МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ИВАНАЕВО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор школы
________Нуртдинова Р.Н. _________Шафикова Р.М.. ________Бадретдинов И.И.
Протокол №1 от 29.08.2019г. 29.08.2019г. приказ № 250 от 30.08.2019г.
Рабочая программа по русской родной литературе
для основного общего образования на 2019 – 2024 учебные годы
Разработана на основе примерной программы (Русская родная литература. 5-9 классы) - М.: Просвещение.2011.
Составитель рабочей программы:
учитель русского языка и литературы
Янситова Чулпан Радиковна
2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская родная литература»
Личностные результаты изучения предмета русская родная литература являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявлять внимание, желание больше узнать.
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса русская родная литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
- совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
Предметными результатами изучения курса русская родная литература является сформированность следующих умений:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
- пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
-характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
- исторических персонажей прочитанных произведений;
- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- характеризовать нравственную позицию героев;
- формулировать художественную идею произведения;
- формулировать вопросы для размышления;
- в диспуте и отстаивать свою позицию;
- давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
- выразительно читать произведения лирики;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета,курса
5 класс
Своеобразие родной литературы. (1ч.)
Русская родная литература как национально-культурная ценность народа.
Русский фольклор. (1ч.)
Сказка. Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Герой сказки как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
Древнерусская литература. (1ч.)
Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».
Из литературы XVIII века. (1ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».
Из литературы XIX века. (11ч.)
Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». Поэтический образ Родины.
Н.В. Гоголь . «Ночь перед Рождеством». Фантастические и реальные картины в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
П.А.Вяземский.Стихотворение «Первый снег». Выразительное чтение стихотворения.
Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывки из романа). Образ Пети Ростова.
К.Д.Ушинский. «Слепая лошадь»
Литература XX века (19ч.)
А.П.Гайдар Слово о писателе. Повесть «Тимур и его команда». Письменная работа по повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Отношение автора к герою в рассказе «Рыцарь Вася» ». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Л.Пантелеев «На ялике». Подвиг детей в рассказе Л.Пентелеева «На ялике»
К.Г.Паустовский «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Л.Н.Андреев «Петька на даче».
М.М.Пришвин. Рассказ «Ярик»
М.М Пришвин. «Предательская колбаса»
В.И.Белов. Рассказ «Вовка-сатюк».
Е.И.Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
В.П.Астафьев «Белогрудка»
М.М.Зощенко. Рассказ «Не надо врать».
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».
Защита проектов, исследовательских работ.
6 класс
Своеобразие родной литературы (1ч.)
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Русская родная литература как способ познания жизни.
Устное народное творчество (1ч.)
Русский фольклор . Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений
Древнерусская литература(1ч.)
Повесть о взятии Олегом Царьграда
Литература XIX века(8ч.)
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Н.А. Некрасов «Дедушка». Отрывок из поэмы.
Н. Лесков «Человек на часах» . Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человек.
Поэтический образ Родины.
И. С. Никитин. «Лес», «Ярко звезд мерцанье…»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.
В.М.Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А.П.Чехов. Рассказ «Жалобная книга»
Литература XX века(23ч.)
И.А.Бунин. Рассказ «Танька».
В.Солоухин. «Мститель»
В.Железников. «Чучело» (фрагменты из повести).
Е.Носов. Рассказ «Тридцать зерен»
А Грин. Рассказ «Победитель»
А.П.Платонов. «Июльская гроза». Рассказ «Иван Великий» . Рассказ «Путешествие воробья»
Л.Пантелеев. Рассказ «Маринка»
М.М.Зощенко «Операция»
М.М.Пришвин «Синий лапоть».
В.П.Астафьев Рассказ «Злодейка»
Ф.Искандер. «Запретный плод»
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.
А.Твардовский «Есть обрыв, где я , играя…», «Я иду и радуюсь…»
В.М.Шукшин. Рассказы.
Н.М.Рубцов. «Деревенские ночи», «Березы»
Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
Ф.А.Абрамов. Рассказ «Бревенчатые мавзолеи».
В.П.Катаев. Повесть «Сын полка». Испытания на войне и гуманность человека.
Представления результатов проектных, исследовательских работ
8 класс
Своеобразие курса русской родной литературы в 8 классе. (1ч.)
Значение художественного произведения в культурном наследии страны .
Устное народное творчество (1ч.)
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Древнерусская литература (2ч.)
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Поучение Владимира Мономаха». История создания ,значение духовно-нравственных заповедей, определявших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы.
Литература 18 века (2ч.)
Д.И.фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы «Бригадир». Истоки духовных пороков общества утверждение автором гражданских идеалов.
Литература 19 века(8ч.)
Ф.И.Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта.
Н.С.Лесков. Рассказ «Тупейный художник»- протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.
И.С.Тургенев «Вешние воды». Тема первой любви, духовной зрелости, превратностей судьбы. Поиски утрата счастья. Противостояние высоких духовных начал низменным инстинктам.
А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе «Анна на шее». Губительность торжества материального над духовным.
А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке И.Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Литература 20 века (17ч.)
А.А.Блок. Слово о поэте. Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле «На поле Куликовом». Стихотворение «Россия».
И.А.Бунин. Красота человеческой души в рассказе «Сверчок». Христианские мотивы в рассказе «Сверчок».
К.Д.Воробьев. «Немец в валенках» . Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.
Е.И. Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении «Красное вино Победы»
Е.И.Носов. Образ защитников родной земли в повести «Усвятские шлемоносцы».
Р.Р.Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Н осова.
Публицистика . Д.С. Лихачев. Обзор книги «Письма о добром и прекрасном». Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.
В.М.Песков- писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерке «Помнить о Родине»
Ю.П.Герман. Очерк жизни и творчества. Обзор произведений «Россия молодая», «Дорогой мой человек», «Дело, которому ты служишь»
Современная литература (4ч.)
Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос»- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н.Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты) – повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.
Защита проектов, исследовательских работ.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Раздел/тема урока | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
Устное народное творчество (2ч.) | |
1 | Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа | 1 | |
2 | Русский фольклор. Сказка | 1 | |
Древнерусская литература(1ч.) |
3 | Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря» | 1 | |
Литература 18 века (1ч.) | |
4 | М.В.Ломоносов. «Лишь только дневной шум умолк…» | 1 | |
Литература 19 века(11ч.) |
5 | Басни. Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» | 1 | |
6 | В.И.Даль. Сказка «Что значит досуг?» | 1 | |
10117 | К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь» | 1 | |
8-9 | Н.В.Гоголь . «Ночь перед Рождеством» | 2 | |
10 | Фантастические и реальные картины в повестиН.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 1 | |
11 | П.А.Вяземский. Стихотворение «Первый снег» | 1 | |
12-14 | Л.Н.Толстой. «Война и мир» (отрывки из романа) | 3 | |
15 | К.Д.Ушинский . «Слепая лошадь» | 1 | |
Литература 20 века(19ч.) | |
16-18 | А.П.Гайдар. Слово о писателе.Повесть «Тимур и его команда» | 3 | |
19 | Письменная работа по повести .А.П.Гайдара «Тимур и его команда» | 1 | |
20 | Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | |
21 | Отношение автора к герою в рассказе «Рыцарь Вася» | 1 | |
22 | Л.Пантелеев «На ялике» | 1 | |
23 | Подвиг детей в рассказе Л.Пантелеева «На ялике» | 1 | |
24 | К.Г.Паустовский. « Похождения жука-носорога» (солдатская сказка) | 1 | |
25 | Л.Н.Андреев. Петька на даче» | 1 | |
26 | М.М.Пришвин. Рассказ «Ярик» | 1 | |
27 | М.М.Пришвин Рассказ «Предательская колбаса» | 1 | |
28 | В.И.Белов Рассказ «Вовка-сатюк» | 1 | |
29 | Е.И.Носов. Рассказ «Трудный хлеб» | 1 | |
30 | В.П.Астафьев «Белогрудка» | 1 | |
31 | М.М.Зощенко . Рассказ «Не надо врать» | 1 | |
32 | К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | |
33-34 | Защита проектов, исследовательских работ | 2 | |
6 класс
№ п/п | Раздел/тема урока | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
Устное народное творчество (2ч.) | |
1 | Родная (русская) литература как способ познания жизни | 1 | |
2 | Русский фольклор. Сказка «Два Ивана- солдатских сына» | 1 | |
Древнерусская литература (1ч.) | |
3 | Повесть о взятии Олегом Царьграда | 1 | |
Литература 19 века (8ч.) |
4 | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы» (главы «Иванов», «Ябеды», «Экзамены») | 1 | |
5 | Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены» | 1 | |
6 | Н.А.Некрасов. «Дедушка». Отрывок из поэмы. | | |
7 | Н.Лесков «Человек на часах» | 1 | |
8 | И.С.Никитин «Лес», «Ярко звезд мерцанье» | 1 | |
9 | К.Толстой. «Край ты мой, родимый край» | 1 | |
10 | В.М.Гаршин. Сказка о жабе и розе | 1 | |
11 | А.П.Чехов. Рассказ «Жалобная книга» | 1 | |
Литература 20 века(23ч.) |
12 | И.А.Бунин . Рассказ «Танька» | 1 | |
13 | В.Солоухин «Мститель» | 1 | |
14 | В.Железников. «Чучело»(фрагменты из повести) | 1 | |
15 | Е.Носов. Рассказ «Тридцать Зерен» | 1 | |
16 | А.Грин Рассказ «Победитель» | 1 | |
17 | А.П.Платонов. «Июльская гроза» | 1 | |
18 | А.П.Платонов . Рассказ «Иван Великий» | 11 | |
19 | А.П.Платонов. Рассказ «Путешествие воробья» | 1 | |
20 | Л.Пантелеев . Рассказ«Маринка» | 1 | |
21 | М.М.Зощенко. «Операция» | 1 | |
22 | М.М.Пришвин. «Синий лапоть» | 1 | |
23 | В.П.Астафьев. «Злодейка» | 1 | |
24 | Ф.Искандер. «Запретный плод» | 1 | |
25 | А.Г.Алексин «Домашнее сочинение» | 1 | |
26 | А.Твардовский «Есть обрыв.где я, играя…», «Я иду и радуюсь…» | 1 | |
27 | В.М.Шукшин. Рассказы. | 1 | |
28 | Н.М.Рубцов. «Деревенские ночи», «Березы». | 1 | |
29 | Р.П.Погодин. «Время говорит-пора» Взаимоотношения детей и родителей. Доброта и дружба | 1 | |
30 | Ф.А.Абрамов. Рассказ «Бревенчатые мавзолеи» | 1 | |
31 | В.П.Катаев . Повесть «Сын полка» | 1 | |
32 | В.П.Катаев. Повесть «Сын полка». Испытания на войне и гуманность человека | 1 | |
33-34 | Представление результатов проектных, исследовательских работ | 2 | |
8 класс
№ п/п | Раздел/тема урока | Кол-во часов , отводимых на изучение темы | Примечание |
Устное народное творчество (2ч.) |
1 | Своеобразие курса русской родной литературы в 8 классе | 1 | |
2 | Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы | 1 | |
Древнерусская литература(2ч.) |
3 | «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 1 | |
4 | «Поучение Владимира Мономаха». История создания ,значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы | 1 | |
Литература 18 века (2ч.) |
5-6 | Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы «Бригадир». Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов | 2 | |
Литература 19 века(8ч.) |
7 | Ф.И.Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта | 1 | |
8-9 | Н.С.Лесков. Рассказ «Тупейный художник»- протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви | 2 | |
101 10 | И.С.Тургенев «Вешние воды». Тема первой любви ,духовной зрелости, превратностей судьбы. | 11 1 | |
11 | И.С.Тургенев «Вешние воды». Поиски и утрата счастья. Противостояние высоких духовных начал низменным инстинктам. | 1 | |
12-13 | А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе «Анна на шее». Губительность торжества материального над духовным | 2 | |
14 | А.Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке М.Репнина в эпоху Ивана Грозного. | 1 | |
Литература 20 века(17ч.) |
15 | А.А.Блок. Слово о поэте . Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле «На поле Куликовом». Стихотворение «Россия» | 1 | |
16 | И.А.Бунин Красота человеческой души в рассказе «Сверчок» | 1 | |
17 | Христианские мотивы в рассказе И.А.Бунина «Сверчок» | 1 | |
18 | К.Г.Паустовский . Повесть «Золотая роза». Жанровые особенности произведения, проблематика , сложность и многогранность авторской оценки | 1 | |
19 | Размышления автора над природой творчества, единство красоты мира и души человека в повести К.Г.Паустовского «Золотая роза» | 1 | |
20 | К.Д.Воробьев. Рассказ «Синель». Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. | 1 | |
21 | К.Д.Воробьев. Уроки доброты и милосердия в рассказе «У кого поселяются аисты» | 1 | |
22 | К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе «Седой тополь» | 1 | |
23 | К.Д.Воробьев. « Немец в валенках». Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле. | 1 | |
24 | Л.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях. Опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. | 1 | |
25 | Е.И.Носов. жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении «Красное вино Победы» | 1 | |
26 | Е.И.Носов. Образ защитников родной земли в повести «Усвятские шлемоносцы» | 1 | |
27 | Р.Р .Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова | 1 | |
28 | Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги «Письма о добром и прекрасном» | 1 | |
29 | Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни | 1 | |
30 | В.М.Песков-писатель,журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерке «Помнить о Родине» | 1 | |
31 | Ю.П.Герман. Очерк жизни и творчества.Обзор произведений «Россия молодая», «Дорогой мой человек», «Дело , которому ты служишь» | 1 | |
Современная литература (4ч.) |
32 | Д.Доцук Рассказ о писательнице «Голос»-повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых | 1 | |
33 | Н.Назаркин «Мандариновые острова (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры. | 1 | |
34-35 | Защита проектов, исследовательских работ. | 2 | |