ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Русская народная игрушка. Матрешка.
Задачи урока:
Предметные:
- выполнить рисунок матрешки;
-продолжить формирование у детей кистевой росписи;
- углубить познания в области народного искусства.
Метапредметные:
- осуществлять анализ объектов;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру
- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
Личностные:
- развивать потребность в творчестве;
- развивать чувство прекрасного и эстетического;
- учиться составлять план выполнения творческой задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
- учиться определять степень успешности выполнения своей работы,давать оценку
работе.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: творческая работа, работа с литературными источниками, выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка, самопроверка, анализ художественных произведений
для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, компьютер; интерактивная доска, презентация;
для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования
ход урока
Организационный момент (1 минута)
Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные, ласковые.
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сообщение темы и целей урока (8 минут)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам в гости пришел Петрушка и просит помочь ему открыть волшебный короб.
Звучит мелодия "Коробейники", под которую помощники – вносят в зал плетеный короб и торжественно ставят его на стол, покрытый нарядным расшитым рушником.
Ребята у нас с вами на столе стоит плетеный "короб". А вот что в нем? Давайте подумаем, чем может быть полон такой короб? /ответы детей/
Ладно, открою вам тайну старинного короба. Он наполнен игрушками! Конечно, в нем вы не найдете красавицу Барби или машинку на радиоуправлении. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире и стоят немалых денег. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров.
Но короб заколдован, и открыть его смогут только те ребята, которые хорошо знают предметы народного ремесла. Попробуем расколдовать короб? Для этого нам придется отправиться по местам художественных народных промыслов, вспомнить народные росписи и рассказать Петрушке (работа на доске с наглядным материалом)
– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.
Выступления подготовленных учеников.
1 ученик. Давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева лавки, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он вырезал чашки, плошки, ложки. Стали прилетать к нему птицы. Стал человек кормить их пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица. Понравилось ей жить в необычной семье.
Но долго задерживаться на одном месте она не могла – надо было лететь дальше. Когда она улетела, в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и стала та золотой.
Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по0своему. А еще любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
2. Ученик. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятка .Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным названием – Свистунья
Короб расколдован! Ребята я вижу замечательную игрушку, угадайте – какую?
Ребята я вижу замечательную игрушку, угадайте – какую?
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская …
МАТРЕШКА.
Итак, ребята, назовите тему нашего урока….
Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка»
Новый материал (10 минут)
Для знакомства с русской игрушкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Петрушка приготовил нам несколько заданий. Попытаемся справиться с этими заданиями.
Разделитесь на 2 группы.
1 группа «История матрешки» (на карточках)
2 группа «Виды матрешек» (собираем пазл)
Группа учащихся, прочитав текст и справившись с заданием, помогают ответить на вопросы.
Когда возникла матрешка (19 век)
Какая игрушка была прообразом матрешки (Японская кукла фукурума)
Кто первый первым смастерил матрешку (токарь Звездочкин и художник Малютин)
Как выглядела первая матрешка?
С каким секретом матрешка? (разбираем матрешку)
Какие приемы росписи используют мастера загорские, семеновские полхов-майданские.
Чем похожи и чем различаются игрушки?
Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.
Физминутка под музыку «Неваляшки» (1 минута)
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
4. Практическая деятельность(20 минут)
Объяснение этапов росписи матрешки. Необходимо обратить внимание ребят на то, что надо постараться в наметке узора быть очень точными, т.к. неточности и ошибки уже не исправишь. Писать будем, пользуясь то тонкой кистью, то кистью потолще.
Обведение контура матрёшки
Прорисовка лица
Рисование платка
Прорисовка лица
Рисование фартука
Роспись матрёшки в цвете
Учитель консультирует, советует, помогает.
Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки.
Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.
5. Оценивание учащихся (2 минуты)
А теперь, ребята, я вам предлагаю устроить хоровод матрешек.
(учащиеся прикрепляют свои рисунки на доску и проводят анализ выполненных работ)
6. Итог урока (2 минуты)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.
Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?
Понравилась ли тебе практическая часть урока?
Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?
Продолжи фразу: Как я сегодня работал на уроке (самооценка)?
7. Домашнее задание (1 минута)
Ребята, а вам интересно узнать еще о русских игрушках? А кто может это сделать к следующему уроку?
А может быть, кто-нибудь принесет нам на урок матрешку или другие народные игрушки и расскажет нам о них. А еще я предлагаю вам сочинить стихотворение о наших матрешках.
Приложение
1. Обведение контура матрёшки

2. Прорисовка лица
3. Рисование платка

4. Прорисовка лица


5. Рисование фартука

6. Роспись матрёшки в цвете