Просмотр содержимого документа
«Русские народные сказки. Типы сказок.»
Тема: Русские народные сказки.
Слайд- лекция
Подготовила:
Телеева Х.Н.,преподаватель ПЦК филологических дисциплин РПК им. М.М. Меджидова
- . Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста».Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось
- Сказка - один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел
- Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил
Типы сказок
По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три:
- сказки о животных,
- волшебные сказки и
- бытовые (сатирические).
Сказки о живoтных
- В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
- В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных.
Каждый из животных наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете
- традиционная черта лисицы - хитрость , Волк жаден и глуп; У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек , то он непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
В сказках о животных много песенок
Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.
Волшебные сказки.
Все происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие.
Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания.
- В распоряжении героя оказываются весьма действенные средства : ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя.
Бытовая (сатирическая) сказка.
- Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
- В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
- Постоянными героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам. В бытовых сказках появляются порой и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".
- В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.
- В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.
- Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Обзор учебников литературного чтения.
- 1 класс
- Русская народная сказка «Рукавичка»
- Русская народная сказка «Петух и собачка»
- 2 класс
- Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
- Русская народная сказка «У страха глаза велики»
- Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
- Русская народная сказка «Лица и журавль»
- Русская народная сказка «Каша из топора»
- Русская народная сказка «Гуси- лебеди»
- 3 класс
- Русская народная сказка «Сестричка Аленушка и братец Иванушка»
- Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»
- Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Формы работы со сказками:
Для определения роли сказок воспитании детей
учащимся после прочтения сказок можно предложить ответить на вопросы:
- На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим? Почему?
- Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошими: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса. Почему именно его?
- Если бы ты поймал щуку-волшебницу, о чем бы ты ее попросил?
- Зачем сказка нужна человеку?
Вывод:
- Если в педагогическом процессе использовать познавательные возможности сказок ,то это окажет влияние на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
- Нравственное воспитание ребенка является центральным ориентиром в развитии личности. Воспитание и образование в демократическом обществе не могут функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики.
- Народная сказка-педагогика национального развития, возрождения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала.
Для девочек- это красна девица ( мастерица, умница ,рукодельница …)
… а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, трудолюбивый, добрый, любящий свою Родину).