СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Руслан и Людмила - конспект урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствую вас! Эта работа - конспект интегрированного урока литературы и музыки по творчеству А.Пушкина и М.Глинки. Она интересна тем, что автор ни единой строчки не взял из Интернета. Прочитав её, вы можете углубить и расширить этот материал, использовав современные компьютерные технологии, взяв за основу этот конспнкт. Желаю удачи!

Просмотр содержимого документа
«Руслан и Людмила - конспект урока»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ШКОЛА №20 Г.БОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



Урок литературы в 5 классе по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноимённой опере М.И. Глинки

Тема: «Цветок нежный цветёт лишь один раз в столетие» (Одоевский)

Цель: Показать творческий союз двух великих мастеров А.С. Пушкина и М.И. Глинки

Задачи: учить видеть красоту поэзии и музыки, познакомить с историей создания пролога к поэме, проследить интеграцию двух видов искусств, способствующую объёмному взгляду на шедевры русской мировой культуры.

Учитель литературы: Гусева Елена Петровна

Ход урока:

  1. Звучит увертюра к опере М.Глинки «Руслан и Людмила»

  2. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке литературы мы поговорим о творческом союзе двух великих людей – А.С. Пушкина и М.И. Глинки, поэта и музыканта, чьи имена присутствуют в духовном мире каждого человека. Вы увидите, какая гармония слова и музыки рождается в результате такого союза. Но было время, об этом вспоминает Михаил Глинка в письмах к своим друзьям, что он считал творчество Пушкина недосягаемым, хотя всегда поэзия Пушкина вдохновляла композитора. Появился шедевр в музыке «Я помню чудное мгновенье». Но об этом мы будем говорить с вами, когда вы будете постарше. А сейчас речь пойдёт о сказках Пушкина, о его поэме, о музыке. Вспомните строчки:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…

Или

Не жалеет он очей

Старой бабушки своей,

Он над ней жужжит, кружится –

Прямо на нос к ней садится.

  1. Звучит «Полёт Шмеля»

  2. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

- Какая сказка так начинается?

- «Сказка о царе Салтане…»

- Назовите известные вам сказки А.Пушкина

- (ответы детей)

- С каким произведением Пушкина вы познакомились на предыду-

щем уроке?

- С поэмой «Руслан и Людмила»

- Да, это поэма, но сюжет у неё сказочный.

- Напомните мне, в каком году написана поэма?

- 1820

- И только через 5 лет появился пролог к поэме «У лукоморья

дуб зелёный». Начало пролога восходит к сказкам Арины Роди-

оновны. Среди чудес Пушкиным указано и такое: «У моря стоит дуб,

а на том дубу висят золотые цепи, и по тем цепям ходит кот. Вот

из этого няниного кота и происходит пушкинский «кот учёный».

Давайте обратимся к самой поэме. Из скольких частей она состоит?

- Из шести.

- Как называется каждая часть?

- Песнь.

- Интересно, почему такое название дал поэт каждой части?

- (ответы детей).

- Речь идёт о Баяне. Это певец древности. Поэтому и песни. Послу-

шайте строки одного из поэтов, творивших до Пушкина:

Пою от варваров Россию свобожденну

Прекрасну власть татар и гордость низложенну.

- Какой тяжёлый, тягучий язык. А у Пушкина? Музыка уже в са-

мом названии «Руслан и Людмила». Плавный музыкальный

стих дополняет очарование поэмы. Послушайте полюбившиеся вам

отрывки, попробуйте воссоздать картину прочитанного. (Чтение

отрывков детьми). Насколько живучи образы поэмы. Вот ваши ри-

сунки. И как по-разному вы изобразили то, что видите в произведении.

Здесь и Черномор со своей длинной бородой, и славный Витязь Рус-

Лан с прекрасной Людмилой.

  1. Звучит ария Руслана «О поле, поле»

- А сейчас экспресс-повторение по страницам поэмы и музыкальных

произведениях:

а) Что это? (Звучит увертюра)

б) В каком году написана поэма? (1820)

в) О ком сказал Пушкин:

Воитель смелый

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей. (Рогдай)

г) Кого характеризуют эти строки?

Другой – крикун надменный

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей… (Фарлаф)

д) А кому принадлежат слова:

Куда ты, витязь, неразумный?

Ступай назад, я не шучу! Как раз нахала проглочу…

е) Кто и кому говорит?

Пастух, я не люблю тебя! (Наина Финну)

- Наш урок подходит к концу. Ребята, как по-вашему, получилось содружество двух маститых людей?

- Да!

6. Подведение итогов.

- Посмотрите на этот портрет. Я говорила вам об этом человеке. Это Ва-

лий Андреевич Жуковский – первый поэт своего времени, учитель Пушкина. После окончания поэмы Жуковский в знак признательности подарил Алексанру Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день. 1820, марта 26, великая пятница.