СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь в конце x – первой половине xi в. становление государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

РУСЬ В КОНЦЕ X – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI В. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Просмотр содержимого документа
«Русь в конце x – первой половине xi в. становление государства»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ (6 КЛАСС)


Тема урока: «РУСЬ В КОНЦЕ X – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI В. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА».

( технологическая карта урока, реализующего системно - деятельностный подход как основу стандартов второго поколения)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: смешанный

Методы: проблемный, исследовательский, группового обучения.

Цель урока:

Ознакомить учащихся с процессом становления Древней (Киевской Руси) при первых князьях в IX - первой половине X века; укрепления Руси в середине X века, во время княжения Ольги, князя Святослава; ознакомить с реформами, проводимыми князьями Владимиром Великим и Ярославом Мудрым;

Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности;

Воспитывать чувство патриотизма на примере жизни и деятельности исторических деятелей; активизировать познавательный интерес к изучению истории.

ЗАДАЧИ:

- Ознакомить с хронологической последовательностью и деятельностью князей на Руси;

- Научить использовать новые исторические понятия и термины;

- Развивать навыки работы с историческими документами, картой

УДД

ЛИЧНОСТНЫЕ:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Понятия и термины: Русь, «Повесть временных лет», варяги, христианство, «Русская Правда», Золотые ворота, Софийский собор.

Дата: 988 год – принятие христианства на Руси


Этапы урока

Деятельность учителя (инструментарий)

Деятельность ученика

1.Организационный

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку:

Т – тетрадь

Р – ручка

У – учебник

Д - дневник

Приветствие учителя.

2.Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам.

Приложение №3

Проверка ДЗ

2.Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Учитель: – Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашому уроку:






- Как вы понимаете значение этих слов?

Какова цель нашего дальнейшего изучения нового материала? Давайте обратимся к учебнику на странице 50 и выделим главный вопрос, на который мы дадим ответ в конце урока.


Обратите внимание на хронологическую ленту – страница 51 и ответьте на вопрос- какой временной отрезок входит в изучение данной темы?

Отвечают на вопрос учителя













Отвечают на вопрос:

«Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделав его частью Европы?»



Ответ: с 988 г. до 1045 г.

3.Усвое - ние нового материала

Продолжаем путешествие по Древней Руси и сейчас мы встретимся со следующим князем, Владимиром Великим – Красное Солнышко

В правление Владимира Святославовича произошло одно из самых важных событий - в 988 г. Русь приняла христианство

(работа с понятием)

Вы самостоятельно изучите стр.51,52 и ответите на вопросы:

  • Почему языческая вера не смогла стать оплотом княжеской власти?

  • Как утверждение христианства на Руси способствовало укреплению международных связей молодого государства?









Для того, чтобы углубить наши знания, мы сейчас познакомимся поближе с процессом крещение Руси и поработаем с приложение №1

РАБОТА С ПРИЛОЖЕНИЕМ №1

Историческое значение Крещения Руси:
- Способствовало укреплению Руси.
- Способствовало развитию письменности, зодчества, иконописи. 
- Повысило международный авторитет Киевской Руси


НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ЗЕМЛЕЙ

После принятия христианства Владимир Святославович ввел новую систему управления Древнерусским государством.










КАК КНЯЗЬ УПРАВЛЯЛ СВОЕЙ ВОЛОСТЬЮ.

КНЯЗЬ И ВЕЧЕ.

Сейчас вы изучите пункт №3, №4 данного параграфа и заполните таблицу (стр. 54)

После заполнения учащиеся озвучивают таблицу. Учитель слушает и корректирует ответы учащихся.


РАСЦВЕТ ДРЕВНЕРУССКОЙ РУСИ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

Пункт №5 стр. 56

«В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета»

Он принял «Русскую правду» - первый свод законов на Руси
Мы продолжаем путешествие по Руси XI века.

Учитель предлагает ученикам составить схему на основе полученных знаний:

Метод «Пресс»: почему Ярослава называют Мудрым?

















Работа с документом на стр. 59-60.

Отвечают на вопросы стр. 60.





Записывают дату в тетрадь



Изучают первый пункт «Принятие христианства» и отвечают на вопросы учителя.


1) – Языческая вера не была оплотом княжеской власти. Остановил свой выбор на греческом варианте христианства. Вера содействовала укреплению власти (один Бог на небе – один правитель на земле).

1 п. 2 абз. стр. 51

2) Проще договариваться с соседями- христианами. Христианская церковь – посредник между Русью и Западной и Центральной Европой.

П1. Абз.1. стр.52




Отмечают в тетради.








Учащиеся изучают пункт и заполняют таблицу



РАБОТА С КАРТОЙ СТР. 53

Князь – Владимир Святославович (КИЕВ)

Сыновья – наместники в порядке старшинства(Новгород – самое почетное, занимал старший сын), Полоцк, Туров и Ростов)

- это была «лествичная» система (от слова Лестница)



Самостоятельная работа учащихся с пунктом №3, 4 данного параграфа.





















ПРИЛОЖЕНИЕ №2







Записывают дату и термин в тетрадь






Состявляют схему при помощи учителя
























Ярослава прозвали Мудрым, потому что князь многое делал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви( в том числе выдающиеся соборы святой Софии в Киеве и Новгороде), открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нём был образован Киево-Печерский монастырь. Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, "днём и ночью", хорошо знал Библию. За это он получил в народе прозвище Мудрого.

4.Обобщение и систематизация знаний.

Обращение к проблемному вопросу урока

Ученики дают ответ на вопрос

5.Информация о домашнем задании.

Читать параграф 6,7.

Вопрос №2 стр. 59

Вопрос №3 письменно.

Записывают ДЗ.

6.Подведение итогов занятия.

Выставление оценок

Выставление оценок

7.Рефлексия.

Метод незаконченного предложения


.





ПРИЛОЖЕНИЕ №1





Таблица к п.3,4












ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Вариант №1

Вариант№2

№1Дайте определение:

1) Дань

2) Уроки

3)Капище


№2Назовите имена первых князей на Руси


3Вопрос:

Какое событие древнейшая русская летопись "Повесть временных лет" относит к 862 г.?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) первый договор князя Олега с Византией

2) призвание варягов в Новгород

3) крещение князя Владимира

4) восстание древлян


Вопрос:

Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите, о каком событии идет речь.

В год 6370. Изгнали... за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву",

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) об основании города Киева

2) об образовании племенного союза полян

3) о призвании варягов на Русь

4) о начале навигации по торговому пути "из варяг в греки"



№1Дайте определение

1) Полюдье

2)Погосты

3)Языческая реформа


№2Назовите имена первых князей на Руси


№3 Вопрос:

Торговый путь "из варяг в греки" вел из моря

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Белого - в Каспийское

2) Балтийского - в Черное

3) Белого - в Черное

4) Балтийского - в Ладожское озеро



Вопрос:

Прочитайте отрывок из сочинения современных историков и напишите, как называлось в Древней Руси явление, которое описывается в отрывке.

"Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирали с городских и крестьянских общин серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев..."


Запишите ответ:

__________________________________________