СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка конспекта урока по теме "Русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты", надеюсь поможет учителям Музыки  в проведении урока знакомства с русскими народными инструментами. 

Просмотр содержимого документа
«Русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты»

Разработка конспекта урока Мариной Е.Ю. – учителя Музыки гимназии №40 им.Ю.А.Гагарина г.Калининград



Тема урока: “Русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты”



Цель урока: Познакомить детей с русскими народными ударными инструментами, историей их возникновения и звучанием. Стимулировать фантазию, воображение учащихся.



Задачи урока: – способствовать формированию творческой личности;
– развить у детей музыкально-слушательский опыт;
– расширить знания о народных музыкальных инструментах
– побудить в детях желание научиться играть на народных музыкальных инструментах

- выучить игровую песню с элементами игры на народных инструментах: трещётки, свистульки, ложки.

Форма проведения урока: Урок-игра.

Пособия и материалы: русские народные ударные деревянные музыкальные инструменты: палочки, рубель, коробочка, шаркун, барабанка, кокошник, трещотка, ложки. Магнитофон, аудиозаписи.



Ход урока:

Пед.Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня у нас урок будет необычным: мы будем беседовать о русских народных ударных деревянных музыкальных инструментах.

Давным-давно жили талантливые люди, которые умели многое делать: и вырастить урожай, и дом построить, и сделать “музыкальное орудие”, и сыграть на нём. Профессионалы, работа которых заключалась только в изготовлении музыкальных инструментов, появились далеко не сразу. А раз музыкальные инструменты делал народ, поэтому и название они получили народные. Сегодня мы с вами будем говорить об инструментах, которые появились на Руси, то есть о русских народных инструментах.

Самую древнюю группу инструментов, где звук возникает от удара, называют ударной. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши, притопыванию.

Звук этих инструментов зависит от их конструкции и от материала, из которого они сделаны. Бывают деревянные музыкальные инструменты.

Теперь, когда мы с вами разобрались с длинным названием, вам понятно о каких инструментах мы будем с вами разговаривать?

Ответ детей: Да. Это инструменты, которые сделал русский народ, звук в которых возникает от удара и сделаны они из дерева.

Пед. Молодцы! Ударные инструменты возникли ещё у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами камней и палок друг о друга.

В наше время ударные инструменты используются в различных оркестрах: они подчёркивают ритм музыки, используются с целью звукоподражания, например, для изображения грома, ливня и т.д.

Первый и самый древний из ударных инструментов – деревянные палочки (показ). Палочками можно отстукивать разный ритм.

Давайте сейчас поиграем в игру “Моё имя”: каждый из вас должен пропеть и простучать на палочках своё имя. Давайте я начну, а потом вы все по очереди продолжите. (дети становятся в круг, передают палочки).

Звучит наигрыш «Сени». ( демонстрация игры на рубеле и коробочке)

Пед. Перед вами ещё два ударных музыкальных инструмента – рубель и деревянная коробочка. Рубель использовался в повседневной жизни крестьян: в прежние времена, когда утюгов не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем долго утрамбовывали рубелем. Возможно, что кто – то когда – то случайно провёл по его зубцам другим упругим инструментом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. На рубеле играют деревянной палочкой. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что музыкальный рубель пустотелый, и звучит более громко и гулко. Если бы рубель был цельным, то звук был бы намного глуше. Давайте попробуем (дети проводят палочкой по рубелю, закрыв полость ладонью, а потом убирает ладонь и проводит ещё раз сравнивая звук). Рубель в наши дни используется в оркестре русских народных инструментов .

Коробочка – это очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра . Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчёркивают отдельные ритмические точки, имитирующие цоканье копыт.

Звучит песня «Как за доном за рекой», коробочка имитирует цоканье копыт.

Пед. Ещё один музыкальный инструмент – шаркун. В народе его ещё называют шаркунок или шергунок. Сейчас этот инструмент можно встретить у нас, на Севере. Это плетёные берестяные или складные деревянные погремушки, в которых “звучит” насыпанный внутрь сухой горох.

Игра : «Передай шаркун по кругу»

Пед. А этот музыкальный инструмент называется барабанка. Барабанка – это пастушеский деревянный барабан. Инструмент мастерили сами пастухи. Для этого они выбирали старую сосну или ель, обязательно хорошо просушенную. Чем тоньше доска, тем звонче звук. Обычно толщина её 1,5 сантиметра. Если же звук глухой – в центре доски делают пять – шесть отверстий, которые располагают в случайном порядке. Инструмент тщательно предохраняется от сырости “чтобы не потускнел звук”. Во время игры инструмент подвешен на шее исполнителя с помощью ремня, пропущенного через отверстия в верхней части доски, которая располагается при этом горизонтально на уровне пояса (показ). Играют на барабанке двумя палочками (колотушками). Звук инструмента сухой, звонкий, полётный, что обусловлено основной функцией барабанки как сигнального пастушеского инструмента. Барабанят пастухи утром на выгон стада и вечером по возвращении. Пользуются инструментом и днём для сбора стада, а в лесу “обстукивают”, чтобы коровы не разбредались. Нередко барабанка используется и для сопровождении пляски или пения частушек.

Пед. В прежние времена деревенские сторожа ходили по деревне с колотушками, отпугивая воров. По принципу сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник (показ). Основой его служит небольшой деревянный каркас, две широкие стороны каркаса обтянутый тонкой фанерой, кожей, по ним будет ударять привязанный к верхней части корпуса деревянный шар, извлекая звуки, похожие на пулемётную дробь. В верхней стенке закрепляется узлом ремешок с шариком, а в нижнюю вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент и делают частые колебания (показ).

Пед. И сейчас же щётки, щётки
Затрещали как трещотки
И давай меня тереть,
Приговаривать…

Ребята, из какого произведения эти известные всем строчки?

Ответ детей: Из “Мойдодыра” Корнея Чуковского.

Пед. Молодцы! Из названия этого инструмента понятно, что трещотка должна что делать?

Ответ детей: трещать.

Ведущая: Правильно. Трещотка – старый русский народный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоит он из сухих тонких пластинок, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. Пластинки для трещоток делают из дуба, ореха или клёна. Играющий на трещотках держит инструмент на уровне груди, руками держит шнур за концы и, манипулируя кистями рук, ударяя ими - то одновременно, то порознь, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах .

Трещотки привлекают внимание зрителей не только своим звуком, но и внешним видом, нередко трещотки украшают лентами, бубенчиками и цветами.

Звучит наигрыш «Сени». Раздаются трещотки и ребята подыгрывают гармонисту.

Пед. Хорошо в зимние вечера, когда за окном метель да стужа, посидеть у печки в тёплой избе, попеть песен да на русских народных музыкальных инструментах поиграть. О каком музыкальном инструменте сейчас речь пойдёт вы угадаете, если загадку отгадаете: сама не ест, а всех кормит.

Ответ детей: Ложка.

Пед. Правильно, это – деревянные ложки. Ложки – это ударный деревянный самозвучащий музыкальный инструмент. Есть народные мастера, которые изготавливают именно деревянные музыкальные ложки из твёрдых пород дерева (ясень, клён, дуб, бук, граб). Их изделия отличаются прочностью и звучностью. Музыкантов, которые играют на ложках, называются ложкарями, они знают много приёмов игры на ложках. Играют обычно тремя или пятью ложками. Некоторые виртуозы – ложечники закрепляют по нескольку ложек за поясом, в голенищах сапог и успевают пройтись по всем ложкам с такой скоростью, что и взглядом не уследишь. Ловкий ложечник напоминает фокусника или жонглёра, только жонглирует он не предметами, а звуком (показ).

Разучивание песни «Ложки»

Ложки, ложечки резные зазвучат в один момент,
Не простые – расписные древний русский инструмент.
Всем игра понятна наша посмешим, потешим вас!
Эти ложки – не для каши, мы сыграем вам сейчас!



Пед. Вам понравился рассказ об русских народных ударных деревянных музыкальных инструментах?

Ответ детей: Да.

Пед.: Давайте проверим, хорошо ли их запомнили.

Ребрист, но очень голосист. (Рубель)

Каким музыкальным инструментом можно есть суп? (Ложки)

Деревянные подружки жить не могут друг без дружки. Тонкие как спички весёлые сестрички. (Палочки)

Ой, трещит она, трещит, всех ребяток веселит. (Трещотки)

Мы на ней друзья играем, стук копыт изображаем. (Коробочка)

Пед. Отлично справились с заданием, название всех музыкальных инструментов запомнили! Раньше на Руси очень любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах.

Давайте и мы с вами в завершении нашего занятия вместе сыграем в весёлом оркестре под русскую народную песню “Калинка”. Для этого возьмите любой понравившийся вам инструмент и разделитесь по группам: в первой группе будут палочки, ложки, коробочка, во второй группе – кокошник, рубель, трещотка; в третьей группе – шаркун, барабанка.

Исполнение инструментальной композиции «Калинка»

Пед. Отличный получился оркестр!