СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература тема: А С Пушкин "Евгений Онегин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская литература тема: А С Пушкин "Евгений Онегин"»

Открытый урок русская литература 9 класс

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин

Татьяна Ларина. Онегин и Татьяна в романе.

Цели урока: образовательная: Знакомство с содержанием романа А С Пушкина, образ Татьяны Лариной и отношение к героине.

развивающая: развитие навыков выразительного чтения по ролям, выразительное чтение строф романа 3 главы наизусть, анализ стихотворного текста.

Воспитательная: воспитание любви к родной природе, благородства, верности, положительных качеств характера, умение работать в группе.

Оборудование: портрет А С Пушкина, кластер

Домашнее задание к открытому уроку: Читать 3 главу романа «Евгений Онегин»; выучить наизусть «Письмо Татьяны» (девушки)

Ход урока: 1.Орг момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и рада предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к известному тексту романа А С Пушкина «Евгений Онегин»

Откройте тетради запишите

Постановка цели.

  1. ……она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекало б она очей

А С Пушки. Евгений Онегин



  1. Татьяна- натура глубокая, любящая, страстная

В.Г Белинский.

Задания: 1 Прочитайте высказывания, взятые в качестве эпиграфов к уроку;

2. Определите, о каких чертах характера героини романа Татьяны Лариной говориться в данных высказываниях, запишите их в тетрадь.

Доска Татьяна Ларина (кластер, запись в тетрадь) по 1 ученику спрашиваю с места.

На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – роману «Евгений Онегин».

Татьяна Ларина …именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А С Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами.

Сегодня на уроке, работая с содержанием 3 главы романа А С Пушкина «Евгений Онегин» наша задача: определить основные черты характера Татьяны, её нравственные принципы и ответить на основной вопрос урока: Почему Татьяна Ларина решила написать письмо Онегину, нарушая законы общества 19 века?

  1. Работа по 3 главе романа.

Учитель: ребята, как хорошо вы изучили дома 3 главу романа «Евгений Онегин», проверим ответив на вопросы викторины.



1 О ком говориться: Она по-русски плохо знала. (Татьяна)

2 О ком из героинь романа писал Пушкин «Люблю….я милую мою»(Татьяна)

3 Назовите отчество Татьяны Лариной (Дмитриевна)



«И так, она звалась Татьяной…» прочитайте 5-6 строфы 3 главы романа Пушкина, в которых он говорит о Татьяне.

--Определите, что главное в данном описании героини?

Чтение наизусть:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалось девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела,

И часто целый день одна

Сидела молча у окна

Какой вы увидели Татьяну Ларину в начале 3 главы романа? (запись в кластер)

Учитель: А С Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.

Татьяна не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл», это выделяет Татьяну из окружения.

Учитель: Писатель, давая героине это «звучное и приятное» имя, хотел подчеркнуть её связь с народным бытом («с русской душой»), с русским фольклором, с «мирной стариной».

Что же любила Татьяна? Свой ответ подтвердите строчками из текста.

(«она любила на балконе предупреждать зари восход», «Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньем луны.

Учитель: Татьяна русская душою

Сама не зная почему

С её холодною красою

Любила русскую зиму

На солнце иней в день морозный

И сани, и зарёю поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Почему при описании Татьяны, её увлечений Пушкин вводит образ природы?

Учитель: Татьяна живет и растет в атмосфере простого народного быта, в доме, где соблюдаются народные обряды, звучат русские песни, где «зимою в темноте ночей» Татьяна слушает страшные рассказы няни.

Большое значение в формировании характера девушки играет её общение с природой и чтение романов:

Ей рано нравились романы

Они ей заменяли все

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо

---Какие романы нравились Татьяне?

(Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой –благородный, способный на подвиги человек.

На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе

своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.

Учитель: Итак, мир Татьяны - это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой, сердечностью, это и увлечения романами.

Увидев в первый раз Онегина, та непохожего на знакомых молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него. Послушаем как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки. Именно письмо является важнейшим элементом романа, это основной ключ к его пониманию, поэтому с помощью письма более подробно раскроем образ Татьяны.

Чтение наизусть письма Татьяны.

Учитель: Слушая письмо, мы видим, что мысли Татьяны заняты героем, чувство переполняющее героиню – любовь.

Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным

из романов? (Нет, любовь Татьяны- настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.

В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты». Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину.

Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Смогли бы вы первой признаться в любви?

Учитель: Татьяна- первая! - пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества. Но мы не осуждаем Татьяну потому, что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый необычный поступок.

Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли поэт свою героиню?

(Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает.

Какие черты Татьяна раскрываются в её письме Онегину?

Учитель: Татьяна, отправив письмо, с нетерпеньем ждёт ответа. Но только через два дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её.

Как вы считаете, сумел ли оценить Онегин любовь Татьяны? (он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства.)работа с текстом) Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви- неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни.

Учитель: Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим.

Рефлексия. Итак, мы познакомились с образом Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.

Заключительное слово учителя.

Татьяна доверчива и искренна при этом бесстрашна. Она мечтательная,наделенная пылким воображением, почувствовала сходство между собою и Онегиным и решает, что они созданы друг для друга.

Прошли годы. Изменился мир… ..Только чувства у людей остались прежними.. Как вы помните вначале урока вы несмело делились своими откровениями о главной героине романа Татьяне Лариной.

Любовь, как мы успели заметить, -вечна. Она была, есть и будет. На примере образа Татьяны вы познали новые чувства, переосмыслили свое представление о любви.

Дома: Читайте главу 4 романа «Евгений Онегин»



























.