СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная песня. Особенности ладового и ритмического строения на примере песни поволжского региона «Ой, да как у нас было»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ладовая организация народных песен отличается от известной нам тонально-централизованной системы, т.к. народ не изучал основ музыкальной грамоты и не знал, что есть мажор и минор, где главной ступенью является тоника. 

Просмотр содержимого документа
«Русская народная песня. Особенности ладового и ритмического строения на примере песни поволжского региона «Ой, да как у нас было»»

Русская народная песня. Особенности ладового и ритмического строения

на примере песни поволжского региона «Ой, да как у нас было»

Урок проводится с учащимися 8 класса ФГТ хорового отделения. В изучаемом ребятами хоровом репертуаре народные песни разных стран занимают особое место. Сегодня наша работа будет построена на русской народной песне нашего региона – Поволжья.

Ладовая организация народных песен отличается от известной вам тонально-централизованной системы, т.к. народ не изучал основ музыкальной грамоты и не знал, что есть мажор и минор, где главной ступенью является тоника. Всё народное творчество было устным, песни запоминались, пелись с голоса. В основе песни мог быть трихорд. А устои располагаться внизу, в середине или наверху этого звукоряда. Знаки в современном этническом музыкознании ставят на уровне звука.

Данные варианта трихорда нужно спеть и упределить устои – на какой звук мелодия больше опирается.

Когда песни разучивались с голоса, они запоминались сразу со словами. Вокализация текста могла быть силлабической – когда на каждый слог приходится один звук , и внутрислоговый распев как ударных, так и безударных гласных. Особенностью народных песен является также переакцентировка слогов в слове:



Гуляла, гуляла, гуляла

Работа с ритмом. В народных напевах существуют два типа ритмической организации: квалитативный (акцентно-тактовый), когда можно песню «уложить» в привычный нам стандартный размер, и квантитативный (времяизмерительный), который можно записать с помощью переменного размера, либо использовать запись без указания размера, а только отметив счётную единицу пульсации.

Переходим к разучиванию народной песни «Ой, да как у нас было». Сначала выполним все предварительные задания для интонирования, которые помогут нам в дальнейшей работе:

Интонирование

а) Построить и спеть попевки: от ре тетрахорд 2.2.1, от соль трихорд 2.2, от ре пентатонику 2.3.2.2. Все попевки спеть вверх и в нисходящем направлении.

б) Спеть от ре мажорный семиступенный звукоряд (Ре мажор). Сравнить со звукорядом песни «Ой, да как было» (определить название образовавшегося звукоряда).

в) Построить и спеть интервалы: от ре вверх ч.8, от ре вверх м.7, от ре вверх б.6, от ре вверх ч.5, от ми вниз ч.5, от ля вверх ч.4.

г) Спеть верхний голос песни.

д) Спеть нижний голос песни.

е) Соединить оба голоса.