СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские и осетинские инструменты.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с разнообразным миром русских и осетинских музыкальных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Русские и осетинские инструменты.»

2 классТема: «Русские и осетинские народные инструменты»
Художественно-педагогическая идея урока:

-познакомить учащихся с разнообразным миром русских и осетинских музыкальных инструментов: от простейших звукоподражательных до сложных;

-научить различать общие закономерности, объединяющие инструменты разных времен в
группы, выявлять характерные особенности русской музыки в сравнении с музыкой других народов;

-познакомить учащихся более глубоко с существующим осетинским инструментарием, их строением и традиционно сложившимися формами конструкций, принадлежности к быту осетин; --развивать умение учащихся размышлятьо музыкальном творчестве осетин и других народов, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, сравнивать музыкальные народных произведений;

-учить учащихся различать тембры осетинских народных инструментов и оркестров, выразительно исполнять народные сочинения на простых музыкальных инструментах;

-активизировать учащихся на слушание музыки разных народов в домашних условиях и узнавать по звучанию народные музыкальные инструменты.

Ход урока
Урок следует начать с проверки домашнего задания,
Чтобы учащиеся имели полное представление о
фольклоре, в том числе русском, им необходимо познакомиться с русскими народными инструментами. Песенное и инструментальное искусство, как и сами инструменты, совершенствовались веками народными музыкантами. «Русские народные инструменты» представит учащимся калейдоскоп мелодий, тембров, ритмов разных русских инструментов.
К примеру, русская дудка, свирель, у пастуха имеет свой особый наигрыш на каждый случай: «сгонная», когда пастух утром идет по деревне или когда коров в поле гонят, или чтобы коровы на траву весело ходили, или когда волк прибегает. С помощью всего 3–4-х звуков пастух создает удивительные ритмические узоры, и каждый раз новые.
Казалось бы, какое отношение к музыке имеет глина? Тем не менее из нее делали свистульки в форме птиц, животных, рыб, наездников. Сейчас свистульки стали детскими игрушками, но когда-то имели ритуальное значение. В середине XIX вв.. Вятской губернии существовал праздник поминовения предков. После поминовения умерших начиналось гулянье, где обязательным правилом было свистеть в свистульки.
Этот обряд именовался «свистопляской».
В подтверждение выше сказанного учащиеся рассмотрят на картинках изображение русских музыкальных инструментов. Изучат группы, на которые они подразделяются, послушают «Наигрыш» на пастушьем рожке.
Развитие русского музыкального искусства до XVII века происходило в двух противостоящих областях – народной и церковной музыки. В народной среде выделялись профессиональные музыканты – скоморохи, которые пели и играли на музыкальных инструментах, как на картине
С. Кирилова Церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения, так как инструменты были запрещены православной церковью. Исключение составляло только искусство игры на колоколах, которое получило развитие в разнообразных
формах простого звона, перезвона, трезвона и т.д.
Следующим этапом знакомства учащихся с русскими музыкальными инструментами будет символ русского народа - балалайка -сопутствующие фотографии. Здесь вместе с учащимися можно вспомнить русские народные песни «Пойду ль я, выйду ль я» и «Светит месяц», которые ранее прозвучали в записи в исполнении оркестра русских народных инструментов. Следует вновь их послушать, исполнить всем классом под фонограмму и определить звучание музыкальных инструментов.
Теперь учащиеся узнают о глубоких корнях древнейшей осетинской инструментальной культуры. Знакомство на уроках с каким-либо музыкальным инструментом предполагает и рассмотрение обстоятельств, вызвавших к жизни инструмент и определивших его место в художественной
культуре народа. Именно поэтому при изучении народного музыкального инструмента учащиеся узнают, какое место он занимает в музыкальном быту, к какой группе или подгруппе относится.
С музыкой связаны почти все главные герои нартов
– Урузмаг, Сослан (Созырыхъо), Батрадз, Сырдон и, конечно, Ацамаз, этот Орфей осетинской мифологии, изображенный на картине Батраза Дзиова. В.И.Абаев так сказал о Нартовском эпосе: «Сочетание грубой и жестокой воинственности с какой-то особой привязанностью к музыке, песням и пляскам составляет одну из характерных особенностей нартовских героев. Меч и фæндыр –это как бы двойной символ нартовского народа...».
Учащиеся слушают запись народной мелодии в исполнении ансамбля народных осетинских инструментов (уадындз, гуымсаг, дала фандыр, къарцганаг, ирон хъандзал фандыр).
Хореографическая культура осетин, уходящая корнями в глубокую древность, представляет собой явление самобытное и сложное. Любые народные праздники, в том числе и религиозно-бытовые, не говоря уже о свадьбах, крестинах, просто не мыслились без танцев и хороводов.
Наиболее распространенные танцы в своем большинстве были массовыми, потому и музыкальное сопровождение их требовало соответствующей силы звучания, что и приводило к количественному увеличению единиц звучащих инструментов, объединяя их в ансамбль.
учащиеся узнают, что наиболее многочисленной в осетинском народном музыкальном инструментарии считается духовая группа, которую принято считать самой древней. Всевозможные дудки, сигнальные звуковые орудия, свистульки из рога, кости, раковины, добытые археологами, восходят к эпохе каменного века. Инструмент уадындз как одна из разновидностей продольной флейты с незапамятных времен бытует в музыкальном фольклоре осетин и засвидетельствован в памятнике эпического творчества осетин «Сказания о нартах».
Струнная группа инструментов у осетин распространена в музыкальном быту повсеместно. Одним из древних музыкальных инструментов осетин является смычковый инструмент – хъисын фæндыр, который наряду с дыууадæстæнон фæндыром в народном инструментарии занимает одно из центральных мест. В прошлом инструменты типа хъисын фæндыр были широко распространены у многих народов Кавказа, что объясняется общностью природных и географических условий, исторических судеб народов. Древнейшие смычковые инструменты были без ладов, изготавливались вручную, и их мог сделать практически любой член семьи. Поэтому они встречались почти в каждой семье.
Учащиеся слушают осетинскую народную мелодию на хъисын фандыре.
Ряд названий деталей инструментов у народа ассоцируется с
древними орудиями повседневнего труда (æрдын – смычок, æвдузæн
– петля из волос смычка, къæбæл – пуговка и т.д.). Если принять во
внимание, что Нартовские сказания исполнялись под аккомпанемент
хъисын фæндыра и дыууадæстæнон фæндыра, то и эти термины еще в
глубокой древности вошли в музыкальный обиход.
Одним из древних культов человечества считается культ покойника и связанные с ним народные обычаи. В некоторых обрядах участвует инструмент хъисын фæндыр, когда исполнитель подсаживался
к покойнику и начинал играть. У осетин кроме обряда «æхсæвбадæн» (буквально ночное сидение), хъисын фæндыр широко применялся во время поисков погибших под снежным обвалом. Там, где звуки инструмента глохли, замирали, там и откапывали погибших. Объяснялось это тем, что смычковые инструменты обладают сверхестественными, магическими свойствами в общении с духами усопших. Существуют и другие элементы религиозного назначения инструмента, когда хъисын
фæндыр использовался осетинами у постели больного. В этом случае пелись песни («Дзуары зарджытæ»), устраивались танцы и ублажалось божество, ниспославшее тот или иной недуг.
Искусные исполнители на хъисын фæндыре могли безошибочно, по звучанию, инструмента предсказывать погоду даже на 2–3 дня вперед. Многие исполнители на хъисын фæндыре связывают звучание
инструмента с функциями голосов в хоровом пении. Названия струн точно совпадают с названиями поющих в хоре голосов. Изображение на головках музыкальных инструментов голов разных животных и птиц говорит о распределении инструментов по звуковысотному принципу – инструмент с изображением бычьей головы должен звучать ниже, чем инструмент с изображением птичьей головы и т.д.
В группу струнных музыкальных инструментов входит струнно-щипковый дыууадæстæнон фæндыр, занимающий особое место в художественной культуре осетинского народа. Традиционный дыууадæстæнон фæндыр представляет собой разновидность небольшой угольной
арфы с двенадцатью струнами, изготовлявшимися из конского волоса. Арфы были известны с глубокой древности почти всем народам. У многих народов древности (вавилонян, китайцев, греков) строение, размеры, количество струн на инструментах, соотношение тонов, непосредственно связывались с небесными светилами. Число «пять» соответствовало числу основных планет известных с глубокой древности (Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий,
Венера), а число «семь» тем же пяти планетам и еще Луне и Солнцу. Число музыкантов при храмах – семь. Таким образом, «пять» и «семь» были основными числами музыкальной системы древности – «пяти» соотвествовала пен- татоника, «семи» – семиступенный звукоряд.
Появление арфы на Кавказе связано со скифами (по мнению Б.А. Калоева). В.И. Абаев объясняет современное название инструмента – фæндыр, связывая с малоазиатским-греческим «pantur», означающим «маленькая дуга». В западной Азии маленькая лукообразная арфа первоначально называлась «pan», а инструмент с длинной «шеей» –дугой – «pantur». Название меленькой арфы «pantur», видимо, стало
чем-то вроде синонима благозвучия, музыкального инструмента вообще, о чем свидетельствует распростронение различных вариантов слова «pantur» в языках многих народов: пандури (грузинский), пандир (армянский), пандэр (чеченский), бандура (украинский).
Дыууадæстæнон фæндыр в осетинской мифологии, благодаря широкому распространению не только в музыкальном, но и в поэтическом творчестве, вошел в сферу легенд в качестве носителя одной из главных эмоциональных начал – скорби. В сказании «Гибель семьи Сырдона» воспроизведена картина создания фæндыра. Главная мысль, вложенная в сказание – музыка рождается из трагедии: «Скорбь вызывает и облагораживает даже злодеев, и мы
видим, что в эту ужасную минуту Сырдон вырастает перед нами в яркую и трагическую фигуру, внушающую невольное уважение. Он делает арфу, натягивает на нее двенадцать струн и начинает в звуках изливать свое горе ...» (Абаев В.И., «Нартовский эпос»).
Еще одним представителем осетинского музыкального инструментария семейства щипковых является – дала фæндыр. С появлением в музыкальном быту осетин русской балалайки исполнители на дала фæндыре распространили характерное для балалайки звукоизвлечение –
бряцание, что повлияло как на конструкцию инструмента(струны из конских волос не выдерживали бряцание и их
заменяли жильными или металлическими), так и на его репертуар.
В прошлом дала был преимущественно сольно-аккомпанирующим инструментом, сопровождающим пение и танцы. Под аккомпанемент пелись лирические (любовные), бытовые песни, песни, сопровождавшие танцы. Сложное название дала фæндыр образовано по такому же принципу, как и сложные названия других музыкальных инструментов. Первые компоненты этих сложных названий указывают на материал, который лежит в основе инструмента («хъис» – волос, «хъандзал» – пружина), в другом случае – на функцию инструмента («хъырнæг» – подпевающий), в третьем случае – на количество струн
(«дыууадæстæнон» – двенадцатиструнная). Слово «дала» предполагает происхождение из арабо-персидского «дайра» – круг (обруч), что плохо подходит для внешнего вида инструмента (ничего похожего на круг, обруч). Возможно слово «дала» восходит к звукоподражающему «дала» – дулла кæнын, как, к примеру, некоторые исполнители хъисын фæндыр иногда называли «хырттым-бырттым».
Группа ударных инструментов в осетинском музыкальном инструментарии представлена в основном тремя инструментами – гуымсæг, дала и къæрцгæнæг. По существу, это двухсторонний кавказский барабан, бубен и род трещоток. По подгруппам они распределяются на мембранные (гуымсæг, дала) и самозвучащие (къæрцгæнæг).
Назвать эти инструменты исконно осетинскими нельзя, потому что они давно получили широкое распространение почти у всех народов мира. Говоря об ударных инструментах осетин, правильнее их считать общерегиональными, общекавказскими, так как и функционально и по исполнительским особенностям осетинский «гуымсæг» мало чем отличается от грузинского «доли», армянского «доол», азербайджанского «нагара», дагестанского и чечено-ингушского «гавал» и т.д. Так же нет особой разницы между осетинским «дала» и грузинским «дойра», армянским «даф» – «дэф» – «дапп» – «хавал», азербайджанским «даф», дагестанским и чечено-ингушским «тэп» и т.п. Не случайно гуымсæг и дала долгое время оставались для осетинского музыкального быта «инородными» и использовались с осторожностью. Но ни один осетин не представляет себе народные танцы без къæрцгæнæг. И сегодня народные пляски не обходятся без него. Но если под рукой его не бывает, то находят заменяющий къæрцгæнæг предмет (кусок
дранки, расщепленный отрезок палки). Инструменты типа осетинского къæрцгæнæг широко распространены на Кавказе. Идиофонические инструменты (так называются все
самозвучащие инструменты) являются одним из раннихпримитивных видов ритмо-шумовых инструментов человечества.