СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная игрушка. Матрешка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- экскурсия. На уроке изобразительного искусства дети повторяют художественные народные промыслы, узнают историю возникновения матрешки, знакомятся с  элементами росписи матрешки из различных  центров народного промысла России.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная игрушка. Матрешка»

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Русская народная игрушка. Матрешка.

Задачи урока:

Предметные:

- выполнить рисунок матрешки;

-продолжить формирование у детей кистевой росписи;

- углубить познания в области народного искусства.

Метапредметные:

- осуществлять анализ объектов;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:

- развивать потребность в творчестве;

- развивать чувство прекрасного и эстетического;

  - учиться составлять план выполнения творческой  задачи;

      - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки;

      - учиться определять степень успешности выполнения своей работы,давать оценку

работе.


Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: творческая работа, работа с литературными источниками, выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка, самопроверка, анализ художественных произведений

для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, компьютер; интерактивная доска, презентация;

для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования

ход урока

  1. Организационный момент (1 минута)

Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые.

Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.

  1. Сообщение темы и целей урока (8 минут)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам в гости пришел Петрушка и просит помочь ему открыть волшебный короб.

Звучит мелодия "Коробейники", под которую помощники – вносят в зал плетеный короб и торжественно ставят его на стол, покрытый нарядным расшитым рушником.

Ребята у нас с вами на столе стоит плетеный "короб". А вот что в нем? Давайте подумаем, чем может быть полон такой короб? /ответы детей/

Ладно, открою вам тайну старинного короба. Он наполнен игрушками! Конечно, в нем вы не найдете красавицу Барби или машинку на радиоуправлении. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире и стоят немалых денег. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров.

Но короб заколдован, и открыть его смогут только те ребята, которые хорошо знают предметы народного ремесла. Попробуем расколдовать короб? Для этого нам придется отправиться по местам художественных народных промыслов, вспомнить народные росписи и рассказать Петрушке (работа на доске с наглядным материалом)

– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.

Выступления подготовленных учеников.

1 ученик. Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье.

Но долго задерживаться на одном месте она не могла – надо было лететь дальше. Когда она улетела, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и стала та золотой.

Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по0своему. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

2. Ученик. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятка .Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным названием – Свистунья

Короб расколдован! Ребята я вижу замечательную игрушку, угадайте – какую?


Ребята я вижу замечательную игрушку, угадайте – какую?

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочкам на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть:

Разрумянилась немножко

Наша русская …

МАТРЕШКА.

Итак, ребята, назовите тему нашего урока….

Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка»

  1. Новый материал (10 минут)

Для знакомства с русской игрушкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Петрушка приготовил нам несколько заданий. Попытаемся справиться с этими заданиями.

Разделитесь на 2 группы.

1 группа «История матрешки» (на карточках)

2 группа «Виды матрешек» (собираем пазл)

Группа учащихся, прочитав текст и справившись с заданием, помогают ответить на вопросы.

  1. Когда возникла матрешка (19 век)

  2. Какая игрушка была прообразом матрешки (Японская кукла фукурума)

  3. Кто первый первым смастерил матрешку (токарь Звездочкин и художник Малютин)

  4. Как выглядела первая матрешка?

  5. С каким секретом матрешка? (разбираем матрешку)

  6. Какие приемы росписи используют мастера загорские, семеновские полхов-майданские.

  7. Чем похожи и чем различаются игрушки?

Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.


Физминутка под музыку «Неваляшки» (1 минута)

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щёчки.

Ладушки, ладушки

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки.

4. Практическая деятельность(20 минут)

Объяснение этапов росписи матрешки. Необходимо обратить внимание ребят на то, что надо постараться в наметке узора быть очень точными, т.к. неточности и ошибки уже не исправишь. Писать будем, пользуясь то тонкой кистью, то кистью потолще.

  1. Обведение контура матрёшки

  2. Прорисовка лица

  3. Рисование платка

  4. Прорисовка лица

  5. Рисование фартука

  6. Роспись матрёшки в цвете

Учитель консультирует, советует, помогает.

Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки.

Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.

5. Оценивание учащихся (2 минуты)

А теперь, ребята, я вам предлагаю устроить хоровод матрешек.

(учащиеся прикрепляют свои рисунки на доску и проводят анализ выполненных работ)

6. Итог урока (2 минуты)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

  • Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?

  • Понравилась ли тебе практическая часть урока?

  • Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?

  • Продолжи фразу: Как я сегодня работал на уроке (самооценка)?

7. Домашнее задание (1 минута)

Ребята, а вам интересно узнать еще о русских игрушках? А кто может это сделать к следующему уроку?

А может быть, кто-нибудь принесет нам на урок матрешку или другие народные игрушки и расскажет нам о них. А еще я предлагаю вам сочинить стихотворение о наших матрешках.


Приложение


 

1. Обведение контура матрёшки

 

2. Прорисовка лица

              

3. Рисование платка

4. Прорисовка лица

5. Рисование фартука

6. Роспись матрёшки в цвете

 



© 2015, 824 20