СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русские народные игры,как средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого. Задача (родителей, педагогов) —дать  детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры.

Просмотр содержимого документа
««Русские народные игры,как средство приобщения ребенка к традициям русского народа».»

«Русские народные игры, как   средство приобщения ребенка к традициям русского народа».



     С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого. Задача (родителей, педагогов) — детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. И мы с вами сейчас поиграем

  • "Колпачок и палочка"

   Дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.

. Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Цель игры: упражнять детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать, помогать друг другу.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.

 

Я куплю себе дуду, и по улице пойду,

Громче дудочка дуди: мы играем, ты води.

 

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись: кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки спускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой, выбираешь какого коня: сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т.п.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы из памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Народные, хороводные игры являются неотъемлемой частью художественного, интернационального, и физического воспитания детей разного возраста. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Русские подвижные игры можно разделить на группы:

  • 1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

  • 2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

  • 3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.

Значение

  •  Народные  игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками.

  •  В играх совершенствуется эстетическое восприятие
    мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.

  •  Во время подвижных игр у детей совершенствуются
    движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

  •  Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре.

  • Предлагаю игры, которые можно использовать на занятиях, на прогулке, на развлечениях и праздниках, в повседневной жизни.

  • Селезень
    Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, и поют:
    Селезень утку догонял
    Молодой утку загонял:
    «Ходи, утица, домой,
    Ходи, серая, домой!»
    Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки- мышки». Поймав «Уточку», Селезень приводит ее в круг и целует в щеку.

  • Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка,

  • - Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

  • 5Игра «Жаворонок»:

  • По читалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие и бегает в нём. Все говорят:

  • - В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.

  • Порезвился в тишине, прятал песенку в траве.

  • Тот, кто песенку найдёт, будет весел целый год.

  • Играющие закрывают глаза, «Жаворонок» выбегает за круг и осторожно кладёт колокольчик за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

  • Водяной

  • Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

  • Дедушка водяной,

  • Что сидишь ты под водой?

  • Выгляни на чуточку,

  • На одну минуточку.

  • Раз, два, три – водяной не спи!

  • Хоровод останавливается, "водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

  •         Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:

  • Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три!

  •         На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется.

  • Гори, гори ясно (2)

  •         Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все  поют:

  • Гори, гори ясно, Что бы не погасло. Глянь на небо –

  • Птички летят, колокольчики звенят!

  •                 Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого -нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

  • Колечко.

  • Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

  • Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?»

  • Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

  • Колечко, колечко,

  • Выйди на крылечко!

  • Кто с крылечка сойдет,

  • Тот колечко найдет!

  • Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

  •  

  • Шатёр.

  • Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:

  • Мы- весёлые ребята.

  • Соберемся все в кружок,

  • Поиграем и попляшем,

  • И помчимся на лужок.

  •  

  • С окончанием пения дети перестраиваются в один общий к. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».

  •  

  • Краски.

  •   Играющие выбирают хозяина и покупателя – черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает  покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:

  • - Тук, тук!

  • Кто пришел?

  • - Я черт с рогами, с горячими порогами,

  • С неба свалился, в горшок провалился!

  • -Зачем пришел?

  • - За краской.

  • - За какой?

  • - За красной.

  • Если красной краски нет, хозяин говорит:

  • Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.

  • Если краска есть, хозяин говорит:

  • Скачи на одной ножке по красной дорожке

  • Найди красные сапожки.

  • Поноси, поноси

  • И назад принеси!

  • В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.

Русские народные подвижные и хороводные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

 Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и   правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции   своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.   Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.