Этапы урока Задачи этапов | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I. Орг. момент Задачи этапа: Организовать направленное внимание на начало урока (личн.) Замотивировать к учебной деятельности (личн.) | На слайде текст стихотворения | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Но для начала поприветствуем друг друга. Прозвенел уже звонок- Начинается урок А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, друзьям и садитесь по местам. Спасибо за приветствие. А теперь начнем наш урок. | -Здравствуйте! |
II. Актуализация знаний Задачи этапа: Актуализировать знания обучающихся о понятии сказка, устное народное творчество (предм.) Развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками (личн.) Формировать умение работать с информацией, представленной в виде иллюстраций, загадкой(позн.) Развивать умение выполнять учебные действия в устной речи (регул.) Развивать умение принимать участие в учебном диалоге (коммун.) | Определения на слайде. | Кто из вас знает, что такое устное народное творчество? Верно, это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение. А как еще называют устное народное творчество? (фольклор) Какие произведения устного народного творчества вы знаете? (потешки, загадки, небылицы, сказки) Сегодня к нам в гости пришла сказка. Эта сказка необычная, онаволшебная. -Кто сможет дать определение, что же такое «волшебная сказка»?Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. -А кто является автором сказок? (народ) | Это сказки. фольклор, былины, поговорки, пословицы, это текст который передается из уст в уста и тд. -Фольклор -В ней есть чудо, нереальные персонажи… -Народ |
III. Выход на тему и цель урока Задачи этапа: Развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками (личн.) Развивать умение формулировать тему и цель урока (регул.) Формировать умение коллективно составлять план урока (регул.) Формировать умение осознавать познавательную цель урока (позн.) Развивать умение принимать участие в учебном диалоге (коммун.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.) | Репродукции картинна слайде Сведения об художниках(кратко) | -Верно, и сегодня мы познакомимся с волшебной сказкой. А чтобы узнать, как она называется, нужно внимательно рассмотреть рисунки на слайде. -Что же изображено на первом рисунке? -Верно, это Иван-Царевич! А на втором? -Все правильно, кто может сказать, о какой сказке пойдет речь? «Иван-Царевич и Серый Волк». -Значит, какой будет тема урока? -Какую цель поставим на урок? . | -Мальчик, царевич, Иван- Царевич. Серый волк -«Иван-Царевич и Серый Волк» Про принца и принцессу, про сказочных существ… -Прочитать… узнать незнакомые слова - |
IV. Подготовка к первичному восприятию текста Задачи этапа: Способствовать проявлению чувства гордости и уважения к фольклору(личн.) Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.) Учить работать с информацией, представленной в виде текста, иллюстраций (позн.) Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в словарях (позн.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.) Формировать умение формулировать собственное мнение (коммун.) | Учебник литературного чтения 3 класс 1 четверть Школа России Определения (на слайде) | -На слайде изображены картины, написанные к данной сказке. Что мы видим на них? Откройте, пожалуйста, учебники на стр.28. Помним, что с учебниками нужно обращаться бережно. Аккуратно. Не бросать. Не рвать! -Открыли? Молодцы. Если обратим внимание на стр.29, что мы видим? Можно увидеть еще одно изображение картины художника Ивана Яковлевича Билибина к сказке, которую мы будем сегодня читать. Также, ранее, мы видели на слайде изображение Ивана - Царевича, Серого Волка и девушки. Внимательно рассмотрите картины в учебнике, на слайде и предположите, о чём может идти речь в сказке? | Лес, девушка, волк, мальчик со стрелами -Да, открыли |
V. Первичное восприятие текста Задачи этапа: Познакомить с содержанием сказки «Иван-Царевич и Серый Волк» (предм.) Учить воспринимать на слух текст произведения (позн.) Развивать умение ориентироваться на страницах учебника (позн.) Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.) | Учебник литературного чтения 3 класс 1 четверть Школа России | - Сейчас мы будем читать сказку. Каждый из вас будет читать по абзацу, а вы знаете, что такое абзац? -Сформулируйте правильно, что такое абзац? Назовите. Абзац- часть текста, несколько предложений или одно предложение, своего рода ступеньки. Каждый абзац пишется с красной строки.-Давайте приступим к чтению. Дети читают по абзацу. Трудно-читающий ребенок, тогда спокойно прервать, дать слово следующему. | -Ступеньки, часть текста, красная строчка. |
VI. Проверка первичного восприятия текста Задачи этапа: Учить сравнивать выдвинутые предположения с содержанием сказки (предм.) Пополнять словарный запас обучающихся посредством организации словарной работы (предм.) Развивать умение озучиватьсвои мысли и чувства по поводу прослушанного произведения (коммун.) Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.) | Физ.минутка ( показ детям) | -Спасибо за прочтение. Вы все хорошо постарались. -Итак, мы прочитали сказку. Понравилась ли вам она? Что особенного понравилось? -Что можете о ней сказать, ваши мысли о том, что в ней будет,подтвердились? -Вам встретились слова, значение которых вы не знаете? -Прочитаем значения тех слов, которые вам не знакомы (со слайда.) – Давайте немного отдохнем, поднимитесь с места и встаньте рядом с партой. Теперь поднимем ручки вверх и потянемся к солнышку, все очень по нему скучают. Спустили. Теперь повернем голову влево, потом аккуратно вправо. Теперь, только очень тихо, чтобы не испугать соседние классы. Топнем ножкой правой. А потом и левой. Хлопнем в ладоши, улыбнемся и присядем на место. Спасибо, молодцы. | Да. И еще много нового узнали Да, караулы, похитник, задолит,позарился, наутек |
VII. Анализ Задачи этапа: Способствовать пониманию нравственной проблемы произведения (личн.) Спососбствоватьформированию у обучающихся представлений о дружбе, честности, доброте, взаимопомощи (личн.) Развивать умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника) (предм.) Формировать умение определять мотивы поступков героев произведения (позн.) Развивать умение ориентироваться на страницах учебника (позн.) Учить работать с информацией, представленной в виде текста, иллюстраций (позн.) Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.) Формировать умение формулировать собственное мнение и аргументировать его (коммун.) Развивать умение принимать участие в учебном диалоге(коммун.) | | -Что должно быть в каждой сказке? (главные герои) -Назовите главных героев этой сказки. - К какому жанру относится сказка?(волшебная, о животных, бытовая) -Вы были внимательны при прочтении сказки? -Хорошо, а что вы можете сказать о героях? Они все положительные? -Кто, объясните почему вы так думаете? -Хорошо, тогда давайте ответим на несколько вопрос -Что можно сказать о братьях – царевичах? Почему они так поступили? -Верно, им стало завидно, ведь им ничего не досталось, а младший брат смог добыть все. -Что вам показалось необычным и волшебным? -Сравните, пожалуйста, как добывал жар птицу, коня и Елену Прекрасную Иван-Царевич и как это сделали его братья? Почему? - Каким был Иван – Царевич? Опишите его. -Верно, царевич верный, честный. Послушный сын своего отца. А волк? Расположите события по порядку: 1.Старшие братья караулят сад. 2.Жар-птица перестала похищать яблоки из сада. 3.Иван-Царевич стережет сад и получает перо жар-птицы. 4.Похищение золотых яблок из сада царя берендея. -Все правильно, подумайте, почему важна последовательность события в сказке. -Последовательность действий в сказке просто необходима, потому что так читателю понятен сюжет. | Волшебная Да Нет, есть злые и подлые Они злые, завистники Волк говорит, жарптицазолотая, вода живая и мертвая… Не честно, хитростью, они его убили, Стр.28(отважный, честный) 4,1,3,2. Что бы было все понятно. |
VIII. Вторичное восприятие текста Задачи этапа: Формировать умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям) (предм.) Учить осуществлять само- и взаимоконтроль при работе с памяткой выразительного чтения (регул.) Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.) Развивать умение ориентироваться на страницах учебника (позн.) Формировать умение аргументировать свою точку зрения (коммун.) | | -А сейчас вы будете перечитывать отрывок из сказки красиво, правильно и выразительно. Отрывок будет следующий: стр.30 6 абзац, со слов «Позвал он сыновей и говорит им:» и до слов «Садись на меня да держись крепче» -Прочитайте его сначала про себя. -Теперь вы будете читать отрывок вслух, но перед этим давайте повторим памятку выразительного чтения: -Прочитайте первый пункт памятки. Подумайте, во всех ли словах вам понятна постановка ударения? -Прочитайте второй пункт. Что помогает нам понять, где при чтении делать паузы? -Прочитайте третий пункт. Что помогает нам определить силу голоса? Как понять, какие предложения нужно прочитать громче? -Прочитайте следующий пункт. Что значит темп чтения? -Прочитайте пятый пункт. Что значит читать эмоционально? -Прочитайте последний пункт. Как показать интонацией своё отношение к произведению? -Сейчас один ученик будет читать. Остальные внимательно слушают. После чтения мы оценим читающего по памятке. –Давайте оценим чтение по памятке. -Верно ли (Ваня) ставил ударения в словах? -Соблюдал ли он паузы? -Правильно ли выбирал силу голоса? -Верно ли определил темп чтения? -Читал ли он эмоционально? -Удалось ли передать интонацией отношение к произведению? -Какие советы можем дать Ване? | Присказка, зачин, основная часть, концовка |
IX. Обобщение Задачи этапа: Помочь выявить основную идею произведения (предм.) Учить соотносить значение пословиц с содержанием произведения (предм.) Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (позн.) Формировать умение обобщать информацию (позн.) Учить работать с информацией, представленной в виде иллюстрации (позн.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.) Развивать умение принимать участие в учебном диалоге(коммун.) | «- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.» | -И, как правило, у любого произведения есть части. Назовите их. • -Присказка (Подготавливает слушателя, настраивает его на особый лад. Встречается не во всех сказках) • Зачин (Описывает главных героев, место и время действия.) • Основная часть (как правило описание действий героев, троекратные повторы) • Концовка (настраивает читателя, на то, что сказка скоро закончится). Зачитает по 2 предложения из каждой части. (стр.28, стр.28-3 абзац, стр.28-4 абзац, стр.38-7 абзац.) -Обратите внимание на слайд. Прочитайте поговорку про себя. Кто прочитаем всем нам громко и выразительно? Как вы ее понимаете? -Верно, в каждой сказке есть поучительные моменты. Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? | Читают Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т.д. |
X. Подведение итогов урока, рефлексия Задачи этапа: Формировать умение оценивать свои достижения, определять трудности, осо- знавать причины успеха и неуспеха (регул.) Развивать умение выражать свои мысли в устной форме (коммун.) | | -Ребята, наш урок подходит к концу. Понравилась ли вам данная «волшебная сказка»? Чем? -Чего бы вы никогда не сделали по отношению к вашим одноклассникам и друзьям, после прочтения сказки? - И вы большие молодцы. Мне было приятно работать с вами. До новых встреч! | Да. Она многому учит Не предавали, не оставляли в беде. Всегда помогали. Добро возвращается. |