1. Беседа о прочитанных за лето книгах. Обмен читательским опытом.
2. Знакомство с учебником для 8 класса (Разделы, писатели). Обзор Хронологической прямой (разд. мат-л) и соотнесение с разделами учебника. Вспоминаем основные литературные направления и их отличительные особенности.
3. Работа с эпиграфом урока: «Времена не выбирают, В них живут и умирают…» А. Кушнер.
Связана ли литература и история? ------- обсуждаем проблемный вопрос и переходим к комментированию афоризмов. (Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.)
- «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький
- «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин
------------------ Формулируем тему урока: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.
4. Составление тезисного плана статьи учебника «Русская литература и история».
- Работа с учебником: чтение статьи до слов «...всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…».
Подготовка первой части тезисного плана:
Вопрос
|
Пункт плана
|
Тезис
|
Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?
|
Человек и история
|
|
Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими
|
Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах
|
|
В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?
|
Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.
|
|
Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?
|
Причины интереса русских писателей к отечественной истории
|
|
- Работа с учебником: чтение статьи со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.
Подготовка второй части тезисного плана:
Вопрос
|
Пункт плана
|
Тезис
|
Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?
|
Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России
|
|
Что такое историзм русской классической литературы?
|
Историзм русской классической литературы
|
|
Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?
|
Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории
|
|
Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории
|
Связь творчества русских писателей с историческим процессом
|
|
5. Домашнее задание: записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?
6. Выявление уровня литературного развития учащихся. Класс делится на 2 группы.
Задание: Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:
Авторы
|
Названия произведений
|
Исторические события
|
1. И. А. Крылов
|
1. «Русские женщины»
|
1. Троянская война
|
2. Н. А. Некрасов
|
2. «Рассказ танкиста»
|
2. Отечественная война 1812 г.
|
3. JI. Н. Толстой
|
3. «Волк на псарне»
|
3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
|
4. А. Т. Твардовский
|
4. «Илиада»
|
4. Война с горцами в XIX в.
|
5. Гомер
|
5. «Кавказский пленник»
|
5. Ссылка декабристов в Сибирь
|
Авторы
|
Названия произведений
|
Исторические события
|
1. Д. С. Самойлов
|
1. «Тарас Бульба»
|
1. Северная война 1700— 1721 гг.
|
2. А. С. Пушкин
|
2. «Сороковые»
|
2. Отечественная война 1812 г.
|
3. Н. В. Гоголь
|
3. «Василий Шибанов»
|
3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.
|
4. М. Ю. Лермонтов
|
4. «Полтава»
|
4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского
|
5. А. К. Толстой
|
5. «Бородино»
|
5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.
|
Ответы:
Группа 1:
1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.
Группа 2:
1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.
7. Домашнее задание: повторить! записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?