Народная песня –
Зеркало души русской
.
Русские народные песни — это радостный или отчаянный порыв души, который никогда не перестанет связывать нас с нашей историей и традициями.
Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне
Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:
- Что такое фольклор ? Каково происхождение этого слова?
- Каковы характерные особенности устного народного творчества?
(Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями.)
3. Прокомментируйте каждую из особенностей.
4. Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.
5. Назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?
6. В чём народная мудрость малых жанров фольклора?
7. Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?
Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни»
1. Сформулируйте тезис статьи учебника.:
2. О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?
(Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)
Ива́н Заха́рович Су́риков
( 25 марта 1841 — 24 апреля [ 1880) — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления
.
Как кому на свете Дышится, живётся — Такова и песня У него поётся…
Жизнь даёт для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета — То и отразится В песне у поэта .
Практическая работа. «Виды русских народных песен».
Виды народных песен
Календарные
Примеры
песни
Святочные песни: коляда, овсень, виноградье
Лирические
песни
Обрядовые
песни
Исторические
песни
Частушки
Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне
Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:
- Какие песни пели в определённые дни года, по народным праздникам?
(Календарные песни.)
2. Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?
(Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни.)
3. Назовите виды лирических песен.
(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни.)
4. С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны?
(Свадебные песни, причитания - плачи.)
5. В чём специфика частушек как особого вида песен?
(Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки.)
6. Как появились исторические песни? В чём особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?
Отчёт о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и имён исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов.
7. В чём своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель её исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?
8. Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.
Древние символы-образы
- Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
- В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
- Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
- Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
- Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)
1. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...». Русские народные песни в актёрском исполнении
Общий план работы в подгруппах:
Групповая работа:
Группа 1. Хороводные и лирические песни.
- Прочитайте выразительно текст народной песни. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете? Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
- Прочитайте выразительно текст народной песни.
- К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
- С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?
- Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
Подгруппа 1. «В тёмном лесе...».
(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение).
Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...».
- Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора». Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен». Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
- Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора».
- Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
- Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Подгруппа 3. «Вдоль по улице метелица метёт...».
Подгруппа 4. «Зацветала у лози лоза...».
Подгруппа 5. «И туда — гора, и сюда — гора».
2. Исторические песни «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён». Русские народные песни в актёрском исполнении
Групповая работа:
Общий план работы в подгруппах:
Группа 2. Исторические песни.
- Прочитайте выразительно текст народной песни.
- К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
- С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?
- Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне?
Подгруппа 1. «Там татары шли».
(Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др)
Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице».
- Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
- Прослушайте в актёрском исполнении песни «Там татары шли», «Про Пугача». Ответьте на вопросы из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
- Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».
Подгруппа 4. «Про Пугача».
3. Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жи з н и народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек
Групповая работа:
Общий план работы в подгруппах:
Группа 3. Частушки.
- Прочитайте статью учебника о частушках.
- Каковы особенности жанра частушек?
- Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
- Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.)
- Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Домашнее задание
- Подготовить устное сообщение «Русские народные песни».
- Завершить заполнение таблицы.
- Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания.
- Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся).
- Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» ( много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами ).
- Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком.
Итоговый вопрос:
В чём своеобразие содержания и формы русских народных песен?