СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература и история. Вводный урок.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен краткий конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«Русская литература и история. Вводный урок.»

Русская литература и история

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Беседа о прочитанных летом книгах

– Какие книги вы успели прочитать за лето?

– Какие авторы вам встретились впервые?

– Какие герои вам запомнились?

– Какие произведения вы бы хотели перечитать?

– В каких произведениях отражаются исторические события?

– Какие произведения, кроме рекомендованных, вы прочитали и посоветовали бы прочитать другим?

– Стихотворения каких поэтов вам понравились? Какиеиз них вы выучили наизусть?

2. Чтение статьи учебника. Стр. 3-4.

Главной темой курса литературы 8 класса является взаимосвязь литературы и истории. Выписать в тетрадь понятие «историзм». Выучить его наизусть.

Ответить на вопросы после статьи.

3.Повторение изученного в 5–7 классах

– Вспомним, какие произведения мы изучали в предыдущих

классах. Постараемся сгруппировать их по времени написания и по авторам.

Комментарии

Можно провести небольшой конкурс. Список произведений

(необязательно полный), уже сгруппированный, представленна доске или проецируется на экране. После того как большинство

произведений названо, вспоминаем героев и их поступки, определяем, что помнится хорошо, а что забылось, читаем стихотворения

или их фрагменты.Этот список может пригодиться и для последующего разговора об основной теме курса 8 класса – связи русской литературы

и истории.

Примерный список произведений, изученных в 5–7 классах

Фольклор

Русские народные сказки (≪Царевна-лягушка≫, ≪Иван – крестьян-

ский сын и чудо-юдо≫); предания, былины, произведения обрядового

фольклора, загадки, пословицы, поговорки.

Древнерусская литература

• ≪Повесть временных лет≫;

• ≪Сказание о белгородском киселе≫;

• ≪Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича≫;

• ≪Поучение≫ Владимира Мономаха;

• ≪Повесть о Петре и Февронии Муромских≫.

Литература XVIII века

• И.И. Дмитриев ≪Муха≫;

• М.В. Ломоносов ≪Случились вместе два Астронома в пиру…≫,

≪К статуе Петра Великого≫;

• Г.Р. Державин ≪Река времён в своём стремленьи…≫, ≪На птичку≫,

≪Признание≫.

Литература XIX века

• Басни И.А. Крылова;

• В.А. Жуковский ≪Спящая царевна≫, ≪Кубок≫;

• А.С. Пушкин ≪Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях≫,

≪Руслан и Людмила≫, ≪Повести Белкина≫, ≪Дубровский≫, ≪Полта-

ва≫, ≪Медный всадник≫, ≪Песнь о вещем Олеге≫, ≪Борис Годунов≫;

•М.Ю. Лермонтов ≪Бородино≫, ≪Песня про… купца Калашникова≫;

•Антоний Погорельский ≪Чёрная курица, или Подземные жители≫;

•Н.В. Гоголь ≪Заколдованное место≫, ≪Тарас Бульба≫;

•Н.А. Некрасов ≪Мороз, Красный нос≫, ≪На Волге≫, ≪Дедушка≫,

≪Железная дорога≫, ≪Русские женщины≫, ≪Размышления у па-

радного подъезда≫;

•И.С. Тургенев ≪Муму≫, ≪Бежин луг≫, ≪Бирюк≫; стихотворения

в прозе;

•А.К. Толстой. Исторические баллады ≪Василий Шибанов≫,

≪Михайло

Репнин≫;

•М.Е. Салтыков-Щедрин ≪Повесть о том, как один мужик двух

генералов прокормил≫, ≪Дикий помещик≫;

•Л.Н. Толстой ≪Кавказский пленник≫, ≪Детство≫;__

• А.П. Чехов ≪Хирургия≫, ≪Толстый и тонкий≫, ≪Хамелеон≫, ≪Зло-

умышленник≫, ≪Размазня≫;

• И.А. Бунин ≪В деревне≫, ≪Цифры≫, ≪Лапти≫;

• лирика В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (≪Няне≫, ≪Узник≫,

≪И.И. Пущину≫, ≪Зимнее утро≫), М.Ю. Лермонтова (≪Парус≫,

≪Тучи≫, ≪Листок≫, ≪На севере диком стоит одиноко…≫, ≪Утёс≫,

≪Три пальмы≫, ≪Когда волнуется желтеющая нива…≫, ≪Молит-

ва≫, ≪Ангел≫), Е.А. Баратынского, А.А. Фета (≪Весенний дождь≫,

≪Ель рукавом мне тропинку завесила…≫, ≪Учись у них – у дуба,

у берёзы…≫, ≪Ещё майская ночь≫), Ф.И. Тютчева (≪Зима недаром

злится…≫, ≪Есть в осени первоначальной…≫, ≪Как весел грохот

летних бурь…≫, ≪Листья≫, ≪Неохотно и несмело…≫, ≪С поляны кор-

шун поднялся…≫), А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова,

А.В. Кольцова, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

Литература XX века

• И.А. Бунин ≪Косцы≫;

• Л.Н. Андреев ≪Кусака≫;

• А.И. Куприн ≪Чудесный доктор≫;

• В.Г. Короленко ≪В дурном обществе≫;

• М. Горький ≪Детство≫, ≪Старуха Изергиль≫;

• А.С. Грин ≪Алые паруса≫;

• П.П. Бажов ≪Медной горы Хозяйка≫;

• К.Г. Паустовский ≪Тёплый хлеб≫, ≪Заячьи лапы≫;

• М.М. Пришвин ≪Кладовая солнца≫;

• С.Я. Маршак ≪Двенадцать месяцев≫;

• А.П. Платонов ≪Никита≫, ≪Неизвестный цветок≫, ≪Юшка≫, ≪В пре-

красном и яростном мире≫;

• М.М. Зощенко ≪Беда≫;

• В.П. Астафьев ≪Васюткино озеро≫, ≪Конь с розовой гривой≫;

• В.Г. Распутин ≪Уроки французского≫;

• В.М. Шукшин ≪Чудик≫, ≪Критики≫;

• Ф.А. Абрамов ≪О чём плачут лошади≫;

• Е.И. Носов ≪Кукла≫, ≪Живое пламя≫;

• Ю.П. Казаков ≪Тихое утро≫;

• Ф.А. Искандер ≪Тринадцатый подвиг Геракла≫;

Зарубежная литература

• Мифы Древней Греции;

• Гомер ≪Одиссея≫, ≪Илиада≫;

• М. де Сервантес Сааведра ≪Дон Кихот≫;

• Ф. Шиллер ≪Перчатка≫;

• П. Мериме ≪Маттео Фальконе≫;

• Д. Дефо ≪Робинзон Крузо≫;

• Г.-Х. Андерсен ≪Снежная королева≫;

• М. Твен ≪Приключения Тома Сойера≫, ≪Приключения Гекльберри

Финна≫;

• Дж. Лондон ≪Сказание о Кише≫;

• О. Генри ≪Дары волхвов≫;

• А. де Сент-Экзюпери ≪Маленький принц≫;

3. Слово учителя

Посмотрим ещё раз на список изученных нами произведений.

Как мы видим, литература всегда отражала историю народа, исто-

рию страны, обращалась к важнейшим историческим событиям,

вдохновляла народ на подвиги во славу Родины, прославляла ге-

роев, обличала несправедливость, прививала любовь к Отечеству.

Главной темой курса литературы 8 класса является взаимосвязь литературы и истории.

4. Знакомство с учебником

– Кто авторы учебника?

– Какое время охватывают произведения, помещённые в учеб-

нике-хрестоматии?

– Рассмотрите форзацы учебника, прочитайте стихотворения,

помещённые на них.

– Найдите в конце части 2 учебника справочный раздел,

словарь имён писателей, литературоведов, художников;

краткий словарь литературоведческих терминов. Перели-

стайте их, вспомните несколько знакомых имён, знакомых

терминов.

III. Подведение итогов урока

– В чём вы видите связь литературы и истории?

Домашнее задание. Выучить определение «историзм».