СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные сказки. Типы сказок.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказки в чтении детей

Просмотр содержимого документа
«Русские народные сказки. Типы сказок.»

Тема:  Русские народные сказки. Слайд- лекция   Подготовила: Телеева Х.Н.,преподаватель ПЦК филологических дисциплин РПК им. М.М. Меджидова

Тема: Русские народные сказки.

Слайд- лекция

Подготовила:

Телеева Х.Н.,преподаватель ПЦК филологических дисциплин РПК им. М.М. Меджидова

. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста».Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось
  • . Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста».Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось
       Сказка - один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил

  • Сказка - один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел
  • Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил
Типы сказок   По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

Типы сказок

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три:

  • сказки о животных,
  • волшебные сказки и
  • бытовые (сатирические).
Сказки о живoтных   В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных.

Сказки о живoтных

  • В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
  • В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных.
Каждый из животных наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете   традиционная черта лисицы - хитрость , Волк жаден и глуп; У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек , то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Каждый из животных наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете

  • традиционная черта лисицы - хитрость , Волк жаден и глуп; У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек , то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
В сказках о животных много песенок  Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

В сказках о животных много песенок

Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

 Волшебные сказки.  Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие.  Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания.

Волшебные сказки.

Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания.

В распоряжении героя оказываются весьма действенные средства : ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя.
  • В распоряжении героя оказываются весьма действенные средства : ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя.
 Бытовая (сатирическая) сказка. Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми

Бытовая (сатирическая) сказка.

  • Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
  • В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми
  • Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам. В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников.    Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.  Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою

Роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.

Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.
  • В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.
  • В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.
Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.  Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой.  Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
  • Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Обзор учебников литературного чтения.   1 класс Русская народная сказка «Рукавичка» Русская народная сказка «Петух и собачка» 2 класс Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Русская народная сказка «У страха глаза велики» Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Русская народная сказка «Лица и журавль» Русская народная сказка «Каша из топора» Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

Обзор учебников литературного чтения.

  • 1 класс
  • Русская народная сказка «Рукавичка»
  • Русская народная сказка «Петух и собачка»
  • 2 класс
  • Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
  • Русская народная сказка «У страха глаза велики»
  • Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
  • Русская народная сказка «Лица и журавль»
  • Русская народная сказка «Каша из топора»
  • Русская народная сказка «Гуси- лебеди»
3 класс Русская народная сказка «Сестричка Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
  • 3 класс
  • Русская народная сказка «Сестричка Аленушка и братец Иванушка»
  • Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»
  • Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Формы работы со сказками:

Формы работы со сказками:

Для определения роли сказок воспитании детей учащимся после прочтения сказок можно предложить ответить на вопросы: На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему? Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса. Почему именно его? Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил? Зачем сказка нужна человеку?

Для определения роли сказок воспитании детей

учащимся после прочтения сказок можно предложить ответить на вопросы:

  • На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?
  • Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса. Почему именно его?
  • Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?
  • Зачем сказка нужна человеку?
Вывод:   Если в педагогическом процессе использовать познавательные возможности сказок ,то это окажет влияние на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики. Народная сказка-педагогика национального развития, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала.

Вывод:

  • Если в педагогическом процессе использовать познавательные возможности сказок ,то это окажет влияние на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
  • Нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики.
  • Народная сказка-педагогика национального развития, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала.
Для девочек- это красна девица  ( мастерица, умница ,рукодельница …)

Для девочек- это красна девица ( мастерица, умница ,рукодельница …)

… а для мальчиков – добрый молодец  (смелый, сильный, честный, трудолюбивый,  добрый, любящий свою Родину).

а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, трудолюбивый, добрый, любящий свою Родину).