УДК 37
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Юрченко А.Г.,
Курский государственный университет, г. Кременчуг, Украина
Науч. рук. – Рудзик М.Ф.,
Курский государственный университет, г. Курск, Россия
Аннотация. Автор статьи анализирует роль и значение русской духовной музыки, представляющей собой нравственное богатство отечественной культуры и искусства, в формировании общечеловеческих и семейных ценностей у младших школьников, и раскрывает ее место и предназначение в содержании предмета «Музыка».
Ключевые слова: общеобразовательная школа; начальные классы; уроки музыки; русская духовная музыка; ценности национальной духовной культуры.
Abstract. The author of the article analyzes the role and significance of Russian sacred music, which is the moral wealth of Russian culture and art, in the formation of universal and family values among younger schoolchildren, and reveals its place and purpose in the content of the subject «Music».
Keywords: general education school; primary classes; music lessons; Russian spiritual music; values of national spiritual culture.
Наиболее широко реализуемый сегодня в массовой педагогической практике УМК по музыке, разработанный Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой для начальных классов общеобразовательной школы, базируется на нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов музыки («золотого фонда» музыкального искусства). Наряду с фольклором, классикой и современной музыкой его содержание включает в себя музыку религиозных традиций и духовные произведений композиторов-классиков. Кроме того, приоритетным принципом данной программы является введение ребенка в мир духовной музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога» (по выражению народного художника России Б.М. Неменского) в мир культуры других народов. Все это оказывает позитивное влияние на формирование общечеловеческих и семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.
Открытость, интерес детей к религиозным традициям; принятие ими духовных образов, которые содержат церковное музыкальное и изобразительное искусство; особое самовыражение обучающихся при исполнении композиторских песен духовного содержания; чистота и неподдельная искренность младших школьников в своих высказываниях и чувствах обусловили целесообразность и значимость включения в вышеназванную программу по музыке раздела «О Росси петь, что стремиться в Храм», способного глубже раскрыть внутренний мир ребенка, его духовную природу.
Духовная музыка при этом выступает, как одно из средств, которое способно воздействовать на развитие потенциала духовных и творческих способностей и возможностей, заключенных в эмоциональной сфере ребенка. Авторы справедливо считают, что сугубо важно и необходимо содержанием такой музыки пробудить ту устремленность к Добру и Свету, которая заложена в каждой человеческой душе и может стать источником нравственности и гармонии личности.
Адаптация рабочей программы по музыке, предложенной Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской, к условиям деятельности одной их общеобразовательных школ г. Курска, носящей имя прп. Серафима Саровского, осуществлялась нами с учетом региональных культурных особенностей. При этом процесс изучения русской духовной музыки в начальных классах рассматривался, как интегрированный процесс образовательной и воспитательной деятельности. В связи с этим при изучении раздела, посвященного русской духовной музыке, решалась следующая совокупность задач:
- познакомить детей с многообразием жанров русской духовной музыки;
- уделить особое внимание влиянию духовной музыки на младших школьников;
- развивать песенное творчество обучающихся через освоение доступных для исполнения духовных произведений;
- изучать духовные музыкальные традиции своей родины, родного края, осознавать их значение для отечественной и мировой музыкальной культуры;
- познакомить с курскими композиторами и исполнителями духовной музыки;
- реализовывать в условиях школьного урока музыки творческие проекты, способствующие сохранению русской духовной музыки;
- активизировать музыкально-просветительскую деятельность учеников.
Мы стремились к тому, чтобы реализация данного раздела способствовала:
- побуждению к гармоничному общению, основой которого является доброжелательность, искренность и доверие;
- развитию способности к творческому воображению, ассоциативному мышлению;
- формированию эстетических потребностей;
- созерцанию “себя изнутри”, настрою на позитивные чувства, мысли, поступки, желания.
- эффективному решению задач духовного развития учеников в образовательной и внеурочной деятельности;
- повышению качества образовательного процесса;
- обеспечению готовности обучающихся к осуществлению культурно-просветительской деятельности.
К тому, чтобы в результате его освоения учащиеся овладели знаниями о:
- истоках русской духовной музыки;
- жанрах и особенностях звучания церковно-религиозной и композиторской духовной музыки;
- композиторах, писавших духовную музыку;
- характерных чертах и особенностях композиторских духовных произведений в сравнении с церковными песнопениями;
- важности сохранения и приумножения русской музыкально-духовной традиции.
К тому, чтобы развить у детей способности:
- воспринимать духовную музыку как неотъемлемую часть музыкальной культуры;
- чувствовать, понимать, рассуждать о духовной музыке;
- разбираться в многообразии духовной музыки;
Чтобы они овладели:
- навыками исполнения духовных произведений;
- основами анализа звучания церковной и духовной музыки;
демонстрировали готовность:
- к восприятию, сохранению и воспроизведению музыкальных духовных произведений;
- к использованию приобретенных музыкально-исполнительских умений и навыков в просветительской практике.
Мы убеждены, что целенаправленное нравственное развитие личности обучающихся средствами духовной музыки должно начинаться в младших классах. Здесь закладываются основы полноценного духовного развития подрастающего поколения. По мере накопления детьми опыта восприятия духовной музыки у них развивается чувственно-эмоциональный отклик на создаваемые в ней художественные образы, влекущий за собой осмысление, оценку и рефлексию музыкальных явлений в связи с окружающей действительностью и течением жизни.
В духовной музыке, звучащей на уроках в младших классах, раскрывается единство религиозного и светского понимания нравственных ценностей. Примером тому могут служить образцы церковной музыки и русской духовной классики, включенные в учебную программу начальной школы: славянские песнопения, былинные напевы, колокольные звоны, стихиры, молитвы, тропари, величания, хоралы, канты, песни, гимны, баллады, фрагменты кантат и опер, пьесы, сюиты, в том числе – Тропарь иконе Владимирской Божией Матери, народное духовное песнопение о Сергии Радонежском; «Баллада о князе Владимире», «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Богатырская симфония» А.П. Бородина, «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» и «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, фрагменты из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, вокальные произведения Г. Струве «Моя Россия» на сл. Ж. Колмагорова, «Мой Ангел» на сл. М.Ю. Лермонтова и др.
На наш взгляд, эти и другие духовные произведения, вошедшие в золотой фонд отечественного музыкального искусства, способствуют удовлетворению растущей сегодня потребности в духовном оздоровлении современного общества на основе укрепления в нем гуманистических нравственных ценностей. Известно, что школьное образование дает нам некий «прогноз на будущее», ведь сегодняшние ученики в ближайшие годы составят самую активную часть нашего общества, и для всех нас важно, каким станет это будущее.
Логично заметить, что от направленности и содержания деятельности, осуществляемой педагогами-музыкантами на уроках музыки, будет зависеть степень сформированности общей духовной культуры нашего общества. Поэтому необходимо по-новому рассмотреть и оценить современный процесс общего музыкального образования в ракурсе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Анализируя программы, положенные сегодня в основу музыкального воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки, мы отметили, что они нуждаются в совершенствовании по многих критериям. Обновление должно коснуться и процесса приобщения детей к русской духовной музыке. Оно должно быть направлено на расширение осваиваемого детьми музыкального репертуара, разработку методических рекомендаций по эффективному приобщению младших школьников к этому ценному пласту музыкального искусства, реализацию комплексного подхода к его познанию в контексте храмового синтеза искусств и др.
Мы считаем, что ключевой задачей в процессе приобщения обучающихся начальной школы к русской духовной музыке должно стать развитие способности ее восприятия, которое должно иметь место во всех классах и пониматься, как основа духовно-нравственного воспитания. Последнее можно охарактеризовать, как единство взаимообусловленных процессов становления, развития и преобразования внутреннего мира ребенка, его нравственных представлений, чувств и поведения по отношению к Творцу, взрослым и сверстникам, самому себе и окружающему миру на основе общечеловеческих духовных целей, ценностей и смыслов.
Литература:
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Нач. школа. 2005. №11. С. 68-71.
Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. №4. С. 78-80.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-8 кл. Программы для общеобраз. учреждений: учеб. издание. М.: Просвещение, 2018. 128 с.