Александр Порфирьевич Бородин (19 в., русский композитор)
Русская эпическая опера . « Князь Игорь»
В 17 лет Александр блестяще выдержал экзамен на аттестат зрелости и поступил в Медико-хирургическую академию . Здесь он проявил себя как талантливый ученый-химик. В 23 года, окончив с отличием академию, назначен врачом- ординатором, где проработал 4 года, а затем становится профессором, академиком химии и медицины. Опубликовал более 40 серьезных работ .
Музыка была увлечением всей жизни Бородина. Он - автор симфоний (среди них "Богатырская", "Русская"), инструментальных, вокальных и других сочинений. Им создана монументальная героическая опера "Князь Игорь", которая увидела свет год спустя после смерти Александра Порфирьевича.
И.Е. Репин. Портрет А.П. Бородина.
Текст и музыка «Игоря » сочинялись одновременно. Опера писалась в течении 18 лет , но не была завершена. После смерти А. Бородина Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы. Премьера прошла с большим успехом в Петербурге на сцене Мариинского театра .
Издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Обложка .
Опера начинается с пролога, который исполняет хор «Солнцу красному слава!»
Эскиз к декорации «Князь Игорь".
II действия оперы переносит нас в лагерь половцев
Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в арии из II действия оперы.
Князь в плену, но он пользуется уважением половцев — они видят в нём бесстрашного воина. Но ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине.
"Ни сна, ни отдыха измученной душе. Мне ночь не шлёт надежды и спасенья. Всё прошлое я вновь переживаю…"
Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает.
Ария Игоря является самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения. А. Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.
Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет.
Отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах .
Кадр из фильма "Князь Игорь".
В IV действии А. Бородин рисует образ жены князя Игоря Ярославны оперы. Ария пронизана народными интонациями таких древних песенных жанров, как плач , причет ( причитание).
Мелодию вступления, как будто выросшую из молчания опустошённой врагами родной земли, подхватывает голос Ярославны. Интонации её голоса и деревянных духовых инструментов оркестра (флейты, кларнета) словно переплетаются в скорбном диалоге.
«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.