государства

Цель: характеризовать особенности духовного мира восточных славян

Задачи:

  • определить структуру языческого пантеона восточных славян, установить взаимосвязь религии восточных славян и хозяйственного уклада
  • выяснить цели, основное содержание и результаты первой религиозной реформы князя Владимира
  • развивать  навыки  анализа  различных  исторических  источников;  умения формулировать  аргументированные  выводы  по  проблемам  урока,  их  систематизации  в таблице, принимать участие в дискуссии;
  • развивать интерес к отечественной истории.

Тип  урока:  комбинированный  с применением технологии развития  критического мыш-

ления, игровых и здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- М: Дрофа, 2019, «Методическое пособие к учебнику «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.-  Е.В.Симонова.-М: Дрофа, 2018.

Просмотр содержимого документа
«Русь в IX – I половине XII в. Урок 2. Образование Древнерусского государства»

[Введите название организации]

Глава 2. Русь в IX – I половине XII в. Урок 2. Образование Древнерусского государства. Часть 2.

История России 6 класс. «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- М: Дрофа, 2019


[Введите имя автора]




Конспект





Конспект

Цель: характеризовать особенности духовного мира восточных славян

Задачи:

  • определить структуру языческого пантеона восточных славян, установить взаимосвязь религии восточных славян и хозяйственного уклада

  • выяснить цели, основное содержание и результаты первой религиозной реформы князя Владимира

  • развивать навыки анализа различных исторических источников; умения формулировать аргументированные выводы по проблемам урока, их систематизации в таблице, принимать участие в дискуссии;

  • развивать интерес к отечественной истории.

Тип урока: комбинированный с применением технологии развития критического мыш-

ления, игровых и здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- М: Дрофа, 2019, «Методическое пособие к учебнику «История России с древнейших времен до XVIв.» 6 кл.: И.Л.Андреев, И.Н.Федоров.- Е.В.Симонова.-М: Дрофа, 2018.


Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.


2. Актуализация знаний учащихся.

2.1. Какую роль сыграли варяги в образовании Древнерусского государства?

2.2. Какие задачи стояли перед первыми русскими князьями? Кто из первых русских князей, по вашему мнению, проводил наиболее результативную политику?

2.3. Письменно

Дата:_____________Работу выполнил(-а)__________________________________________

Установить соответствие:

Событие

Князь

  1. реформа сбора дани со славянских племен

  2. основание династии древнерусских князей

  3. заключение первых торговых договоров с Византией

  4. разгром Хазарского каганата

  5. принятие христианства

  6. гибель от рук печенегов

  7. объединение северных и южных племен восточных славян

  8. гибель в связи с нарушением порядка полюдья

  9. походы на Оку, Северный Кавказ, Болгарию, Византию

  10. месть древлянам

А. кн.Олег

Б. Рюрик

В. кн.Игорь

Г. Святослав

Д. кн.Ольга


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Д

Б

А

Г

Д

Г

А

В

Г

Д


3.Мотивационно-целевой этап.


Слайд 1. Разгадайте ребус.

Все народы мира в начале своей истории были язычниками. Вспомните, какую религию называют языческой? (ответы учащихся).

Обобщение учителя (анимация): Язычество – система дохристианских представлений о мире и человеке, вера и поклонение многим богам.

Формулирование цели и задач урока.


Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.


4. Изучение нового материала.


Слайд 3. План:

  1. Язычество восточных славян

  2. Религиозная реформа князя Владимира


Слайд 4. Язычество восточных славян

Восточные славяне поклонялись многим богам. Русский историк Н.Карамзин писал: «…До введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Хо̀рса, Дажбо̀га, Стрибо̀га, Сама̀ргла и Мо̀коша…. Упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуно̀вым клялися Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота... Бог веселия, любви, согласия… имено-вался…Ладо…. Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... Язычники… славили Коляду, бога торжеств и мира...».

Какие выводы об особенностях религии восточных славян можно сделать на основе этого фрагмента? (примерные ответы: боги отражали силам природы, их изображали в виде деревянных идолов, им приносили жертвы, их именами клялись).


Слайд 5. Комментарии к схеме.

Есть ли связь между богами, их предназначением и особенностями хозяйства восточных славян? (Ответы учащихся).


Слайд 6. Славяне верили в загробную жизнь и почитали предков. Одним из них был Род. Кроме «старших» или высших божеств языческий мир был полон различными сверхъес-тественными силами низшего ряда. В домах жил домовой – Щур или Чур. Часто и в наши дни можно услышать выражение «Чур меня».

Как вы думаете, что означает это выражение? (призыв к высшей силе с просьбой оградить от недобрых сил).


Слайд 7. В озерах и реках жили водяные и русалки, леса населяли лешие. В представле-ниях славян была и главная ведьма – Баба Яга – костяная нога, которая жила в избушке на курьих ножках, перемещалась по воздуху в ступе, управляя помелом. Баба Яга олицетворяла душу, не получившую загробного упокоения, ей приносили кровавые жертвы.

Слайд 8. В отличие от античных греков или народов Древнего мира славяне не строили храмов для совершения обрядов. Для этих целей у них были священные рощи с вековыми дубами. Там помещались идолы – статуи богов из дерева или камня. Место молений и обрядов славян называлось капищем. Богам приносили в жертву животных, есть сведение, что были и человеческие жертвоприношения.

Слайд 9. Ещё одной особенностью было отсутствие специальных жрецов для исполнения религиозных обрядов. Однако у славян были особые люди – волхвы или кудесники. Считалось, что они обладают способностью общаться с богами, колдовать и предсказывать будущее.

Слайд 10. Религиозная реформа князя Владимира.

В 980 г. киевским князем в результате междоусобицы стал младший сын князя Святослава Владимир. Он решил использовать веру людей в богов для усиления единства государства.

Задание: стр. 46, 2 абз. – стр.47. Заполните таблицу: «Религиозная реформа князя Владимира».

Дата

Цель/причины

Основные меры

Результат






Проверка выполнения задания.


Слайд 11. Вариант заполнения таблицы.

Дата

Цель/причины

Основные меры

Результат

980 г.

Укрепить единство госу-дарства, княжескую власть

Соседние страны приняли единобожие

Превращение Киева в духовный центр языческой Руси

Создание капища всех божеств, которым поклоня-лись славяне и другие народы, входившие в состав Древнерусского государства

Не имела успеха


Как вы думаете, почему реформа не имела успеха? (обсуждение проблемы).


5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

6. Обсуждение домашнего задания.

Слайд 12. Домашнее задание:

§4-5, п. 4. Презентация/реферат* «Обряды/праздники языческой Руси», иллюстрации к теме урока.


Слайд 13. Источники:

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_

https://w.histrf.ru/articles/article/show/iazychiestvo_drievniei_rusi

https://humanities_dictionary.academic.ru/6190/%C2%AB%D0%A7%D1%83%D1%80_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%2C_%D1%87%D1%83%D1%80%C2%BB