МАОУ Голышмановская СОШ №2 |
Русские летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи. |
Номинация «Лучший урок литературы» Учитель русского языка и литературы С.В. Швецова. |
Аннотация
Проект разработан для предмета - литература, аудитория – обучающиеся 6 класса.
В рабочей программе по литературе и в учебнике Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015. Есть тема: Русские летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи.
На уроке обучающиеся будут знакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью. Изучат, что такое летопись и какие существовали летописи. Познакомятся с древнейшей из сохранившихся датированной рукописной книгой Остромирово Евангелие.
Содержание
Введение – 3стр.
Основная часть:
Глава 1 - Ход урока – 5 стр.
Глава 2 - Работа с ресурсами и фондом Президентской библиотеки – 9 стр.
- Знакомство с Остромирово Евангелие.
- Знакомство с Лаврентьевской летописью.
- Игра «Назови слово».
Глава 3 - Применение новых знаний – 11 стр.
Заключение – 13 стр.
Список используемой литературы – 15 стр.
Источники из электронного фонда Президентской библиотеки – 16 стр.
Приложение 1 – 17 стр.
Приложение 2 – 19 стр.
Введение
Актуальность данного проекта заключается в изучении литературного наследия русского человека, его исторических корней, получении достоверной информации из фондов Президентской библиотеки.
Планируемые образовательные результаты:
1. Личностные:
- формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважения к родной литературе и чувства любви к родному языку;
-развитие целостного восприятия искусства и человека;
- обучение использованию для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации.
2. Метапредметные:
-продолжить формирование умений определять цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
- развивать умение вырабатывать собственное мнение с учётом позиции других, выбирать стратегию общения, регулировать своё поведение;
- формировать умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
3. Предметные:
- углубить представление о понятии «летопись», «сказание», «художественный образ»,
- развивать навыки анализа художественного текста и способов выражения собственного отношения к произведению;
-формировать коммуникативные и речевые умения на основе работы с текстом и другими произведениями искусства.
Глава 1. Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Добрый день! Улыбнемся друг другу и с хорошим настроением продолжим знакомство с произведениями великой русской литературы. | Мобилизация внимания. |
2. Мотивация. 3. Актуализация знаний | - В трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» отец Пимен говорит: «Ещё одно последнее сказанье – и летопись окончена моя…» О чём пойдет речь сегодня на уроке? - Чем летопись отличается от фольклора? - С каким произведением древней русской литературы вы познакомились в 5 классе? | Учащиеся вспоминают материал, изученный в 5 классе, отвечают на вопросы учителя. |
4.Целеполагание. | - Дома вы прочитали статью Д.С.Лихачева и Т.Н.Михельсона «Древнерусская литература». Используя её, попробуйте сформулировать тему урока. | - формулируют тему урока и сверяют с образцом; |
5.«Открытие» нового знания | - Используя информацию статьи учебника, назовите период, в который развивалась древнерусская литература. - Как называется русская литература с XVIII века? - Какие исторические и культурные явления повлияли на возникновение древнерусской литературы? - Когда произошло крещение Руси, и какое значение это имело для древних русичей? Выборочное чтение фрагментов статьи учебника о значении болгарских книг для становления оригинальной древнерусской литературы. - Кто был создателем азбуки, принятой на Руси? Слово учителя Старославянский и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят и в современном русском языке. Создание письменности тоже явилось одним из условий, необходимых для возникновения древнерусской литературы. Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология. - Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали? -Когда на Руси появились летописи и где они создавались? ________________________________________ Словарная работа. - Как вы понимаете значение терминов летопись, летописание, летописец? _______________________________________ Выявление уровня восприятия содержания статьи учебника. – Скажите, что представляли собой первые книги? – Как читали книги люди Древней Руси? – Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры. - Какие черты отличают летописные произведения? Слово учителя. “Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”). В основе всего древнерусского летописания лежит “Повесть временных лет”. Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был дважды переработан и дополнен. - Кто создал «Повесть временных лет»? - Что включает в себя эта книга? - В первоначальном ли виде дошла до нас «Повесть…»? - Каково содержание книги? - Какую задачу ставил перед собой летописец? - Рассмотрите на слайде и форзаце учебника репродукцию картины Васнецова “Нестор-летописец”. – Как изображен летописец? – Какова главная мысль этой картины? - Каким вы видите Нестора? | Отвечают на вопросы, записывают ответы в рабочем листе; -овладевают новыми словами; -отвечают на вопросы учителя, извлекая информацию из статьи учебника, аргументируют свои ответы; -развивают речевые навыки, позволяющие выразить оценку произведения искусства; -воспроизводят знания, полученные на уроках истории; -овладевают новыми словами; -учатся на слух воспринимать литературное произведение и адекватно его понимать; - учатся рецензировать профессиональное чтение; - работают в парах; - осуществляют работу по содержательному анализу текста; - выборочный пересказ фрагментов сказания; - формулируют свою точку зрения; -аналитическая деятельность, смысловое чтение текста, лингвистический анализ произведения Работа с иллюстрацией. |
| | | |
| | | |
| | | |
Глава 2. Работа с ресурсами и фондом Президентской библиотеки:
Знакомство с Остромирово Евангелие.
Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю познакомиться с Древнейшей книгой на Руси, написанной кириллицей, используя ресурсы президентской библиотеки.
(Заходим в ЭЧЗ – логин пароль – Остромирово Евангелие)
Подготовленный обучающийся:
- Остромирово Евангелие – памятник культуры мирового значения – хранится в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке. Это древнейшая из сохранившихся восточнославянская точно датированная рукописная книга.
Многие рукописи этого времени сохранились лишь частично в виде отдельных листков или отрывков, Остромирово Евангелие дошло до настоящего времени в своем полном объеме, оно состоит из 294 пергаментных листов.
Работа была начата 21 октября 1056 г. и закончена 12 мая 1057 г. Остромирово Евангелие написано на пергамене уставом. Книга замечательна богатым художественным оформлением, которое выполнено красками с применением золота в так называемом старовизантийском стиле.
В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!
В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.
Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.
Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,
М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф
Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Знакомство с Лаврентьевской летописью в фонде Президентский библиотеке.
(Заходим в ЭЧЗ – логин пароль – Лаврентьевская летопись)
Учитель: Чем похожи эти исторические памятники, и в чём различия?
Игра «Назови слово».
К старославянским словам нужно подобрать пары исконно русских слов.
Глад – голод; Здравие – здоровье; Здравый – здоровый; страж- сторож; Страна – сторона; Драгой – дорогой; Брег – берег; Древо – дерево; Хлад – холод; Врата – ворота; Злато – золото; Власы – волосы.
Глава 3. Применение новых знаний
6. Включение нового знания в систему знаний. | - Что общего у летописи «Повесть временных лет» и «Остромирова Евангелие»? - Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва. - Подумайте, чему учат нас произведения древнерусской литературы? | -сравнительный анализ произведений древнерусской литературы; - смысловое чтение текста, учатся формулировать своё мнение; |
7. Рефлексия и оценивание | Игра «Вспомни!» , заполнение Рабочего листа. (Приложения 1, 2) Выставление оценок за работу. | -подводят итоги работы на уроке, обобщают результаты анализа |
Домашнее задание. | Первый уровень: К старославянским словам нужно подобрать пары исконно русских слов. Второй уровень (по выбору учащихся): Письменный ответ на вопрос: Как ты понимаешь слова Д.С. Лихачёва: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины»? Сочинение-миниатюра в форме рассуждения на тему: «Великая бывает польза от учения книжного». | - обдумывают домашнее задание, задают вопросы. |
Заключение
Данный урок соответствует современным требованиям ФГОС. Он разработан для предмета - литература, аудитория – обучающиеся 6 класса.
В рабочей программе по литературе и в учебнике Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на элек-тронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015. Есть тема: Русские летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи.
На уроке обучающиеся познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью. Изучат, что такое летопись и какие существовали летописи. Познакомятся с древнейшей из сохранившихся датированной рукописной книгой Остромирово Евангелие.
Актуальность данного проекта заключается в изучении литературного наследия русского человека, его исторических корней, получении достоверной информации из фондов Президентской библиотеки.
Планируемые образовательные результаты:
1. Личностные:
- формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважения к родной литературе и чувства любви к родному языку;
-развитие целостного восприятия искусства и человека;
- обучение использованию для решения познавательных коммуника-тивных задач различных источников информации.
2. Метапредметные:
-продолжить формирование умений определять цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
- развивать умение вырабатывать собственное мнение с учётом позиции других, выбирать стратегию общения, регулировать своё поведение;
- формировать умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
3. Предметные:
- углубить представление о понятии «летопись», «сказание», «художе-ственный образ»,
- развивать навыки анализа художественного текста и способов выра-жения собственного отношения к произведению;
-формировать коммуникативные и речевые умения на основе работы с текстом и другими произведениями искусства.
Список используемой литературы
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на элек-тронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015.
Универсальные поурочные разработки по литературе. К учебникам-хрестоматиям: В. П. Полухиной (М.: Просвещение); Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа).
Энциклопедический словарь
А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»).
Источники из электронного фонда Президентской библиотеки
Лаврентьевская летопись: https://www.prlib.ru/item/342021 ( дата обращения 25 мая 2023 года)
Остромирово Евангелие6 https://www.prlib.ru/item/355487 ( дата обращения 25 мая 2023 года)
Приложение 1
Рабочий лист
Ф.И.______________________________________________________
Тема урока: Русские летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи.
Задание | ответ | оценка |
1. Выстройте в логическом порядке и по степени значимости задачи нашего урока | Дать характеристику старца. Познакомиться с летописью «Повесть временных лет». Определить чувства, с которыми автор описывает события. | |
2. В какие века развивалась древняя русская литература? | | |
3. Условия возникновения древнерусской литературы | 1. 2. 3. | |
4. Когда и где возникли летописи? | | |
5.Автор «Повести временных лет» | | |
6. Установи соответствие: | | |
Летопись | составление летописи. | |
Летописание | монах, составлявший летописи. | |
Летописец | погодная запись исторических событий, производимая современником. | |
7. Автор картины «Нестор-летописец» 8. Где находится Остромирово Евангелие? | | |
Приложение 2
Игровая программа «Вспомни!»
1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
3.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)
4.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
5.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке? («Повесть временных лет)
6.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка? (Остромирово Евангелие)
7. Какие ещё знаете летописи? ( Лаврентьевская летопись)