СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский футуризм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку истории в 9 классе. 

Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти.

Просмотр содержимого документа
«Русский футуризм.»

Ваша сегодняшняя задача: Определить характерные для футуризма: модель мира; концепцию человека; концепцию творчества .

Ваша сегодняшняя задача:

Определить характерные для футуризма:

модель мира;

концепцию человека;

концепцию творчества .

Каковы причины появления футуризма? Как определяются принципы футуризма в философии? Каковы принципы футуризма в живописи? Чем футуризм отличается от символизма и акмеизма?
  • Каковы причины появления футуризма?
  • Как определяются принципы футуризма в философии?
  • Каковы принципы футуризма в живописи?
  • Чем футуризм отличается от символизма и акмеизма?
от futurum - будущее «будетляне»

от futurum - будущее

«будетляне»

20 февраля 1909 г. в «Манифесте о футуризме» Филиппо Маринетти впервые ввел термин футуризм применительно к итальянской литературе.

20 февраля 1909 г. в «Манифесте о футуризме» Филиппо Маринетти впервые ввел термин футуризм применительно к итальянской литературе.

Время рождения футуризма – 1910 год, когда вышел первый футуристический сборник «Садок  судей» , его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников и В.Каменский.

Время рождения футуризма – 1910 год, когда вышел первый футуристический сборник «Садок судей» , его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников и В.Каменский.

Философские предпосылки : А.Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше Интуитивизм Нигилизм Критика традиционной культуры Идеал сверхчеловека

Философские предпосылки :

А.Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше

  • Интуитивизм
  • Нигилизм
  • Критика традиционной культуры
  • Идеал сверхчеловека
Эстетическая предпосылка – Символизм. В центре мира человек Игра со словом Отказ от недосказанности, туманности, мистицизма Воспевание пользы «Искусство для масс» Антиэстетизм общее различие

Эстетическая предпосылка – Символизм.

  • В центре мира человек
  • Игра со словом
  • Отказ от недосказанности, туманности, мистицизма
  • Воспевание пользы
  • «Искусство для масс»
  • Антиэстетизм

общее

различие

И.Северянин И.Игнатьев Б.Пастернак Н.Асеев В.Маяковский А.Крученых

И.Северянин

И.Игнатьев

Б.Пастернак

Н.Асеев

В.Маяковский

А.Крученых

Право творца созидать свой мир, соединяя несоединимое, видеть реальность  чрез призму собственной души  утверждал  Владимир Маяковский в стихотворении «А вы могли бы?» Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочёл я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб?

Право творца созидать свой мир,

соединяя несоединимое, видеть реальность

чрез призму собственной души

утверждал Владимир Маяковский в стихотворении

«А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу»: «Только мы- лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности…» * Что выражается с помощью этих тезисов?

Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу»:

«Только мы- лицо нашего времени…

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов…

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности…»

* Что выражается с помощью этих тезисов?

Каждое из трех модернистских течений начала ХХ века (вспомните какие) в сознании читателей устойчиво связывалось с определенным видом искусства.  Как вы полагаете с каким и почему?

Каждое из трех модернистских течений начала ХХ века (вспомните какие) в сознании читателей устойчиво связывалось с определенным видом искусства.

Как вы полагаете с каким и почему?

¶  Символизм – музыка □ Акмеизм – скульптура ﻼ  Футуризм - живопись

¶ Символизм – музыка

□ Акмеизм – скульптура

ﻼ Футуризм - живопись

Футуризм был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х годов: «Бубновый валет» «Ослиный хвост» «Союз молодежи»

Футуризм был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х годов:

«Бубновый валет»

«Ослиный хвост»

«Союз молодежи»

Какие принципы живописи выражены в следующем утверждении? «Авангард можно рассматривать как реакцию на возникновение новой техники… побудило их к попытке сконструировать произведение искусства как своего рода «эстетическую машину»… как обнаружение собственной конструкции».

Какие принципы живописи выражены в следующем утверждении?

«Авангард можно рассматривать как реакцию на возникновение новой техники… побудило их к попытке сконструировать произведение искусства как своего рода «эстетическую машину»… как обнаружение собственной конструкции».

Н.И. Альтман Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Характер поэтессы передается с помощью четких, строгих линий, некую мягкость ее облику придают только струящиеся линии одежды и шали.

Н.И. Альтман

Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

Характер поэтессы передается с помощью четких, строгих линий, некую мягкость ее облику придают только струящиеся линии одежды и шали.

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.     В.Хлебников

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

  • Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.
  • Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.

В.Хлебников

Предположите, каким может быть название картины Василия Кандинского и прокомментируйте свое предположение

Предположите, каким может быть название картины Василия Кандинского

и прокомментируйте свое предположение

Линии, контуры, светотень, цвет – что, по-вашему, прежде всего позволяет Кандинскому создавать свой художественный мир?

Линии, контуры, светотень, цвет – что,

по-вашему, прежде всего позволяет

Кандинскому создавать свой художественный мир?

Картины «Композиция №7», «Синий гребень»,  «Москва. Красная площадь». В картинах Кандинского главное – цвет,взаимоотношение красок.  Ожившая в красках музыка  создает особый мир ритмов, цветовых пятен и энергетических сочетаний. Пятна и линии действуют, как живые существа. Мир красок становится проявлением постоянно  враждующих друг с другом начал,  однако из этого противостояния, трагического сплетения рождается своеобразная гармония.

Картины «Композиция №7», «Синий гребень», «Москва. Красная площадь».

В картинах Кандинского главное – цвет,взаимоотношение красок.

Ожившая в красках музыка

создает особый мир ритмов, цветовых пятен и энергетических сочетаний.

Пятна и линии действуют, как живые существа. Мир красок становится проявлением постоянно

враждующих друг с другом начал,

однако из этого противостояния,

трагического сплетения

рождается своеобразная гармония.

В картине Кандинского «Девушки в поле» человек воспринимается как центр мироздания, стабильность и устойчивость. Фигура человека в соответствии с принципами футуризма состоит из геометрических фигур.

В картине Кандинского «Девушки в поле» человек воспринимается как центр мироздания, стабильность и устойчивость.

Фигура человека в соответствии с принципами футуризма состоит из геометрических фигур.

«Квадрат Малевича –  изображение мира  как бестелесной и внеличной энергии. Это некое первоначало  и первооснова,  канон  нового искусства»

«Квадрат Малевича –

изображение мира

как бестелесной и

внеличной энергии.

Это некое

первоначало

и первооснова,

канон

нового искусства»

Живопись М.Шагала повествовательна. В ее основе лежит бытовой жанр, повседневно-бытовое и эмоционально-психологическое измерение жизни.

Живопись М.Шагала повествовательна. В ее основе лежит бытовой жанр, повседневно-бытовое и эмоционально-психологическое измерение жизни.

Вспомните! Так видели мир художники- символисты. Есть ли в этом взгляде на мир что-то общее?

Вспомните!

Так видели мир художники- символисты. Есть ли в этом взгляде на мир что-то общее?

Приближается к конструктивизму творчество Татлина. «Портрет художника» - намеренно примитивное, по-детски наивное изображение человека-творца мироздания.

Приближается к конструктивизму творчество Татлина. «Портрет художника» - намеренно примитивное, по-детски наивное изображение человека-творца мироздания.

Татлин. Башня Эго Интернационала.

Татлин. Башня Эго Интернационала.

Назовите основные черты футуризма в живописи: цели искусства авангарда, образы,  восприятие мира, отношение к средствам изобразительности

Назовите основные черты футуризма в живописи:

  • цели искусства авангарда,
  • образы,
  • восприятие мира,
  • отношение к средствам изобразительности
Проверьте себя: вера в преобразующую силу искусства; отвлеченные, абстрактные фигуры, образ художника-творца; мир, базируется на новой системе ценностей урбанистической цивилизации; обновление поэтических средств.

Проверьте себя:

  • вера в преобразующую силу искусства;
  • отвлеченные, абстрактные фигуры, образ художника-творца;
  • мир, базируется на новой системе ценностей урбанистической цивилизации;
  • обновление поэтических средств.
На примере стихотворения В.Хлебникова сформулируйте основные принципы футуризма по тем же аспектам, которые применялись по отношению к изобразительному творчеству: образы восприятие мира отношение к средствам изобразительности

На примере стихотворения В.Хлебникова сформулируйте основные принципы футуризма по тем же аспектам, которые применялись по отношению к изобразительному творчеству:

  • образы
  • восприятие мира
  • отношение к средствам изобразительности
В.Каменский. «Декрет о заборной литературе» Давайте все пустые заборы – Крыши – фасады – тротуары – Распишем во славу Вольности, Как мировые соборы Творились под гениальные удары Чудес от Искусства молодости, Расцветайте была – ни – была Во все весенние колокола… Давайте все пустые заборы – Крыши – фасады – тротуары – Распишем во славу Вольности, Как мировые соборы Творились под гениальные удары Чудес от Искусства молодости, Расцветайте была – ни – была Во все весенние колокола… Давайте все пустые заборы – Крыши – фасады – тротуары – Распишем во славу Вольности, Как мировые соборы Творились под гениальные удары Чудес от Искусства молодости, Расцветайте была – ни – была Во все весенние колокола… Давайте все пустые заборы – Крыши – фасады – тротуары – Распишем во славу Вольности, Как мировые соборы Творились под гениальные удары Чудес от Искусства молодости, Расцветайте была – ни – была Во все весенние колокола… Какая основная цель искусства провозглашается в этом стихотворении?

В.Каменский. «Декрет о заборной литературе»

Давайте все пустые заборы –

Крыши – фасады – тротуары –

Распишем во славу Вольности,

Как мировые соборы

Творились под гениальные удары

Чудес от Искусства молодости,

Расцветайте была – ни – была

Во все весенние колокола…

  • Давайте все пустые заборы – Крыши – фасады – тротуары – Распишем во славу Вольности, Как мировые соборы Творились под гениальные удары Чудес от Искусства молодости, Расцветайте была – ни – была Во все весенние колокола…
  • Давайте все пустые заборы – Крыши – фасады – тротуары – Распишем во славу Вольности, Как мировые соборы Творились под гениальные удары Чудес от Искусства молодости, Расцветайте была – ни – была Во все весенние колокола…
  • Давайте все пустые заборы – Крыши – фасады – тротуары – Распишем во славу Вольности, Как мировые соборы Творились под гениальные удары Чудес от Искусства молодости, Расцветайте была – ни – была Во все весенние колокола…

Какая основная цель искусства провозглашается в этом стихотворении?