СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные песни

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация содержит как теоритический , так и практический материал

Просмотр содержимого документа
«Русские народные песни»

Народная песня – Зеркало души русской   .

Народная песня –

Зеркало души русской

.

   Русские народные песни — это радостный или отчаянный порыв души, который никогда не перестанет связывать нас с нашей историей и традициями.

Русские народные песни — это радостный или отчаянный порыв души, который никогда не перестанет связывать нас с нашей историей и традициями.

Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне Актуализация имеющихся знаний о фольклоре: Что такое фольклор ? Каково происхождение этого слова? Каковы характерные особенности устного народного творчества? (Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) 3. Прокомментируйте каждую из особенностей.  4. Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику. 5. Назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение? 6. В чём народная мудрость малых жанров фольклора? 7. Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали? Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни» 1. Сформулируйте тезис статьи учебника.: 2. О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)

Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне

Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:

  • Что такое фольклор ? Каково происхождение этого слова?
  • Каковы характерные особенности устного народного творчества?

(Устная форма существования, коллективный автор — народ, вариативность, исполнение различными сказителями.)

3. Прокомментируйте каждую из особенностей.

4. Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

5. Назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

6. В чём народная мудрость малых жанров фольклора?

7. Какие народные песни вы знаете? В чьём исполнении вы их слышали?

Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни»

1. Сформулируйте тезис статьи учебника.:

2. О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?

(Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки.)

  Ива́н  Заха́рович  Су́риков   ( 25 марта 1841 — 24 апреля [ 1880​) —  русский  поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления  . Как кому на свете  Дышится, живётся —  Такова и песня  У него поётся… Жизнь даёт для песни  Образы и звуки:  Даст ли она радость,  Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный,  Тьму ли без рассвета —  То и отразится  В песне у поэта .

Ива́н  Заха́рович  Су́риков

  ( 25 марта 1841 — 24 апреля [ 1880​) —  русский  поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления

.

Как кому на свете Дышится, живётся — Такова и песня У него поётся…

Жизнь даёт для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета — То и отразится В песне у поэта .

Практическая работа.   «Виды русских народных песен».   Виды народных песен Календарные Примеры песни Святочные песни: коляда, овсень, виноградье Лирические песни Обрядовые песни Исторические песни Частушки

Практическая работа. «Виды русских народных песен».

Виды народных песен

Календарные

Примеры

песни

Святочные песни: коляда, овсень, виноградье

Лирические

песни

Обрядовые

песни

Исторические

песни

Частушки

Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне

Актуализация имеющихся знаний о фольклоре:

  • Какие песни пели в определённые дни года, по народным праздникам?

(Календарные песни.)

2. Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?

(Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни.)

3. Назовите виды лирических песен.

(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни.)

4. С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны?

(Свадебные песни, причитания - плачи.)

5. В чём специфика частушек как особого вида песен?

(Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки.)

6. Как появились исторические песни? В чём особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?

Отчёт о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и имён исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин, Суворов, Кутузов.

7. В чём своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель её исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?

8. Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.

Древние символы-образы Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена) В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля) Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград) Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука. Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

Древние символы-образы

  • Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
  • В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
  • Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
  • Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
  • Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

1. Хороводные и лирические песни «В тёмном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...». Русские народные песни в актёрском исполнении

Общий план работы в подгруппах:

Групповая работа:

Группа 1. Хороводные и лирические песни.

  • Прочитайте выразительно текст народной песни. К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ. С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете? Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
  • Прочитайте выразительно текст народной песни.
  • К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
  • С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или весёлая? Почему вы так думаете?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Подгруппа 1. «В тёмном лесе...».

(Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение).

Подгруппа 2. «Уж ты ночка, ты ноченька тёмная...».

  • Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора». Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен». Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
  • Прослушайте в актёрском исполнении песни «Зацветала у лози лоза», «И туда — гора, и сюда — гора».
  • Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
  • Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Подгруппа 3. «Вдоль по улице метелица метёт...».

Подгруппа 4. «Зацветала у лози лоза...».

Подгруппа 5. «И туда — гора, и сюда — гора».

2. Исторические песни «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён».  Русские народные песни в актёрском исполнении Групповая работа: Общий план работы в подгруппах: Группа 2.  Исторические песни.  Прочитайте выразительно текст народной песни.  К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.  С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?  Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне? Подгруппа 1. «Там татары шли». (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др) Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице». Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?  Прослушайте в актёрском исполнении песни «Там татары шли», «Про Пугача». Ответьте на вопросы из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».  Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Подгруппа 3. «Пугачёв казнён». Подгруппа 4. «Про Пугача».

2. Исторические песни «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён». Русские народные песни в актёрском исполнении

Групповая работа:

Общий план работы в подгруппах:

Группа 2. Исторические песни.

  • Прочитайте выразительно текст народной песни.
  • К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
  • С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне?

Подгруппа 1. «Там татары шли».

(Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др)

Подгруппа 2. «Пугачёв в темнице».

  • Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
  • Прослушайте в актёрском исполнении песни «Там татары шли», «Про Пугача». Ответьте на вопросы из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем исполнение песен».
  • Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Подгруппа 3. «Пугачёв казнён».

Подгруппа 4. «Про Пугача».

3. Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жи з н и народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек Групповая работа: Общий план работы в подгруппах: Группа 3.  Частушки.  Прочитайте статью учебника о частушках.  Каковы особенности жанра частушек?  Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим...».  Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств? (Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.)  Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

3. Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жи з н и народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек

Групповая работа:

Общий план работы в подгруппах:

Группа 3. Частушки.

  • Прочитайте статью учебника о частушках.
  • Каковы особенности жанра частушек?
  • Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
  • Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

(Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифма.)

  • Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Домашнее задание Подготовить устное сообщение «Русские народные песни». Завершить заполнение таблицы. Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся). Индивидуальные задания.  Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся). Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» ( много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами ). Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком.

Домашнее задание

  • Подготовить устное сообщение «Русские народные песни».
  • Завершить заполнение таблицы.
  • Письменно ответить на вопрос 3 или на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

  • Выполнить одно из творческих заданий учебника или написать отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни» (по выбору учащихся).
  • Составить историко-культурные комментарии к преданию «О покорении Сибири Ермаком» ( много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами ).
  • Подготовить историческую справку о покорении Сибири Ермаком.

Итоговый вопрос:  В чём своеобразие содержания и формы русских народных песен?

Итоговый вопрос:

В чём своеобразие содержания и формы русских народных песен?