Русская литература и история
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Беседа о прочитанных летом книгах
– Какие книги вы успели прочитать за лето?
– Какие авторы вам встретились впервые?
– Какие герои вам запомнились?
– Какие произведения вы бы хотели перечитать?
– В каких произведениях отражаются исторические события?
– Какие произведения, кроме рекомендованных, вы прочитали и посоветовали бы прочитать другим?
– Стихотворения каких поэтов вам понравились? Какиеиз них вы выучили наизусть?
2. Чтение статьи учебника. Стр. 3-4.
Главной темой курса литературы 8 класса является взаимосвязь литературы и истории. Выписать в тетрадь понятие «историзм». Выучить его наизусть.
Ответить на вопросы после статьи.
3.Повторение изученного в 5–7 классах
– Вспомним, какие произведения мы изучали в предыдущих
классах. Постараемся сгруппировать их по времени написания и по авторам.
Комментарии
Можно провести небольшой конкурс. Список произведений
(необязательно полный), уже сгруппированный, представленна доске или проецируется на экране. После того как большинство
произведений названо, вспоминаем героев и их поступки, определяем, что помнится хорошо, а что забылось, читаем стихотворения
или их фрагменты.Этот список может пригодиться и для последующего разговора об основной теме курса 8 класса – связи русской литературы
и истории.
Примерный список произведений, изученных в 5–7 классах
Фольклор
Русские народные сказки (≪Царевна-лягушка≫, ≪Иван – крестьян-
ский сын и чудо-юдо≫); предания, былины, произведения обрядового
фольклора, загадки, пословицы, поговорки.
Древнерусская литература
• ≪Повесть временных лет≫;
• ≪Сказание о белгородском киселе≫;
• ≪Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича≫;
• ≪Поучение≫ Владимира Мономаха;
• ≪Повесть о Петре и Февронии Муромских≫.
Литература XVIII века
• И.И. Дмитриев ≪Муха≫;
• М.В. Ломоносов ≪Случились вместе два Астронома в пиру…≫,
≪К статуе Петра Великого≫;
• Г.Р. Державин ≪Река времён в своём стремленьи…≫, ≪На птичку≫,
≪Признание≫.
Литература XIX века
• Басни И.А. Крылова;
• В.А. Жуковский ≪Спящая царевна≫, ≪Кубок≫;
• А.С. Пушкин ≪Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях≫,
≪Руслан и Людмила≫, ≪Повести Белкина≫, ≪Дубровский≫, ≪Полта-
ва≫, ≪Медный всадник≫, ≪Песнь о вещем Олеге≫, ≪Борис Годунов≫;
•М.Ю. Лермонтов ≪Бородино≫, ≪Песня про… купца Калашникова≫;
•Антоний Погорельский ≪Чёрная курица, или Подземные жители≫;
•Н.В. Гоголь ≪Заколдованное место≫, ≪Тарас Бульба≫;
•Н.А. Некрасов ≪Мороз, Красный нос≫, ≪На Волге≫, ≪Дедушка≫,
≪Железная дорога≫, ≪Русские женщины≫, ≪Размышления у па-
радного подъезда≫;
•И.С. Тургенев ≪Муму≫, ≪Бежин луг≫, ≪Бирюк≫; стихотворения
в прозе;
•А.К. Толстой. Исторические баллады ≪Василий Шибанов≫,
≪Михайло
Репнин≫;
•М.Е. Салтыков-Щедрин ≪Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил≫, ≪Дикий помещик≫;
•Л.Н. Толстой ≪Кавказский пленник≫, ≪Детство≫;__
• А.П. Чехов ≪Хирургия≫, ≪Толстый и тонкий≫, ≪Хамелеон≫, ≪Зло-
умышленник≫, ≪Размазня≫;
• И.А. Бунин ≪В деревне≫, ≪Цифры≫, ≪Лапти≫;
• лирика В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (≪Няне≫, ≪Узник≫,
≪И.И. Пущину≫, ≪Зимнее утро≫), М.Ю. Лермонтова (≪Парус≫,
≪Тучи≫, ≪Листок≫, ≪На севере диком стоит одиноко…≫, ≪Утёс≫,
≪Три пальмы≫, ≪Когда волнуется желтеющая нива…≫, ≪Молит-
ва≫, ≪Ангел≫), Е.А. Баратынского, А.А. Фета (≪Весенний дождь≫,
≪Ель рукавом мне тропинку завесила…≫, ≪Учись у них – у дуба,
у берёзы…≫, ≪Ещё майская ночь≫), Ф.И. Тютчева (≪Зима недаром
злится…≫, ≪Есть в осени первоначальной…≫, ≪Как весел грохот
летних бурь…≫, ≪Листья≫, ≪Неохотно и несмело…≫, ≪С поляны кор-
шун поднялся…≫), А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова,
А.В. Кольцова, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.
Литература XX века
• И.А. Бунин ≪Косцы≫;
• Л.Н. Андреев ≪Кусака≫;
• А.И. Куприн ≪Чудесный доктор≫;
• В.Г. Короленко ≪В дурном обществе≫;
• М. Горький ≪Детство≫, ≪Старуха Изергиль≫;
• А.С. Грин ≪Алые паруса≫;
• П.П. Бажов ≪Медной горы Хозяйка≫;
• К.Г. Паустовский ≪Тёплый хлеб≫, ≪Заячьи лапы≫;
• М.М. Пришвин ≪Кладовая солнца≫;
• С.Я. Маршак ≪Двенадцать месяцев≫;
• А.П. Платонов ≪Никита≫, ≪Неизвестный цветок≫, ≪Юшка≫, ≪В пре-
красном и яростном мире≫;
• М.М. Зощенко ≪Беда≫;
• В.П. Астафьев ≪Васюткино озеро≫, ≪Конь с розовой гривой≫;
• В.Г. Распутин ≪Уроки французского≫;
• В.М. Шукшин ≪Чудик≫, ≪Критики≫;
• Ф.А. Абрамов ≪О чём плачут лошади≫;
• Е.И. Носов ≪Кукла≫, ≪Живое пламя≫;
• Ю.П. Казаков ≪Тихое утро≫;
• Ф.А. Искандер ≪Тринадцатый подвиг Геракла≫;
Зарубежная литература
• Мифы Древней Греции;
• Гомер ≪Одиссея≫, ≪Илиада≫;
• М. де Сервантес Сааведра ≪Дон Кихот≫;
• Ф. Шиллер ≪Перчатка≫;
• П. Мериме ≪Маттео Фальконе≫;
• Д. Дефо ≪Робинзон Крузо≫;
• Г.-Х. Андерсен ≪Снежная королева≫;
• М. Твен ≪Приключения Тома Сойера≫, ≪Приключения Гекльберри
Финна≫;
• Дж. Лондон ≪Сказание о Кише≫;
• О. Генри ≪Дары волхвов≫;
• А. де Сент-Экзюпери ≪Маленький принц≫;
3. Слово учителя
Посмотрим ещё раз на список изученных нами произведений.
Как мы видим, литература всегда отражала историю народа, исто-
рию страны, обращалась к важнейшим историческим событиям,
вдохновляла народ на подвиги во славу Родины, прославляла ге-
роев, обличала несправедливость, прививала любовь к Отечеству.
Главной темой курса литературы 8 класса является взаимосвязь литературы и истории.
4. Знакомство с учебником
– Кто авторы учебника?
– Какое время охватывают произведения, помещённые в учеб-
нике-хрестоматии?
– Рассмотрите форзацы учебника, прочитайте стихотворения,
помещённые на них.
– Найдите в конце части 2 учебника справочный раздел,
словарь имён писателей, литературоведов, художников;
краткий словарь литературоведческих терминов. Перели-
стайте их, вспомните несколько знакомых имён, знакомых
терминов.
III. Подведение итогов урока
– В чём вы видите связь литературы и истории?
Домашнее задание. Выучить определение «историзм».