Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Елизавета Андреевна, и урок литературного чтения у вас проведу я. Присаживайтесь. Вспомнили правила посадки: ноги вместе, спина прямая. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! Ребята, чему могут нас научить стихи, сказки, рассказы? Желаю вам на сегодняшнем уроке узнать что-то новое и интересное. А для этого вам нужно внимательно меня слушать и не отвлекаться. | Настраиваются на серьезную и продуктивную работу на уроке Рассказы, стихи, сказки могут научить нас многому: радоваться изменениям в природе, творить хорошие дела и поступки. | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету. П – осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Актуализация опорных знаний | Ребята, обратите внимание на доску. Прочитайте предложение. ( на доске следующее предложение: У Пашки в кармашке букашки и бумажки. Ребята, как можно назвать это предложение? Что такое скороговорка? Для чего же нужны скороговорки? Сейчас мы будем учиться произносить правильно эту скороговорку. Итак, ребята, сейчас мы устроим с вами небольшое соревнование.1 ряд – первая команда, 2 ряд – вторая команда, 3 ряд – третья команда. Сейчас, я буду читать скороговорку сначала 1 ряду, потом 2 ряду, а затем 3 ряду. Ваша задача повторить скороговорку четко, громко и без ошибок.(читаю скороговорку, а ряды повторяют) Молодцы, все умеют произносить звуки четко и громко. А сейчас прочитайте скороговорку с разными эмоциями, которые расположены на доске.(на доске эмоции: грусть ,радость, удивление) Молодцы, ребята! Ребята, как вы можете охарактеризовать данную скороговорку. К изучению, какого раздела вы приступили на прошлом уроке? Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете? А с каким жанром устного народного творчества мы будем работать сегодня, вы узнаете ,отгадав загадку. Что наш маленький народ В мир волшебный унесет. Полный смеха, света, краски! А зовется чудо – … сказка! Ребят, а знаете ли вы, что такое сказка? Да, сказка является жанром литературного творчества. Это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. На какие три группы можно разделить все сказки по их содержанию? Кто может быть автором сказок? Это означает, что сказки бывают двух видов. Каких? Кто является автором русских народных сказок? Верно, автором русских народных сказок является народ. А что можете сказать про авторские сказки? Какие части выделяют в сказках? Что такое зачин? Что такое кульминация (основная часть ) сказки? Что такое концовка в сказке? | Скороговорка Скороговорка-это предложение, в котором часто повторяются похожие звуки. Скороговорки нужны для того, чтобы правильно и четко говорить. Читают скороговорку медленно, по слогам, про себя. Каждый ряд повторяет за мной скороговорки. Читают скороговорку с разными эмоциями. Она смешная, весела. Раздел «И в шутку и в серьез». Песни, заклички, считалки, сказки, рассказы, частушки, потешки, пословицы, поговорки, прибаутки. Сказка Волшебные, о животных, бытовые Народ и отдельные люди Русские народные и авторские Народ У них есть один конкретный автор, который их написал. Зачин, кульминация,(основная часть ) концовка Это начало сказки Основное событие в сказке, ее сюжет Последние слова в сказке, т.е то, чем она кончилась |
Открытие нового знания | 1.Создание проблемной ситуации Сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, который вы видите на доске. Б 3=В 1, 2, 3,4 Итак, какое словосочетание у нас получилось? Как вы думаете, как оно относится к нашему уроку? С какой же русской народной сказкой мы с вами сегодня будем знакомиться? Еще раз внимательно прочтите название сказки и рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? Можно ли определить по ее названию главных героев? А как бы вы описали эту сказку по ее названию? Обратите внимание на раздел, в котором эта сказка находится. Ребята, в тексте вам встретились незнакомые слова: катомка, ячея, ноша, покуда, квохчешь, ступай, пролегала. Прочитайте первое слово. (вывешиваю его на доску с ударением) -Прочитайте это слово правильно, четко и с ударением (катомка) Как вы понимаете это слово? Прочитайте следующее слово, которое вызвало у вас затруднение. (вывешиваю его на доску с ударением) -Прочитайте это слово правильно, четко и с ударением (ячея) -Как вы понимаете это слово? -Ячея - отверстие, отдельная ячейка рыболовной сети. -Прочитайте следующее слово, которое вызвало у вас затруднение. (вывешиваю его на доску с ударением) -Прочитайте это слово правильно, четко и с ударением (квохчешь) -Как вы понимаете это слово? -Квохчешь – (бормотать, приговаривать) значит приговариваешь -Прочитайте следующее слово, которое вызвало у вас затруднение. (вывешиваю его на доску с ударением) -Прочитайте это слово правильно, четко и с ударением (блеять) -Как вы понимаете это слово? Приготовьтесь внимательно слушать сказку, после того как я ее прочитаю, вам необходимо ответить на вопрос: К какому виду русских народных сказок относится данная? Итак, ребята, к какому же виду русских народных сказок относится сказка «Болтливая баба»? Почему? Какие бытовые сказки вы знаете? А какие особенности нам помогут отличить бытовую сказку? Итак, к основным особенностям бытовой сказки относят: Герои – простые люди. Встречаются смешные ситуации. Высмеиваются отрицательные черты характера. Действия происходят в условиях, близких к реальности. (вывешиваю их на доске) -К работе, с каким разделом вы приступили на прошлом уроке? | Разгадывают ребус Болтливая баба Это название сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться Русская народная сказка «Болтливая баба» Болтливая баба О бабе, которая много говорит Веселая, поучительная, смешная… Возможно это жители деревенские катомка, ячея, квохчешь, блеять. Катомка Высказывают свои предположения -Катомка – сумка, которую носят за плечами Ячея Высказывают свои предположения Слушают учителя Квохчешь Бормотать Слушают учителя Блеять значит реветь по овечьи Слушают учителя Бытовые Основными чертами бытовой сказки является: веселое настроение и смешные ситуации. Каша из топора, крошечка – Хаврошечка… В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. Слушают учителя Высказывают свои мысли Мы приступили к разделу и в шутку и всерьез | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений. Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. |
Применение знаний – развитие умений | Сейчас, мы еще раз прочитаем сказку. После прочтения сказки вам нужно будет ответить на вопрос: «Что помогло мужику сохранить у себя клад?» Ребята, так что же мужику помогло сохранить у себя клад? -Где мужик нашел клад? -Чего побоялся мужик, когда нашел клад? Прочитайте этот фрагмент в тексте. -Что мужик вытащил из капкана? -Куда он его дел? -А что мужик нашел в сетях? -Что он сделал со щукой? -А зачем он поменял их местами. -Что произошло, когда мужик пришел домой? - Как отреагировала жена, когда узнала, что муж нашел клад? Найдите это в тексте. -Зачем мужику понадобились блины? -Зачем он вешал их на деревья? -Кого увидели в капкане? -А кого обнаружили в рыболовной сети? -Что произошло возле барской усадьбы. Найдите и прочитайте этот эпизод в тексте. -Это же были бараны, почему мужик сказал, что это черти? -Удалось ли мужику принести клад домой? -О чем он попросил жену? -А что произошло утром? Прочитайте этот эпизод. -Выполнила ли жена свое обещание? -Следовательно, как мы можем охарактеризовать жену? -Что произошло, когда жена мужика все рассказала соседям? -Узнал ли барин о том, что мужик нашел клад? -Почему барин не посмеялся над Татьяной, а закричал на нее: «Вон отсюда глупая баба»? -Отобрал ли барин клад у мужика? - Каким перед нами предстает барин? Найдите это в тексте. -Обманула ли жена барина? -А мужик? -Правильно ли поступил мужик в данной сказке? Почему? -Как вы думаете, как автор относится к барину? -Как вы думаете, какое состояние было у барина, когда мужик сказал ему, что никакого клада он не находил? Найдите этот эпизод в тексте. -Ребята, так кого же автор назвал в сказке болтливой бабой? - Почему? | Читают сказку Его ум и находчивость. В волчьей яме Боялся, что барин отберет клад Зайца Запутал в сети Щуку Положил ее в капкан Чтобы запутать свою жену Он приказал жене печь блины и рассказал ей про клад Блины Он вешал их на деревья Чтобы запутать жену Щуку Зайца Они испугались баранов Чтобы запутать жену Да Никому ничего не говорить Нет Не рассказывать Слух быстро дошел до барина Нет Нет Да Да правильно, потому что клад нашел он, и он вправе им распоряжаться Отрицательно Он был разозлен. Жену Татьяну Она все таки разболтала про клад. | К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело. П – ориентируются в своей системе знаний. |
Работа в парах | Сейчас мы будем работать в группах.1 ряд – 1первая группа, 2 ряд – вторая группа, 3 ряд – третья группа. Я раздаю вам листочек с пословицами, вам нужно выбрать ту, которая выражает главную мысль сказки. Помните, работая в группах, нужно прислушиваться к мнению товарищей, учитывать позицию каждого. -Прочитайте пословицы вслух, громко и четко. (один из учащихся читает пословицы вслух, четко и громко) На доске пословицы тоже есть Лучше с умным потерять, чем с дураком найти. На голове густо, а в голове пусто. Ни копьем побивают, а умом. Был бы ум, будет и рубль. Глупый разум по миру пускает. -Итак, группы готовы. Что же у вас получилось?1 группа, какую пословицу выбрали вы? - Почему? -2 группа ваша версия? Почему? -3 группа, как считаете вы? Почему? -Почему именно эта пословица подходит, объясните? -Как вы думаете, какова же мудрость сказки? Чему она нам учит? В чем ее воспитательная ценность? Верно, ребята, эта сказка учит нас быть честными, не говорить лишнего людям, проявлять ум, смекалку и находчивость. Ребята, обратите внимание на иллюстрацию. Внимательно ее рассмотрите. Как вы думаете, что передает нам иллюстрация своим содержанием? Что на ней изображено? Что изображено на первом плане? Какие чувства у вас вызывает данная картина? Как автор изобразил мужика? -Как автор изобразил его жену? Найдите в тексте эпизод, который описывает данную иллюстрацию Сейчас вы будете работать в парах. Обратите внимание на доску, здесь вы видите прилагательные. Вам с помощью этих прилагательных нужно будет составить характеристику героев сказки: 1 ряд – мужик, 2 ряд – баба, 3 ряд – барин. Помните, что работая в парах, мы прислушиваемся к мнению соседа. Свою готовность покажите ладошками. На доске прилагательные Болтливая, умный, смекалистый, жадный, находчивый, смелый, добрая, скупой, сердитый, недовольный. -Итак, пары готовы охарактеризовать героев нашей сказки. -Выйдете к доске и соотнесите прилагательные с нужными героями. (оглашают результаты) -Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. | Внимательно слушают учителя. Выбирают из предложенных пословиц те, которые выражают главную мысль сказки. Оглашаются результаты работы групп. Все группы должны выбрать 4 пословицу, так как именно ум и смекалка помогли мужику сохранить клад. Объясняют Сказка учит нас уму и смекалке, быть внимательными к своим близким и выполнять свои обещания. Внимательно рассматривают иллюстрацию. Иллюстрация передает нам образ героев и помогает наиболее полно раскрыть их как внешние, так и внутренние особенности. На ней изображены главные герои сказки Мужик с женой Чувства веселья, но и страха, ведь мужик боялся, что их увидит барин Серьезным Веселой и удивленной Находят эпизод в тексте. Внимательно слушают задание учителя. Выбирают из прилагательных те, которые подходят к тому или иному герою. Выходят к доске и распределяют прилагательные по героям. Выходят к доске | |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Итак, ребята, с каким же жанром устного народного творчества мы сегодня работали? Что мы с вами сегодня повторили? Какие же бывают сказки? С каким видом сказок мы сегодня работали? Как она называлась? Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску). Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого из вас на парте 3 яблока (красное, желтое, зеленое). Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко. Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое. Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть. За активную работу на уроке я бы хотела поблагодарить и поставить отметки ……С вами было приятно работать. До свидания. | Со сказкой Виды сказок Русские народные и авторские, волшебные, бытовые и о животных. Сегодня работали с бытовыми сказками Болтливая баба Осуществляют рефлексию деятельности, вешают на яблоню яблоки | Р – оценивают свою деятельность. Л – проявляют интерес к предмету. Р – принимают и сохраняют учебную задачу. |