СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Русская литература и история

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Беседа о прочитанных за лето книгах. Обмен читательским опытом.

2. Знакомство с учебником для 8 класса (Разделы, писатели). Обзор Хронологической прямой (разд. мат-л) и соотнесение с разделами учебника. Вспоминаем основные литературные направления и их отличительные особенности.

3. Работа с эпиграфом урока: «Времена не выбирают, В них живут и умирают…» А. Кушнер.

Связана ли литература и история? -------  обсуждаем проблемный вопрос и переходим к комментированию афоризмов. (Афоризм (от др.-греч. ἀφορισμός «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.)

- «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький

- «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А С. Пушкин

------------------  Формулируем тему урока: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ.

4. Составление тезисного плана статьи учебника «Русская литература и история».

- Работа с учебником: чтение статьи до слов «...всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками…».

Подготовка первой части тезисного плана:

Вопрос

Пункт плана

Тезис

Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?

Человек и история

 

Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими

Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах

 

В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?

Близость истории и литературы в XVHI—XIX вв.

 

Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?

Причины интереса русских писателей к отечественной истории

 

 

- Работа с учебником: чтение статьи со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.

Подготовка второй части тезисного плана:

Вопрос

Пункт плана

Тезис

Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?

Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России

 

Что такое историзм русской классической литературы?

Историзм русской классической литературы

 

Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?

Интерес русских писателей к проблемам  всемирной  истории

 

Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории

Связь творчества русских писателей с историческим процессом

 

 

5. Домашнее задание: записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

6. Выявление уровня литературного развития учащихся. Класс делится на 2 группы.

Задание: Соотнесите авторов с названиями произведений и историческими событиями, описанными в них:

 

Авторы

Названия произведений

Исторические события

1. И. А. Крылов

1. «Русские женщины»

1. Троянская война

2. Н. А. Некрасов

2. «Рассказ танкиста»

2. Отечественная война 1812 г.

3. JI. Н. Толстой

3. «Волк на псарне»

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. А. Т. Твардовский

4. «Илиада»

4. Война с горцами в XIX в.

5. Гомер

5. «Кавказский пленник»

5. Ссылка декабристов в Сибирь

Авторы

Названия произведений

Исторические  события

1. Д. С. Самойлов

1. «Тарас Бульба»

1. Северная война 1700— 1721 гг.

2. А. С. Пушкин

2. «Сороковые»

2. Отечественная война 1812 г.

3. Н. В. Гоголь

3. «Василий Шибанов»

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. М. Ю. Лермонтов

4. «Полтава»

4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского

5. А. К. Толстой

5. «Бородино»

5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.

Ответы:

 

Группа 1:

1. 32; 2. 15; 3. 54; 4. 23; 5. 41.

Группа 2:

1. 23; 2. 41; 3. 15; 4. 52; 5. 34.

 

 

7. Домашнее задание: повторить! записать тезисы в таблицу с планом. Ответить письменно на проблемный вопрос (5-10 предложений): Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?