2.Подготовка учащихся к восприятию нового материала | Учитель: – Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашому уроку:  - Как вы понимаете значение этих слов? Какова цель нашего дальнейшего изучения нового материала? Давайте обратимся к учебнику на странице 50 и выделим главный вопрос, на который мы дадим ответ в конце урока. Обратите внимание на хронологическую ленту – страница 51 и ответьте на вопрос- какой временной отрезок входит в изучение данной темы? | Отвечают на вопрос учителя Отвечают на вопрос: «Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделав его частью Европы?» Ответ: с 988 г. до 1045 г. |
3.Усвое - ние нового материала | Продолжаем путешествие по Древней Руси и сейчас мы встретимся со следующим князем, Владимиром Великим – Красное Солнышко В правление Владимира Святославовича произошло одно из самых важных событий - в 988 г. Русь приняла христианство (работа с понятием) Вы самостоятельно изучите стр.51,52 и ответите на вопросы: Для того, чтобы углубить наши знания, мы сейчас познакомимся поближе с процессом крещение Руси и поработаем с приложение №1 РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ №1 Историческое значение Крещения Руси: - Способствовало укреплению Руси. - Способствовало развитию письменности, зодчества, иконописи. - Повысило международный авторитет Киевской Руси НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ЗЕМЛЕЙ После принятия христианства Владимир Святославович ввел новую систему управления Древнерусским государством. КАК КНЯЗЬ УПРАВЛЯЛ СВОЕЙ ВОЛОСТЬЮ. КНЯЗЬ И ВЕЧЕ. Сейчас вы изучите пункт №3, №4 данного параграфа и заполните таблицу (стр. 54)  После заполнения учащиеся озвучивают таблицу. Учитель слушает и корректирует ответы учащихся. РАСЦВЕТ ДРЕВНЕРУССКОЙ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ Пункт №5 стр. 56 «В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета» Он принял «Русскую правду» - первый свод законов на Руси Мы продолжаем путешествие по Руси XI века. Учитель предлагает ученикам составить схему на основе полученных знаний:  Метод «Пресс»: почему Ярослава называют Мудрым? Работа с документом на стр. 59-60. Отвечают на вопросы стр. 60. | Записывают дату в тетрадь Изучают первый пункт «Принятие христианства» и отвечают на вопросы учителя. 1) – Языческая вера не была оплотом княжеской власти. Остановил свой выбор на греческом варианте христианства. Вера содействовала укреплению власти (один Бог на небе – один правитель на земле). – 1 п. 2 абз. стр. 51 2) Проще договариваться с соседями- христианами. Христианская церковь – посредник между Русью и Западной и Центральной Европой. П1. Абз.1. стр.52 Отмечают в тетради. Учащиеся изучают пункт и заполняют таблицу РАБОТА С КАРТОЙ СТР. 53 Князь – Владимир Святославович (КИЕВ) Сыновья – наместники в порядке старшинства(Новгород – самое почетное, занимал старший сын), Полоцк, Туров и Ростов) - это была «лествичная» система (от слова Лестница) Самостоятельная работа учащихся с пунктом №3, 4 данного параграфа. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Записывают дату и термин в тетрадь Состявляют схему при помощи учителя Ярослава прозвали Мудрым, потому что князь многое делал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви( в том числе выдающиеся соборы святой Софии в Киеве и Новгороде), открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нём был образован Киево-Печерский монастырь. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, "днём и ночью", хорошо знал Библию. За это он получил в народе прозвище Мудрого. |