СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская культура 18-го столетия.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская культура 18-го столетия.»

Русская архитектура в 18 столетии перешла от средневековых форм к современным и синхронизировалась с мировым искусством.   То же происходило и с изобразительным искусством.

Русская архитектура

в 18 столетии перешла от средневековых форм к современным и синхронизировалась с мировым искусством.

То же происходило и с изобразительным искусством.

Древняя Русь Изобразительное искусство Какие произведения этого вида искусства дошли до нас со времен Древней Руси? Иконопись

Древняя Русь

Изобразительное искусство

Какие произведения этого вида искусства дошли до нас со времен Древней Руси?

Иконопись

Ангел Златые власы Новгородская икона 12 века РМ

Ангел Златые власы

Новгородская икона 12 века

РМ

Какую роль в понимании изображения играет знание Евангельского сюжета? Задачи иконописи далеко выходят за рамки простого иллюстрирования Священного Писания и священного предания. «Философствование осуществлялось на Руси в формах иконописания». Что и позволило князю Е.Н.Трубецкому назвать икону «умозрением в красках»? На вершинах своего расцвета икона совмещала строгое богословие и высокое художество, То есть в иконописи воплощалось православное вероучение, ставшее с момента принятия христианства на многие века стержнем, смысловой доминантой всей русской культуры. Какую роль при этом могла играть личность иконописца? Богоматерь Владимирская 12 век
  • Какую роль в понимании изображения играет знание Евангельского сюжета?
  • Задачи иконописи далеко выходят за рамки простого иллюстрирования Священного Писания и священного предания. «Философствование осуществлялось на Руси в формах иконописания». Что и позволило князю Е.Н.Трубецкому назвать икону «умозрением в красках»?
  • На вершинах своего расцвета икона совмещала строгое богословие и высокое художество, То есть в иконописи воплощалось православное вероучение, ставшее с момента принятия христианства на многие века стержнем, смысловой доминантой всей русской культуры. Какую роль при этом могла играть личность иконописца?

Богоматерь Владимирская 12 век

  • В образе, созданном Рублевым из композиции исключено изображение Авраама и Сары, а внимание сосредоточено на трех ангелах, символизирующих Бога, и их молчаливой беседе. Мастерство иконописца проявилось и в том, как передана тишина, и в том, как передано единство, и в том, как играют краски. Какие еще символы можно обнаружить в этом образе? И какие особенности самого образа вы найдете? Чтобы немного облегчить вашу задачу, я предлагаю вам разделенную на несколько частей небольшую статью, описывающую икону Рублева. Вы тоже разделитесь на группы и каждой достанется свой фрагмент. В соответствии с заданием в тексте, каждая группа постарается выделить из своего фрагмента либо символы и их толкование, либо особенности, средства создания художественного образа в этой иконе.

Работа в группах.

  • Что получается? Мы говорим о таком средстве художественной выразительности как цвет и обнаруживаем его символичность, говорим о евхаристическом символе – жертвенной чаше на столе и обнаруживаем ее контуры, □ образованные фигурами ангелов – часть образа, созданного мастером. Мы говорим о том, как передано ощущение молчаливой беседы и понимаем, что это тоже символ – вечности. А круг, в который вписана □ композиция – разве не символ? А треугольник, □ образуемый взглядами ангелов – что это композиционный прием или символ Бога?
  • Можем ли мы отделить символическое значение иконы от его художественной основы, знаки, которые здесь зафиксированы от самого образа? Как нераздельна и неслиянна сущность Троицы, так нераздельны и неслиянны религиозный символ и художественный образ иконы.

Троица

А. Рублев

15 век

Спас Нерукотворный Новгородская икона 12 века

Спас Нерукотворный

Новгородская икона 12 века

Спас Нерукотворный Симон Ушаков 17 век

Спас Нерукотворный

Симон Ушаков 17 век

Изобразительное искусство Парсуна - (от лат. persona – личность, лицо), переходная между иконой и светским произведением форма портрета. Техникой исполнения и образным строем мало отличается от иконы.

Изобразительное искусство

Парсуна - (от лат. persona – личность, лицо), переходная между иконой и светским произведением форма портрета.

Техникой исполнения и образным строем мало отличается от иконы.

Русское искусство 18 века Изобразительное искусство появляется новый жанр Портрет  парадный камерный

Русское искусство 18 века

Изобразительное искусство

появляется новый жанр

Портрет

парадный

камерный

И.П.Аргунов Портрет неизвестной в русском костюме (в кокошнике)

И.П.Аргунов

Портрет неизвестной в русском костюме

(в кокошнике)

И.Н.Никитин Портрет Петра I 1720-е г.г.

И.Н.Никитин

Портрет Петра I

1720-е г.г.

А.М.Матвеев Портрет супругов Придворный живописец Екатерины 1.

А.М.Матвеев

Портрет супругов

Придворный живописец Екатерины 1.

Русское искусство 18 века Изобразительное искусство  главным жанром становится парадный портрет   В нем персонаж предстает в наилучшем свете, во всем блеске своей общественной, государственной роли. Легко можно представить памятник человеку, изображенному на парадном портрете.

Русское искусство 18 века

Изобразительное искусство

главным жанром становится

парадный портрет

В нем персонаж предстает в наилучшем свете, во всем блеске своей общественной, государственной роли.

Легко можно представить памятник человеку, изображенному на парадном портрете.

Русское искусство 18 века  Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 - 1822

Русское искусство 18 века

Дмитрий Григорьевич

Левицкий

1735 - 1822

Д.Г.Левицкий Екатерина II законодательница в храме богини Правосудия ГРМ

Д.Г.Левицкий

Екатерина II законодательница в храме богини Правосудия

ГРМ

Д.Г.Левицкий П.А.Демидов ГТГ

Д.Г.Левицкий

П.А.Демидов

ГТГ

По инициативе Екатерины II в 1764 г. в Петербурге открывается учебное заведение для девочек - Смольный институт благородных девиц.    По заказу императрицы Левицкий выполняет серию портретов его первых выпускниц. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE

По инициативе Екатерины II в 1764 г. в Петербурге открывается учебное заведение для девочек - Смольный институт благородных девиц. По заказу императрицы Левицкий выполняет серию портретов его первых выпускниц.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE

Д.Г.Левицкий Е.И. Молчанова ГРМ

Д.Г.Левицкий

Е.И. Молчанова

ГРМ

Д.Г.Левицкий Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская ГРМ

Д.Г.Левицкий

Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская

ГРМ

Д.Г.Левицкий М.А. Львова ГТГ В доме Львовых собирался «просветительский кружок», литературно-художественный и даже театральный. К этому кружку были причастны и сослуживцы Львова по Измайловскому полку. О Николае Львове, ее муже, свидетельствует современник: «в его волшебном миру препроводил он бурные лета, в которых другие преданы единственно чувственным впечатлениям, гонятся за убегающими веселиями. Способен к глубоким размышлениям, приучал он себя благовременно к наблюдению человеческого сердца». Вместе с тем: « Обхождение его имело в себе нечто пленительное , и действие разума его , многими приятностями украшенного, было неизбежно в кругу друзей ». Также см.: http://www.liveinternet.ru/users/5158761/post352608482/

Д.Г.Левицкий

М.А. Львова

ГТГ

В доме Львовых собирался «просветительский кружок», литературно-художественный и даже театральный. К этому кружку были причастны и сослуживцы Львова по Измайловскому полку.

О Николае Львове, ее муже, свидетельствует современник: «в его волшебном миру препроводил он бурные лета, в которых другие преданы единственно чувственным впечатлениям, гонятся за убегающими веселиями. Способен к глубоким размышлениям, приучал он себя благовременно к наблюдению человеческого сердца». Вместе с тем: « Обхождение его имело в себе нечто пленительное , и действие разума его , многими приятностями украшенного, было неизбежно в кругу друзей ».

Также см.: http://www.liveinternet.ru/users/5158761/post352608482/

Русское искусство 18 века  Фёдор Степанович Рокотов 1735 - 1808 Александра Петровна Её глаза — как два тумана,  Полуулыбка, полуплач,  Её глаза — как два обмана,  Покрытых мглою неудач.  Соединенье двух загадок,  Полувосторг, полуиспуг,  Безумной нежности припадок,  Предвосхищенье смертных мук. Н.Е. Струйский

Русское искусство 18 века

Фёдор Степанович

Рокотов

1735 - 1808

Александра Петровна

Её глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Н.Е. Струйский

Русское искусство 18 века  Владимир Лукич Боровиковский 1757 - 1825

Русское искусство 18 века

Владимир Лукич

Боровиковский

1757 - 1825

В.Л.Боровиковский  Екатерина II в парке ГТГ

В.Л.Боровиковский

Екатерина II в парке

ГТГ

В.Л.Боровиковский Сёстры Гагарины ГТГ

В.Л.Боровиковский

Сёстры Гагарины

ГТГ